«Футурошок» Элвина Тоффлера
В конце июня в Лос-Анджелесе в своём доме скончался философ и футуролог Элвин Тоффлер. Учёный прожил долгую и плодотворную жизнь, попутно опровергая распространённый в обществе стереотип о философах как о неких рафинированных личностях, слегка «не от мира сего», постоянно погружённых в тяжёлые размышления. Далёкий от академического лоска, Тоффлер вместе со своей женой, с которой он прожил всю жизнь, увлекался левыми идеями и даже работал сварщиком и монтажником на сталетитейных заводах Кливленда. Позднее, занявшись журналистикой, он сотрудничал со многими изданиями, включая известный журнал «Playboy», в котором в 1964 году появилось его интервью с известным русским писателем Владимиром Набоковым.
В какой-то степени энергичный образ Тоффлера можно сравнить с другими известными учёными, жившими примерно в тоже самое время. К примеру, знаменитый планетолог Карл Саган выглядел как голливудская звезда и давал интервью для Playboy, создавая образ импозантного человека, смело смотрящего в будущее и далеко от стереотипов. Примерно в это самое время будущий лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман не чурался ночной жизни в Лас-Вегасе, играл на кубинских барабанах «бонго» и в своё время развлекался тем, что в шутку и на спор взламывал сейфы. Тоффлер, конечно, не обладал столь же впечатляющей репутацией как Фейнман, но и был далёк от образа угрюмого философа. Может быть именно это и помогало ему делать весьма смелые предположения о будущем индустриального и постиндустриального общества.
Элвин Тоффлер
Тоффлер опубликовал свою книгу «Футурошок» в 1970 году. К этому времени он уже имел репутацию солидного учёного — сотрудничал с такими крупными компаниями как IBM и AT&T, которые прибегали к его услугам по исследованию высокотехнологичного рынка. Тоффлер написал аналитический отчёт для IBM, посвящённый прогнозу внедрения компьютеров во все сферы человеческого общества. Уровень компетенции учёного в теме, которая, казалось бы, должна быть весьма далека от гуманитарного склада ума, можно оценить по небольшому отрывку из его книги «Метаморфозы власти»:
Поскольку IBM еще занимает ведущее место, ее операционные системы удерживают пользователей и сдерживают конкурентов, образовалась Лондонская организация Х/Open («Открытые системы»), чтобы производить стандарт для операционных систем миникомпьютеров, конфигураций оборудования (workstation) и персональных компьютеров (PC) — это те именно области, в которых IBM наиболее уязвима. Сети, созданные такими компаниями, как американская AT&T, DEC (Digital Equipment Corporation) и германская «Сименс» (Siemens), включают сейчас и японские сети «Фуджитсу» (Fujitsu) — все они нуждаются в новом стандарте, который будет скорее «открытым», чем явится барьером для оборудования не системы IBM.
…
Еще до того как замедление совершенно ослабило ее, компания IBM столкнулась лицом к лицу с другим противником — она выступила против компании «Белл» (Ma Bell), а именно против AT&T. Еще в 60-е годы программное обеспечение AT&T развивалось на основе операционной системы Unix для своих собственных целей. Она имела такие характеристики, которые позволяли универсализировать систему для некоторых изготовителей малых компьютеров. Не входя в компьютерный бизнес, AT&T дала им возможность воспользоваться Unix. Те, в свою очередь, изготовили собственные разнообразные варианты систем Unix для различных заказчиков. Unix становился все более популярным, а после организации Sun Microsystems, Inc. (фирма, выпускающая оборудование различной конфигурации; основана в 1982 г.) ее машины все более захватывают рынок этого оборудования
Что такое 1960-е годы прошлого века, предшествовавшие выходу «Футурошока»? Это не только полёт Гагарина, The Beatles и сексуальная революция, а и все «прелести» холодной войны вместе с гонкой вооружений и такими напряжёнными событиями как Карибский кризис. В 1968 году был образован «Римский клуб» — общественная организация, ставящая своей целью объединение интеллектуалов всего мира для решения глобальных проблем человечества, вроде исчерпания ресурсов планеты. Хорошо известен доклад «Римского клуба» под названием «Пределы роста», утверждающий, что человечество легкомысленно относится к добыче полезных ископаемых и что в конце концов через довольно обозримый исторический промежуток времени (50–100 лет) население планеты неизбежно столкнётся с крайним их дефицитом.
Согласно предложенным моделям развития, в случае отсутствия качественных изменений, начало 21 века будет отмечено резким спадом среднедушевого промышленного производства, а затем и численности населения планеты. Как мы уже знаем, этого не произошло: добыча нефти постоянно увеличивается, население планеты и мировой ВВП постоянно растут. При этом человечество может похвастаться не только смартфонами и интернетом, а и тем, что около каждой планеты Солнечной системы находится космический аппарат.
Судьба доклада «Пределы роста» удивительным образом оказалась связана с другим апокалиптическим сценарием. В 1971 году в Венеции на конференции, организованной «Римским клубом», присутствовал советский академик Никита Николаевич Моисеев, который по совместительству занимал пост заместителя директора Вычислительного центра Академии Наук. Моисеев отнёсся к идеям доклада положительно и в своём выступлении рассказал о собственном проекте компьютерной модели, предсказывающей развитие во времени комплексного планетарного организма — «атмосфера-океан-биота». Позднее теоретические и практические наработки Моисеева, включая реальное программирование, стали основой модели, известной как «ядерная зима». Согласно ей, в случае ядерных взрывов над территориями городов и масштабных пожаров, в атмосферу поднимется большое число сажи, из-за чего солнечный свет не будет доходить до поверхности планеты, что и приведет к существенному понижению температуры воздуха.
Владимир Александров
Кстати сказать, с «ядерной зимой» связан по-настоящему реальный драматический эпизод, который легко может послужить сценарием с напряжённому триллеру. Один из учеников Никиты Моисеева, непосредственно руководивший лабораторией по изучению динамики системы «океан-атмосфера» и собственно разработавший концепцию «ядерной зимы», бесследно исчез 1 апреля 1985 года, находясь на конференции в Мадриде. Причём слово «бесследно» надо понимать буквально — шумихи в прессе не было, а все обращения МИД СССР к Испании с требованиями объяснить инцидент закончились безрезультатно. По сей день относительно судьбы Александрова существуют только всевозможные конспирологические теории, вряд ли заслуживающие серьёзного к ним отношения.
Как чувствует себя человек в круговороте событий и проблем современного мегаполиса? 90% учёных, которые когда-либо жили на планете Земля, живут в нашу эпоху. Если до 1500 года издавалось 1000 книг в год, то сейчас издаётся 1000 книг в день. Половина всей энергии, выработанной человечеством, была потрачена в последние 100 лет. Биолог Джулиан Хаксли говорил, что »… темп эволюции человека за время письменной истории по крайней мере 100 000 раз быстрее, чем темп эволюции до появления человека». Всего очень много, всё происходит очень быстро и вопросов намного больше, чем ответов. Причём ситуация действительно уникальна тем, что «раньше такого не было» (если не принимать в расчёт теорию циклически пульсирующей Вселенной). Сам Тоффлер даёт такую характеристику: «Они [перемены — прим.ред.] также порождают эксцентричных людей: детей, которые в свои двенадцать лет на детей уже не похожи; взрослых, которые в пятьдесят словно двенадцатилетние дети. Есть богатые люди, играющие в бедных, программисты, балдеющие от ЛСД. Есть анархисты, под грязными дешевыми рубашками которых скрываются ярые конформисты, и конформисты с наглухо застегнутыми воротничками, которые в душе — ярые анархисты.»
Фото — Flickr
Именно это, с трудом поддающееся описанию чувство, Элвин Тоффлер назвал «футурошоком» или «шоком будущего». Несмотря на термин, подразумевающий наличие проблемы, автор не давал рецептов по исправлению ситуации, потому что это шло бы явно в разрез с самими тенденциями времени. Напротив, он предсказывал изменения, в которым придётся приспособиться. Тоффлер говорил о клонировании, киборгизации, «телесвязи по всему миру» (другими словами, интернету), генетических манипуляциях. Также он упоминал о социальных изменениях, таких как гомосексуальные и полигамные семьи. Он описывал множество субкультур будущего и говорил о том, что одной из самых популярных будет консерватизм, отвергающий чересчур бешеную динамику жизни. Любопытно, что Тоффлер не ставит вопрос о том, что такое «норма» и что, собственно, считать ущербным — сам футурошок или попытки уйти от него, ограничив самих себя. У человека будет выбор как поступить.
В любом случае знакомство с книгой «Футурошок» не пройдёт незамеченным. С одной стороны, потому что она написана лёгким языком, далёким от мема «философский трактат». С другой стороны, книга касается весьма привычных для каждого вещей — к примеру, компьютерной техники или собственного психического здоровья. И, наконец, можно осторожно предположить, что это будет своеобразным манифестом будущего, с которым каждому из нас придётся столкнуться. Может быть, прямо завтра.