Где обещанный Cybertruck, Илон?
Помните Cybertruck? Илон Маск представил этот футуристический электромобиль еще в 2019 году. И обещал, что он поступит в продажу в конце 2021-го. Но всё сразу пошло не так. На презентации Tesla попыталась продемонстрировать «небьющиеся окна» Cybertruck, бросив в них металлический шар. Который сразу разбили стекло. Дважды. Это был неэлегантный дебют, родивший миллион мемов. Но Tesla все равно с энтузиазмом приступила к разработке нового электромобиля.
Потом… что-то пошло не так. Дату старта производства перенесли на конец 2022 года. Потом — на начало 2023 года. А в январе 2022 года все упоминания о дате производства и дате выпуска Cybertruck были удалены с сайта Tesla.
Буквально неделю назад мы узнали, почему. Утечка документов Tesla, произошедшая в начале июня, выявила, что у Cybertruck оказалось несколько огромных конструктивных недостатков. Проблемы были в самых важных категориях: управляемость, торможение, подвеска и шасси. Всё это, вроде бы, решаемо… Но не на столь позднем этапе разработки автомобиля. Даже Tesla, известная своими переносами сроков, никогда не сталкивалась с таким количеством проблем.
Эксперты, прокомментировавшие утечку, говорят, что любой другой производитель просто отменил бы выпуск автомобиля, и начал с нуля. Возможно, так вышло бы даже дешевле. Но проблема в том, что более полутора миллионов людей уже внесли депозит за Tesla Cybertruck, чтобы их занесли в список ожидания. И они хотят именно тот Cybetruck, который показали на презентации в 2019 году — огромный, угловатый и футуристичный.
Линия людей получается длиннее, чем за новым iPhone. Конечно, сумма депозита составляет всего $100. Но даже эти деньги несут под собой ожидания, и не могут оказаться потраченными зря. На кону стоит репутация и, главное, стоимость акций Tesla, которая и без того в последнее время начала сильно страдать.
Всё ли так плохо?
Утечки указывают на проблемы с управляемостью и торможением пикапа, из-за которых транспортное средство не высвобождается. То есть, машина опасна как для водителя, так и для окружающих.
В то же время, документы датируются январем 2022 года. Просто они попали к журналистам только в этом месяце. Но сама Tesla проверяла готовность своего автомобиля уже полтора года назад. С тех пор прошло достаточно времени, и некоторые неисправности наверняка должны были устранить.
Плюс, судя по названиям документов, это была альфа-версия — самый первый прототип. Так что с ней, понятное дело, будет что-то не так. Такие проблемы с альфа-версиями распространены. Но вопрос в том, насколько серьезными были проблемы, и насколько поздно они были обнаружены. Был уже 2022 год, а проблемы оставались структурными. Причем рядом с описанием проблем в колонке в отчете говорилось о возможных решениях. И часто там было написано, что «У нас пока нет решения для этого» или «Мы не уверены, что здесь может помочь». Создавалось ощущение, что никто не хотел говорить, что потребуется изменение конструкции аппарата, и может даже его внешнего вида и характеристик.
Интересно, что этот отчет был датирован 25 января 2022 года. И многое произошло именно в этот день. Например, Маск написал в Твиттере, что он был за рулем этого электромобиля, и что было здорово провести в нем прекрасное время. Кроме того, уже на следующий день Маск выступил на конференции с инвесторами, где обсуждался Cybertruck, и рассказал о том, что он собирается отодвинуть дату выпуска машины, но не из-за проблем с автомобилем, а потому, что это повлияет на скорость производства всех автомобилей для Tesla. И лучше подождать до полноценного запуска Gigafactory в Техасе, которое состоится чуть позже в этом году.
А 31 января 2022 года Илон Маск начал покупать акции Twitter, и переключил свое внимание туда.
Большой список проблем
Некоторые проблемы, описанные в отчете, звучат довольно забавно. Например, одной из причин задержек производства этого прототипа стали сложности с… герметизацией. Их машина выглядит как БТР, и вся построена на образе прочности и непроницаемости (камни в стёкла не в счет). Поэтому им нужна герметизация — чтобы предотвратить проникновение снаружи и шума, и воды.
Поскольку это альфа-версия, и они никогда раньше не делали пикап, герметизация проводилась вручную. Люди запечатывали всё это мастикой и клеем. И даже после того, как они это сделали, оказалось, что в герметике было много отверстий. Буквальные дыры, через которые снаружи проникает шум. Машина большая, и из-за этого гула и свиста с разных сторон получалась очень громкой. На езду в новенькой «Тесле» это было совсем не похоже.
Сделали полную герметизацию — оказалось, что есть проблемы с обработкой движений. В отчете говорится о чрезмерной резкости и рывках на средней скорости. Водителю было очень некомфортно из-за резких рывков головы. Голову часто откидывало назад, причем слишком агрессивно, так что водить машину было очень некомфортно.
Были и еще более тревожные вещи, такие как чрезмерные сотрясения внутренней конструкции и сильные боковые рывки во время маневрирования на низкой скорости. Это делало вождение слишком опасным. Кинематика, податливость и в целом управляемость автомобиля были ниже среднего, а видимость из кабины — низкой. Вероятность повредить окружающие машины оценивалась как очень высокая.
В общем, получался электромобиль, внутри которого не очень приятно находиться. С шумом, тряской, резкими движениями тела. И который к тому же плохо вёл себя на дороге, угрожая всем другим авто.
И это мы ещё не дошли до главного минуса: торможения. Машина очень тяжелая (~3 тонны, в два раза тяжелее обычных кроссоверов, и это без нагрузки). Эффективность торможения оказалась очень низкой. Выпускать такую машину на улицы городов было нельзя.
Жесткость кузова на кручение в обычной машине
Ещё одним параметром, доставившим массу проблем, была жесткость кузова на кручение. Это величина, характеризующая прочность кузова авто, его долговечность и пассивную безопасность. Все грузовики, пикапы и легковые автомобили должны иметь возможность скручиваться, но не слишком сильно и не слишком слабо. Нельзя быть слишком жестким, и нельзя быть слишком гибким. Обычно нужная жесткость достигается почти сама по себе, просто потому что всё это в автомобильном мире уже многократно опробовано. Нужную жесткость деталей легко смоделировать, а потом приблизиться к этим целям.
Но Cybertruck устроен из полных листов металла (катаной нержавеющей стали), обладает уникальной конструкцией, и для него шаблонов не существовало. Пришлось с нуля разрабатывать программное обеспечение, которое смогло бы моделировать именно их материал. А для этого — месяцами тестировать образцы разной плотности и толщины, делать из них структуры разных размеров. В итоге чтобы повысить жесткость пришлось добавлять в конструкцию больше металла, что увеличило вес автомобиля и изменило массу других к тому этапу уже, казалось бы, утвержденных параметров.
При этом стоит учитывать, что в утечке есть далеко не все документы. Только данные по шумовой вибрации и жесткости, отчет MVH (Monitoring Violence against Health Care) и структурный отчет. То есть, мы говорим об управляемости, шуме, тряске и тому подобных вещах. Мы не говорим о производительности батареи, программном обеспечении, автопилоте и так далее. Речь идёт только о строительных блоках, о фундаменте этого пикапа. Полтора года назад они все были неудовлетворительными.
Результат такой, что машина, которую собирались вывести на рынок ещё в конце 2021-го, скорее всего не выйдет и в 2024-м, если выйдет вообще. Многие вещи еще не проработаны, и не факт что их одобрят в Комиссии по безопасности дорожного движения.
Не первый приоритет
Несмотря на неожиданно серьезные проблемы, очень маловероятно, что Tesla отменит выпуск Cybertruck. Слишком много денег было вбито в PR, слишком много людей уже внесли депозит. Падение цены акций будет астрономическим. Дешевле всё-таки попробовать его закончить.
Очень маловероятно, что готовый пикап, способный безопасно ездить по дорогам, выпустят в 2024 году, как недавно обещал Илон Маск. Но у Tesla очень хорошие инженеры, очень много денег, и все указанные проблемы не являются фундаментально нерешаемыми. Они просто потребуют ещё больше усилий и времени. А пока что — по дорогам уже потихоньку ездят прототипы, в том числе в камуфляже, периодически застревая в грязи.
Люди, которые анализируют Tesla весь свой рабочий день, говорят, что Cybertruck даже не является большим приоритетом для компании. Да, его внешли в список ожидания 1,5 млн клиентов. Но каждый год компания продает по 4 млн электромашин, в том числе уже и грузовиков. Чистая прибыль с каждого пикапа будет не такой уж высокой, а в разы повысить цену по сравнению с обещанными в 2019 году 40 тысячами долларов — не получится. Сейчас это просто своего рода символ для компании и лично для Маска, потому что это машина, которая выглядит совсем по-другому. Она должна показать, что Tesla ведет всю индустрию вперед.
В общем, видимо, о киберпанковом будущем говорить пока рано. Несмотря на заранее полученные $150 миллионов, массу обещаний и миллиардный рост цены акций, Tesla испытывает удивительное количество проблем с выпуском новой машины. Которая, казалось бы, должна быть намного проще космического корабля Starship, которых с того же 2019 года успели запустить уже девять.