Где стажировку проходили, там и работайте — 4 истории стажёров Сбербанка

image

Это истории тех, кто учится в «Школе 21», успешно прошёл стажировку и остался работать в Сбербанке. Я уже рассказывала, что этот проект — путь в IT и он крайне эффективен. Если очень коротко — мы научились готовить джунов с нуля за год, делая упор на soft skills. Учиться нужно умению мыслить как разработчик — от анализа требований до взаимодействия внутри команды. Что, собственно, в «Школе 21» и происходит на базе C, где ребята в полубоевых условиях работают над проектами не по учебному материалу, а ищут всю информацию сами. Не все верят, что люди после такой подготовки могут быстро освоить новый язык или фреймворк за время стажировки и начать работать разработчиком.

Могут. Вот истории четырёх участников «Школы 21», которые прошли как раз такой путь.

«С вузами у меня как-то не сложилось»


image

Меня зовут Максим Фролов. Родился в Волжском (маленький городок под Волгоградом). Из образования только 11 классов школы, с вузами у меня как-то не сложилось. Один Школьник написал в чат: «Ребят, тут стажировки на разные направления, кому надо?». Я ответил: «Можно попробовать», и понеслось.

Все-таки «Школа 21» — это ресурс для получения знаний самостоятельным путём, значит в теории, самостоятельно копаясь в недрах стаковерфлоу и технической литературе, параллельно выполняя проекты любого рода, можно было бы добиться того же, что я имею сейчас. Но «Школа 21» даёт нереальный буст по времени. Почему? Это экосистема, в которой твой досуг сбалансирован так, что при разумном подходе ты успеешь и поиграть в настольный теннис или приставку, и обсудить с друзьями новый киберпанк, но в то же время сделаешь кусок сложного командного проекта, у которого скоро дедлайн, не потеряв при этом мотивацию и не перегорев. С этим обычно есть проблемы у онлайн-курсов. Ты заходишь на Курсеру, потому что понимаешь «надо что-нибудь изучить». Приходится контролировать себя самому. В «Школу 21» же можно приехать просто так, и нужный досуг сам найдёт тебя.

В Сбере работал в ДИТ «Сервисы и безопасность», офис был на Чайке. Про проект сказать не могу, так как NDA. Занимался проектами под WebGL/Android+iOS на Unity. Сейчас компания занимается продуктом Revizto — визуальным интегратором для строительного софта (Revit, Navisworks, SketchUp, Tekla и т. д.) Под визуальным интегратором имеется ввиду такой инструмент, в который можно запихнуть наработки из разных отделов и в реальном времени посмотреть как идёт проектирование, где есть пересечения частей зданий и т. д. Я занимаюсь непосредственно этим продуктом, работаю на связке Unity/.NET.

Что было самым важным? В реалиях нынешнего рынка это, наверное, софтскиллы, полученные во время командной работы. И расширение кругозора. В «Школе 21» много интересных проектов, которыми можно позаниматься для души, если есть время. Я вот сейчас забрёл в ветку кибербезопасности и пытаюсь что-то делать с низкоуровневыми уязвимостями бинарников. Пригодится ли это мне когда-нибудь? Очень сомневаюсь. Но это как решать задачки для математиков, приносит неописуемое удовольствие:)

Планов как таковых нет. Жизнь штука динамичная. Я не знаю, что будет через месяц. Точно буду продолжать учиться и работать. Возможно, займусь каким-то собственным делом, давно хочу создать бесплатный образовательный ресурс в сфере GameDev, но никак не хватает времени.

Из советов — важно не расстраиваться в начале. У всех когда-то не было понимания, как работает Hello World. И не расслабляться, когда уже преодолел порог вхождения. Свои навыки надо постоянно развивать, чтобы быть актуальным на рынке специалистов. Ну и искать ответы на интересующие тебя вопросы в разных источниках. О чём-то может подсказать знакомый, который работает над похожим с тобой проектом, о чём-то — лекция на Ютубе, какая-то полезная информация есть на Хабре и Курсере/Степике, о чём-то может быть написано в книге, а что-то ты вынесешь для себя сам во время экспериментов.


Обратите внимание, что Максим говорит про вузы и Курсеру. Каждый в «Школе 21» выбирает тот метод, который больше ему подходит: кто-то слушает лекции и читает те же учебники, что дают в вузе, кто-то проходит курсы в интернете, кто-то просто спрашивает всех вокруг и пытается вывести сам закономерности. Многие классические вузы во всех странах подходят к внедрению новых методик: проектная работа, peer-to-peer проверки, кросс-специальности. Но система образования всегда очень консервативна, и все изменения занимают годы, тогда как в «Школе 21» мы можем проверить гипотезу, проведя A/B тестирование на одном потоке, и уже в следующем квартале внедрить нововведение. Появился спрос на новый язык или стек технологий — уже в этом же году это может стать частью нашей программы.

«До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё»


image

Меня зовут Орлова Елена, учусь на бакалавриате в НИТУ МИСиС, третий курс, направление «Информационные системы и технологии». Работаю в подразделении «Государственные продукты и сервисы». Автоматизируем документооборот между банком и государством. Конкретно я занимаюсь разработкой на Java. В одном из проектов дорабатывала задачи из техдолга, в другом изучала и внедряла новую технологию для нашего трайба. В новом проекте буду изучать DevOps. До «Школы 21» почти примирилась с тем фактом, что IT — это не моё.

Удивил темп решения задач — никогда не думала, что могу так быстро разбираться в совершенно новых темах. Также меня удивили люди — они находят нестандартные решения, быстро мыслят. Плюс классно, что вместе собраны те, кому 18 и те, кому за 45. Ожидала, что новая методика обучения поможет переосмыслить подход к образованию. Всё оправдалось. Когда тебя не контролируют, не подпинывают и разрешают приходить в любое время, появляется больше желания что-то делать и даже задачи решаются креативнее.


Случай Лены характерен для половины наших участников, она, как и многие, не думала, что IТ — это её. Мы вообще довольно часто слышим такое. Они пробуют, смотрят и понимают, что могут стать разработчиками.

Запуская проект, мы понимали, что уровень снобизма на отечественном IТ-рынке высокий и вчерашний лингвист/юрист/экономист/кондитер/музыкант должны будут пройти через первичное недоверие, многочисленные тесты и получить определённую долю отказов.

«Звучит очень здорово, но мы не верим, что за год можно стать разработчиком»


image

Меня зовут Кирилл Иванов, мне 26 лет, родом я из Вологды, до поступления в «Школу 21» я жил в Санкт-Петербурге. У меня высшее образование, закончил я Петербургский государственный университет путей сообщения по специальности «Управление ж/д перевозками и логистика на транспорте». Стажировка в Сбербанке у меня закончилась ещё в декабре 2019 года. В мае 2019 года меня и ещё шестерых участников «Школы 21», кто был готов к выходу на стажировку, пригласили на спиддейтинг в Сбербанк. С каждым из нас по очереди общались несколько руководителей команд. По сути, это несколько быстрых собеседований в один день. Некоторым из нас предложили устроиться на работу в качестве стажёров. Если честно, то я не уверен, что без «Школы 21» у меня вообще был путь в IT.

Сейчас продолжаю работать в той же команде. Ведущий инженер по разработке в розничном блоке, трайбе «Забота о клиентах». Команда занимается разработкой платформы мониторинга трайба. Этот продукт нужен для визуализации бизнес, аппликационных и инфраструктурных метрик. Например, сколько звонков поступило в кол-центр, сколько сообщений пользователи написали в чате в Сбербанк Онлайн и многое другое. Администраторам систем необходимо наблюдать за состоянием своей системы, приложений и серверов. Я непосредственно занимаюсь разработкой этой платформы и настройкой интеграций с другими системами. Помню свой первый день, когда пришёл на очную встречу в «Школе 21». Я увидел кластеры с iMac на столах, мне рассказали о методике обучения. Первой моей реакцией было: «Офигеть, а так можно было???». В этот же день я уволился с работы и сразу же записался на прохождение бассейна. Не было каких-то особых ожиданий от обучения в «Школе 21». Это просто было очень весело и интересно. Изначально я не знал, что это так далеко зайдёт, и я буду работать разработчиком в Сбербанке. Иногда я до сих пор думаю об этом.

Когда я искал стажировку, «Школе 21» было всего полгода, и никто из компаний о ней не знал. Когда рассказывал о «Школе 21», реакция многих была: «Звучит очень здорово, но мы не верим, что за полгода можно стать разработчиком». Сейчас же, практически все IT-компании знают о существовании «Школы 21», и о том, какие крутые участники в ней учатся. Если ты скажешь, что ты участник «Школы 21», то тебя определённо возьмут на стажировку. Ну и, конечно, обучаясь в «Школе 21», ты получаешь не только IT-знания, но и навыки, о которых я рассказывал выше.

Планы — продолжу работать в IT, хотел бы поработать где-то не в России, и с новыми знаниями вернуться обратно.


В «Школе 21» Кириллу дали достаточно много знаний и навыков, что сильно поможет ему в выстраивании дальнейшей карьеры. Предполагаю, что после получения крепких хард и софтскиллов у нас, он поработает где-то в Долине, а потом лет через пять вернётся в Россию. Ну или мы будем читать о нём в Forbes.

«Методология помогла мне упорядочить мои разрозненные знания»


image

Меня зовут Наталия Талантова, я из города Чебоксары, последние восемь лет живу в Москве. Закончила Чувашский государственный педагогический университет по специальности «Связи с общественностью». Моя стажировка уже закончилась, но я осталась работать в том же самом месте. Работаю в Сбербанке, в трайбе ИСУ (Интеллектуальная система управления). У нас разрабатываются несколько продуктов, в совокупности они и образуют интеллектуальную систему управления, позволяющую понять эффективность работы сотрудника. Если его работа не соответствует метрике, то даётся ряд рекомендаций, направленных на то, чтобы устранить отклонение. Я вхожу в команду разработчиков одного из этих продуктов. Основной язык — Python, библиотека pandas, также активно работаю с базами данных Oracle, Postgres.

На стажировку попала после одного из собеседований моей подруги, которая также учится в «Школе 21». Она дала мне контакты моего текущего руководителя, и после собеседования меня позвали на работу. Да, я получила оффер ещё до окончания стажировки, и вот уже год как я работаю на этом месте.

Методология, которую использует «Школа 21», помогла мне упорядочить мои разрозненные знания. До своего первого бассейна я самостоятельно изучала основы, проходила онлайн-курсы. Но у меня нет технического образования, и до «Школы 21» я никогда не занималась программированием. В 21, за довольно небольшой промежуток времени, при должной мотивации, получаешь достаточно навыков для начала своей карьеры. Конечно, можно и самому развиваться, но это намного сложнее, да и нет такого мощного стимула, как плотное взаимодействие с другими участниками. Это тоже отличный способ изучать новое и понимать непонятное — спросить другого или рассказать самому.

Ожиданий не было. Я из первого потока участников, и поначалу не было почти никакой информации о том, что представляет собой «Школа 21», и вообще зачем всё это. Так что я относилась к этому как к небольшой авантюре: будет что-то путное — хорошо, а если нет — так и терять было особо нечего.

На работе используешь довольно узкий круг технологий. Решение школьных проектов позволяет оставаться «в тонусе». Тем более планируются новые проекты на Python, а это прекрасная возможность подтянуть свои знания в языке и улучшить навык написания кода. Кроме обучения «Школа 21» предлагает ещё массу других активностей. Например, лекции и вебинары, языковые и музыкальные клубы, спортивные секции и многое другое. Многие мероприятия организуют сами участники. Ну и просто интересно увидеть, что будет дальше.

Скорее всего, моя дальнейшая карьера уже не будет зависеть от того, когда я завершу обучение. К этому моменту у меня уже будет некий опыт работы, который позволит мне себя чувствовать увереннее. Планирую и дальше развиваться в разработке, углублять свои знания. Вершин для покорения тут множеств, скучно точно не будет.

Звучит, наверное, банально, но планирование карьеры в IT я бы начала с выработки стратегии. IT-сфера огромная, стоит понять, какая область вызывает наибольший интерес. Дальше узнать какие компетенции необходимо развивать. И, конечно, определить каким образом получить новые навыки — сегодня есть масса образовательных возможностей. Это очень общая схема, но для меня стала рабочей.


Наталия — PR-специалист по образованию, который применяет математический подход к планированию своей карьеры. Не думаю, что айтишники по образованию понимали на первом курсе, куда именно они идут и что конкретно будут делать и спланировали свою карьеру как продукт.

В результате


Истории участников «Школы 21» очень разные. Мы знаем всё обо всех наших участниках и остаёмся с ними на связи даже во время прохождения стажировки, поэтому точно можем сказать — кажется, мы нащупали именно ту образовательную инициативу, которой очень не хватает совершенно разным поколениям. Кому-то может показаться, что мы жестоки в плане отсева, непохожи на привычные вещи, вызываем вал критики и недопонимания —, но теперь нам не нужно никого убеждать предположениями, как в первый год. Теперь есть численные результаты: из 200 первых участников, которые вышли на стажировку, только двое не получили предложения о работе по окончании.

© Habrahabr.ru