Гараж как бизнес: 1971 г. – 2023
Когда мы были маленькими, не понимали, зачем отцы постоянно уходят в гараж. Стали постарше и начали обращать внимание, что в гараже лежат книги, стоит музыкальный центр, туда постоянно приходят друзья отца и кое-что начали понимать. Когда появились свои семьи, ценность гаражей стала окончательно понятна. А ещё нам захотелось заработать на своём увлечении машинами и гаражной атмосферой.
Так, в 2016 г. мы открыли автосервис в формате гараж на час. В статье расскажу, что мы поняли за 8 лет бизнеса, почему не посоветуем такой бизнес детям и как поменялся автосервис за 50 лет.
К истокам автосервиса
В Советском Союзе сервисов не хватало и все ремонтировали машины сами, прошло 50 лет: ковиды, кризисы и теперь снова в моде ремонт «своими руками».
Мы прочитали журнал «За рулем» с 1971 года, чтобы проследить динамику подробнее.
1971 — У частников появляются машины, их надо обслуживать. Сервиса для этого нет.
1973 — В крупных городах появилось тех. обслуживание, оснащение скромное.
1977 — АвтоВАЗ создает фирменную сеть тех. обслуживания, в автосервисы все еще сложно попасть, в гараж к дяде Васе проще
1978 — «дядя Вася» перестает быть нелегальным шабашником. Появился закон и регламенты деятельности.
1993 — расцвет автосервисов. Те, у кого были деньги, начали строить из за свой счет.
Ремонты в гаражах загибаются, так как появились деньги на дилерские центры
2010 — шабашки растут в кризис, потому что в дилерских центрах обслуживаться дорого
2015 — рост автосервисов
2020 — появился союз Автосервисов, в Ковид он просит разрешений на работу и разрешение получает
2022 — станции ТО массово закрываются. Спрос упал на 20%, исчезли детали.
Из журнала «За рулем», 1971
Бизнес-план 2016 г.
Арендуем помещение на 200 квадратов. Покупаем весь необходимый для ремонта инструмент, берем подъемники и гидростойки. Сажаем студента-админа и перепродаем время механикам, которые уводят клиентов у дилеров и автосервисов, или просто парням, которые могут сами разобраться с тачкой. Бизнес называется самосервис или гараж на час, за 400р в час тебе дают весь необходимый инструмент для ремонта своими руками.
Автомобилизмом мы занимаемся с 2012-го — развиваем общественную организацию: проводим уроки дорожного движения, раздаем отражатели детям. Там и встретилось 3 партнера будущей сети гаражей на час.
На фото первые вложения в свой бизнес. Всего было 3 листа
Денег взять было неоткуда, поэтому первый бизнес план мы защищали перед родителями, нам было около 25 лет.
На запуске мы, конечно, думали, что станем огромной сетью и будем грести бабло лопатой. Казалось бы, оборудуй точку, посади студента или дедушку и только успевай снимать деньги с карты. Но действительность совсем другая.
В бизнесе 3 директора и 1 сотрудник
На первой точке мы с партнерами сидели полгода без прибыли совсем. Еще 2 года еле сводили концы с концами на грани отчаяния. Ради идеи один партнер ушел с хорошей зарплаты
Первое помещение мы искали 9 месяцев, а в итоге взяли то, которое смотрели первым.
1 час у нас стоил 300 р, поэтому можно зарабатывать только если продавать много и мы поняли, что наше единственное спасение — открывать больше помещений. Чем мы и занялись.
Когда мы, наконец, наняли первого сотрудника у него было 3 директора.
Открытие 1-го гаража выходит в 3 млн
Выручка раскрученной точки — 600к
Прибыль раскрученной точки — 200к
То есть в лучшем случае бизнес окупается через 1,5 года.
Автосервис сегодня — непассивный доход
С самого начала пробовали экономить и дешевое оборудование почти сразу выходило из строя. Клиенты часто неправильно используют инструмент, и он выходит из строя, ругаются из-за лишних 5 минут, которые админ посчитал, или просто не хотят платить. Админы тоже выходят из строя — не выходят на смены.
Однажды сотрудник в первый рабочий день взял первые деньги от клиента и на них сразу же купил 2 бутылки коньяка и дешевую колбаску.
А эта раскладушка, которую мы купили когда от отчаяния наняли бездомного на работу администратором.
Когда было 1–2 помещения мы могли сами заменять пропавших сотрудников, а когда стало 5 помещений — страховать сложнее.
Сейчас у нас 5 гаражей, 20 сотрудников более 4000 наименований инструмента и 29 подъемников, мы втроем полностью вовлечены в управление.
А когда нам говорили «сейчас только 500 р. на карте, но завтра я все обязательно завезу», мы ждали, что завезут.
Конкуренты гаража на час — парковка ОКея
Наши главные конкуренты это — дачный участок, двор и подземная парковка гипермаркетов. Когда мы начинали, мы даже ездили раздавать флаеры на парковку ОКея на Ладожской.
Парни там перебирали двигатель, мы им предлагали хорошую скидку, чтобы заниматься этим в нормальных условиях.
Изначально мы думали, к нам поедут менять колодочки, маcло, максимум диски, но буквально сходу к нам начали ездить перебирать двигатели и полностью менять проводку автомобиля.
Наши типовые клиенты:
1. все умеют
2. Хотят, но не умеют: стоят с ютубом, мы помогаем, заходят друзья
3. Механики с дилерской станции приходит со своими клиентами
Иногда заезжают чинить маршрутки.
Арендодатели выгоняют
Арендаторы самые незащищенные слои общества.
Казалось бы, договор аренды защищает вас от постоянного изменения арендной платы, но по факту арендодатели легко находят варианты снять с вас еще чуть-чуть налички.
Индексация постоянной части арендной платы закреплена в договоре, а вот переменная часть легко может накидываться арендодателем, как нравится. Коммуналка, парковочные места, свежий пример — добавили платеж за дератизацию в размере 800 рублей, не говоря уже, что крыс на этом объекте не видели никогда, если не считать непорядочных людей.
Как-то сделали въезд на нашу территорию только по предварительному звонку, так как к хозяевам проникли журналисты и сняли про них неприятный материал. А чем больше препятствий к боксу, тем меньше у тебя клиентов в итоге. А еще у нас было помещение, где на проходной к каждой машине подходил охранник и специальным стеклом смотрел нет ли под машиной взрывного устройства, клиенты, конечно, неприятно удивлялись.
Мы постоянно в поиске помещений, как ни странно под наши требования их очень мало, а аренда в Питере близка к московской
Критерии к помещению:
— первая линия с улицы,
— место от 200 кв.м,
— наличие света, тепла, канализации и водопровода,
— высота потолков, ворот,
— качество покрытия пола
Надо понять надо ли вложить денег в пол, чтобы ставить подъемники.
В последнем помещении выкручивались, заливая не весь пол, а только те участки, где ставим подъемник.
Титры
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога «Упал, поднялся» на основе интервью с одним из основателей, директором по развитию сети «Антисервис» — Святославом Даниловым.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, как работает подключашка Яндекс.такси, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории…