Где и почему стоит регистрировать компанию для нового стартапа

Многие молодые стартаперы воодушевлены своими идеями. Все, о чем они думают это запустить проект и заработать миллиард изменить мир. У них есть гениальная идея, невероятная мотивация и даже команда единомышленников. Они в деталях знают свой будущий проект, но они не задумываются о бизнес составляющей этой идеи. Вопросы юридического оформлениях их стартапа, большинство делают пост-фактум, а ведь многих проблем можно избежать просто подумав зарание.

Если вы решили создавать новый проект с кем-либо, вам надо оформить компанию или партнерство. Первое и самое главное, что стоит продумать на начальном этапе — где вы будете регистрировать свои активы. Ведь ваш стартап это не вы и не сотрудники, это код и интеллектуальная собственность которая принадлежит компании. Когда вы будет говорить с инвестором, это первое на что он обратить внимание, ведь покупать воздух они не хотят. Рассмотрим несколько вариантов.

Вариант первый: регистрируем компанию в стране, где вы находитесь, для России подойдет ООО, для Украины ТОВ. При регистрации мы сразу определяем кому и в каком объеме будет распределятся доли. Советую сразу предусмотреть долю инвестора, чтобы в будущем не приходилось «размывать» свои части. К примеру, вас три партнёра и вы решили, что будете владеть компанией в равной степени каждый. Исходя из этого, делайте распределение долей не по 33,33% процента, а по 25% каждому — и оставшуюся часть предусмотрите инвестору. Или в любых других пропорциях, в зависимости от ваших договоренностей. НО оставляйте себе поле для масштабирования и принятие в состав собственников инвестора. Из минусов местной компании я бы выделил, подачу отчетности, ведение бухгалтерского учета, уплату налогов (даже если вы ещё ничего не зарабатываете) и сложности с выводом капитала. Западные инвесторы двояко относятся к инвестированию именно в местную компанию и чаще всего настаивают на перевод активов в другую страну.

Вариант второй: регистрация компании в оффшорной зоне. В данном случае есть как свои плюсы, так и минусы. Начнем по традиции не с самого приятного, первое это цена. Зарегистрировать компанию в классической оффшорной зоне стоит в разы больше чем местную. Стоимость регистрации, к примеру, в BVI 750 — 1500 долларов США. Это ощутимо для компании, которая ещё и не начала работать, выложить такую сумму. Следующий существенный минус, далеко не все инвесторы и фонды готовы вкладывать или работать с классическим офшором, также стоит напомнить, что тот же Google не платит на оффшорные компании ни с Google Play, ни с Google AdSense‎, а также по их политике банковский счет должен быть открыт в стране регистрации компании. Apple и Microsoft в этом вопросе более лояльны.
Из плюсов, распределение долей в виде акций, закрытые реестры собственников, вывод денег сразу на офшорный счет, отсутствие налогов, как корпоративных, так и подоходных, нет необходимости проводить аудит и подавать отчетность, возможность оформления всех активов на одну компанию, упрощённая процедура дальнейшего отчуждения (читай — продажи) активов и акций компании.

И третий, оптимальный вариант. Открытие компании в респектабельной стране с упрощённой системой налогообложения. К таким можно отнести, партнерские компании в Англии и Шотландии (LLP), азиатские страны, такие как Гонконг и Сингапур, США — штат Делевер. Из минусов: для избежания налогообложения нельзя вести деятельность на территории странны регистрации, высокая стоимость открытия компании, даже в сравнении с оффшорами, открытый реестр собственников, подача отёчности. Но все эти минусы меркнут с возможными «плюшками», которые приносят такой выбор. Ведь вы получаете компанию в надежных, и самое главное стабильных юрисдикциях. Защиту активов и собственности. Инвесторы охотно работают с такими компаниями, а банки реже отправляют такие компании на фин.мониторинг.

И так, с юрисдикцией мы определились, так для чего же это нужно?

Все, просто — это правильно, как бы банально это не звучало.
В случае успешности вашего проекта, вам все равно придётся открывать компанию, а так вы снимите с себя эту проблему в будущем и к тому же это позволит вам легче искать инвестора.
Пример из личного опыта: месяц назад, мы с друзьями обсуждали запуск стартапа который заработает миллиард изменить мир. И уже одним и первых вопросов стало оформление прав собственности на бренд, код и алгоритм. И хоть все мы друзья, но именно такой подход помогает избежать проблем в будущем. Когда кому-то не понравится процесс воплощения идеи в жизнь, и кто-то пожелает уйти или когда мы будем презентовать наш продукт ангелу или инвестору, то нам не придётся в спешке регистрировать компанию и переоформлять на нее активы. Самый банальный пример — мы не будем «воевать» за домен — он уже будет принадлежать всем нам (читай — компании). И такое уже не стыдно показать инвестору, ведь помимо прототипа и идеи — мы уже показываем готовую бизнес-модель действующей компании, у которой уже есть активы, такие как: домен, прототип, наброски дизайна, а значит она уже чего-то стоит.

И напоследок, оформляйте свои партнёрские договоренности в виде договора или соглашения, а не на «салфетке в баре», какими бы не были ваши отношения, бизнес всегда должен быть четко расписан на бумаге.

Оформляйте с самого начала активы на компанию, такие как домен, код, дизайн и алгоритмы. В случае, если кто-то уйдет, у компании будет шанс выжить. Верьте партнерам, особенно если это зафиксировано в договоре.

Комментарии (5)

  • 25 ноября 2016 в 12:17

    0

    У вас прям по-рязански получилось. Везде «стоить» вместо «стоит».

    • 25 ноября 2016 в 12:31

      0

      да, спасибо за замечание
  • 25 ноября 2016 в 12:41

    0

    К таким можно отнести, партнерские компании в Англии и Шотландии (LLP), азиатские страны, такие как Гонконг и Сингапур, США — штат Делевер. Из минусов: для избежания налогообложения нельзя вести деятельность на территории странны регистрации…

    Возможно, имелось ввиду «нельзя НЕ вести деятельность на территории странны регистрации»? А как в таком случае работать с удаленными сотрудниками? И еще, а как насчет стран «ближнего зарубежья»: Литва, Словакия, Чехия …? Большое спасибо за статью.

    • 25 ноября 2016 в 12:48

      0

      Если вести деятельность с контаргентами из этих стран — то будут налоги и не малые, для этого обычно используется нескалько компаний из разных юрисдикциях. Например с компаниями из Англии оботать через Гонконг
  • 25 ноября 2016 в 13:00

    0

    Стоимость открытия компании в Шотландии около 1500 евро, а в странах ЕС, не подпадающих под офшорные признаки, например, в Польше около 1000 евро, при этом налоги, если фирма еще не зарабатывает, не платятся. Шотландские ЛП, как не имеющие НДС номера для работы внутри ЕС, абсолютно не пригодны. Мне кажется, что пока нет проблемы с экономией на налогах, компанию лучше зрегистрировать в прозрачной и понятной юрисдикции, а, по мере надобности- ввести в собственники ЛП через продажу долей.

© Habrahabr.ru