Где и как открыть центр разработки?

v2dnh382cnri_qu7rspy51dwkzm.jpeg
В этой статье я не буду затрагивать вопросы организационно-хозяйственные, такие как сравнение стоимостей аренды и выбор подходящих площадей, их ремонт, покупку мебели и оборудования, потому что на дальней дистанции эти расходы становятся каплей в море выплаченной зарплаты.

Первый вопрос, который стоит решить — это город, в котором имеет смысл открывать центр разработки. Основной «перерабатываемый ресурс» центра — это толковые разработчики и тестировщики, если в городе их мало, смысла открываться нет. Никакими пирогами не заманишь из других городов достаточное количество светлых голов.

Сравним города-миллионники:


Город Население, тыс.чел. Кол-во* IT-спец-ов ‰ от общего кол-ва ∝ к Москве
Москва 12 506 72330 5,8 100%
СПб 5 352 30831 5,8 99%
Новосибирск 1 613 6450 4,0 69%
Екатеринбург 1 469 5451 3,7 64%
Казань 1 244 4026 3,2 56%
Ростов‑на‑Дону 1 130 3105 2,7 47%
Н.Новгород 1 259 3429 2,7 47%
Самара 1 163 3081 2,6 46%
Воронеж 1 048 2424 2,3 40%
Пермь 1 052 2295 2,2 38%
Челябинск 1 202 2484 2,1 36%
Красноярск 1 091 2040 1,9 32%
Уфа 1 121 2031 1,8 31%
Омск 1 172 1962 1,7 29%
Волгоград 1 013 1602 1,6 27%

* значение очень примерное, подсчитано по довольно «эзотерической» метрике (взято относительно точно известное количество .net-разработчиков живущих в Уфе, подсчитана пропорция к тем из них кто разместил свои данные в Мой круг и на этот поправочный коэффициент умножено общее количество IT-специалистов города), но для нашей задачи вполне достаточно.

Второй фактор — это вилки заработной платы в выбранных городах:


Город Разработчики Тестировщики Дизайнеры Аналитики
Москва 100–170 80–100 100–150 90–120
СПб 80–150 65–75 80–90 70–80
Новосибирск 60–120 50–60 60–70 55–65
Екатеринбург 56–103 45–50 56–60 50–55
Казань 50–110 40–55 50–65 45–60
Ростов-на-Дону 45–100 35–50 45–60 40–50
Н.Новгород 60–130 50–60 60–75 55–70
Самара 52–120 45–55 50–70 45–65
Воронеж 60–100 45–50 60–65 55–50
Пермь 60–100 45–50 60–65 55–50
Челябинск 50–100 40–50 50–60 45–50
Красноярск 50–90 40–45 50–55 45–50
Уфа 60–110 50–55 60–65 55–60
Омск 40–95 30–45 40–55 35–50
Волгоград 40–120 30–55 40–70 35–60

Получаем, что лучшими кандидатами на открытие центра разработки по насыщенности и не переоцененности кадрового рынка являются Екатеринбург, Казань и Ростов-на-Дону.


Когда решишь, что самый умный, посмотри кто конкуренты.


Город «Хищные» конкуренты ~Кол-во вакансий*
Екатеринбург Сбертех, СКБ Контур, Точка, Тинькофф, Яндекс 552
Казань Сбертех, СКБ Контур, МТС, Тинькофф, Яндекс 479
Ростов-на-Дону Сбертех, EPAM, АйТи, МТС, Тинькофф 363

* по ключевому слову «Программист», состояние на начало апреля 2019 г.

Банки беспощадно «пылесосят рынок» и нормальных средств защиты от них пока не придумано, но на наше благо для части разработчиков работать в банке не комильфо.


Что будет важно для сотрудников?

«Санитарно-гигиеническим» минимумом для любого разработчика при выборе компании, является:


  • удобное расположение офиса, с большой парковкой и остановкой в шаговой доступности;
  • продуманный офис с комфортными рабочими местами и выделенными зонами для совещаний и отдыха;
  • наличие поблизости кафе, спортзала и пр.

Перейдем к самому важному для бизнеса вопросу — заработной плате. Тут многое зависит от интересности проекта. Чтобы сформировать костяк и не упустить полезного разработчика, нужно к медиане от рынка зарплат прибавить 10%. Это при условии, что проект масштабный и интересный. Если обещать такого проекта мы не можем, прибавка должна составлять не менее 20%.

Также важно, использовать современные практики Total Rewards для привлечения, удержания и мотивации сотрудников с целью обеспечения стратегии и достижения успеха бизнеса.

Рассмотрим каждый каждый из основных факторов.


Привлечение:

47% размер зарплаты
41% возможность профессионального роста
41% самореализация и личный рост
40% возможность обучения
35% содержание работы, проекты, задачи
34% график работы
32% комфортный офис и рабочее место
32% карьерные возможности.


Удержание:

45% размер зарплаты
42% график работы
41% содержание работы, проекты, задачи
39% возможность профессионального роста
38% команда и коллеги
38% атмосфера и стиль общения в коллективе
38% возможность самореализации и личностного роста
33% комфортный офис и рабочее место
31% автономия в работе и возможность обучения
30% возможность обучения


Мотивация:

44% размер зарплаты
36% содержание работы, проекты, задачи
35% команда и коллеги
34% атмосфера и стиль общения в коллективе
33% признание достижений и вклада в работу
33% понимание своей ответственности за работу
33% возможности профессионального роста
33% возможность самореализации и личностного роста
31% автономия в работе и большая степень свободы
30% комфортный офис и рабочее место

Не стоит забывать о бенефитах, которые необходимы для формирования лояльности сотрудников: забота о здоровье, поддержка в тяжелых ситуациях, корпоративные мероприятия, обучение.


Как работать, когда еще никто вас не знает?

Залог успеха любого предприятия — это сильная и сплоченная команда. Чтобы сформировать прочный костяк из сотрудников, которые помогут проекту выжить, нужно обратиться за помощью к идейным суперпрофессионалам города. И уже по их рекомендациям набирать первую команду, не скупясь на высокую зарплату для них.

В дальнейшем, эти ключевые персонажи станут отличными наставниками и помогут с подбором менее опытных, но перспективных кандидатов.


Как работать над HR-брендом образом компании?

yceklnb5gcpremkwckmvq1-njta.jpeg

Независимо от размера города, сообщество разработчиков довольно компактно и новости (особенно негативные) распространяются довольно быстро. Но, для того, чтобы создать, какой бы то ни было образ компании, в основной массе разработчиков, кроме прямого общения с первой сотней потенциальных сотрудников, придется потратить уйму сил и времени на организацию митапов и мини-конференций. Нужно участвовать в максимальном количестве значимых тусовок и серьезно заняться полезным и реально востребованным спонсорским курсом на одной из популярных площадок онлайн-образования.

Самое главное и трудное — это формирование четкого и явного образа, например «Компания, которая отдает 100% полномочий в agile-команды и никогда не ломает scrum» или «Компания, в которой вы точно станете гуру в области CLR и управлению сбором мусора в нагруженных проектах». Или, даже «Да мы маленькая компания, но с нами mongo, go и k8s».

Посыл может быть любой, из интересных для развития областей. Главное, чтобы была возможность противопоставить себя неуклюжим гигантам местного рынка. И, нужно всегда отвечать за слова!

Адекватные разработчики, идут либо в интересные проекты за компетенциями увеличивающими их ценность на рынке, либо в скучные, но за большими деньгами.


Подводя итоги.

Все, что здесь написано, отнюдь не руководство к действию. Не стоит сразу бежать открывать офис в Ростове-на-Дону. Это просто вектора, для исследования возможных направлений. В любом случае, главное, что нужно будет сделать — это найти подходящих «Первых людей» и суметь увлечь их идеей, сформировать «магнит притяжения». Только после этого, кидаться с головой в авантюру.

© Habrahabr.ru