Freemium в мобильных приложениях. История одной неудачи и одного успеха

ea86630bb4f02fed313009239f7eed69.jpg

Одной из наиболее эффективных моделей монетизации мобильного приложения (игрового или обычного) может быть freemium. В прошлый раз мы рассказывали об основных факторах freemium-монетизации в игровых приложениях. А сейчас давайте рассмотрим случаи использования freemium-модели в неигровых приложениях на конкретных примерах.

Всего таких примеров два, и первый из них, не совсем неудачный, уже более месяца обсуждается в Сети. Вторая история — это опыт еще одного разработчика, который в качестве ответа на пример №1 решил показать, что freemium может быть весьма прибыльной моделью.

Итак, пример №1


Об этом случае рассказывает Шавеб Хуссейн, который является автором iOS-приложения Comfy Read. Это относительно простенькая программка-расширение (функция, поддерживаемая iOS 8), которая позволяла отправлять статьи из Сети на читалку Kindle в формате .mobi. Устанавливается программка на любой iOS-девайс, после чего пользователь прямо из браузера может отправлять длинные статьи себе на Kindle для более комфортного чтения.

Поначалу автор вообще не собирался выкладывать свое приложение в каталог Apple, но через некоторое время решил проделать это в качестве интересного и познавательного опыта. Причем продвигать Comfy Read Шавеб не стал, решив опробовать на практике только органический поиск и загрузки в App Store.

Comfy Read появился в App Store 21 января этого года, по цене $1.99. Для своей программы Шавеб сделал простенький сайт со страничкой документации и контактами. К удивлению автора, пользователи стали находить приложение в каталоге и покупать его. Правда, разработчик указал ключевые слова для своего приложения (здесь мы рассказываем, почему это важно), а поскольку программа монофункциональна и предназначена для работы с Kindle, найти ее можно было очень просто. Плюс ко всему, в мире миллионы пользователей Kindle и десятки миллионов пользователей iOS-девайсов, поэтому программу действительно стали покупать.

Ищи и найди


В мире App Store не являются редкостью так называемые зомби-приложения (кстати, о них мы напишем следующий раз), которые никто не скачивает и которые не приносят своим разработчикам деньги. Comfy Read оказалось довольно востребованным в своей нише и даже стало приносить немного денег. Разработчик — человек небедный, в деньгах (а здесь речь идет о суммах порядка 10–15 долларов в день) не слишком нуждался, его больше интересовали дополнительные возможности приложения, при помощи которых можно было бы решить реальные проблемы.

1*TxmLd9SVSKWL9qDrrn1KnA.png

Автор убрал свое приложение из App Store 17 мая. Он захотел провести несколько экспериментов по монетизации своей программы. Стоит отметить, что за 5 месяцев пребывания в каталоге приложений Comfy Read принесла несколько сотен долларов. Плюс ко всему с ее помощью пользователи обработали более 10 тысяч url-адресов. Автору было приятно видеть только положительные отзывы.

1*So9AqqkLmgr7awFgBsmKAg.png

Появились даже объемные отзывы

1*HLlxZ8dO16J9UPzHW3dUSw.png

Уровень конверсии приложения на момент удаления его из каталога составил 6–9%. В итоге только в апреле автор продал 97 копий программы. Примерно такой же результат получился и по другим месяцам.

Переходим на Freemium


Шавеб решил, что если человек, которому нужно такое приложение, скачает его бесплатно, а затем опробует в работе, то пользователь уже без проблем будет совершать покупки внутри приложения и уровень конверсии / монетизация будут лучше.

Для попытки №2 была создана вторая версия, Comfy Read 2, с возможностью бесплатной обработки нескольких статей и необходимостью оплаты дальнейшей работы приложения по исчерпанию лимита «кредита статей». Был установлен лимит в одну статью в день. При оплате «кредита» пользователь получал возможность отправки статей на Kindle в любое время.

По мнению Шавеба, одной статьи в день было вполне достаточно для тестирования приложения со стороны пользователя. При этом существовала вероятность, что и этого будет хватать большинству людей, так что программа не принесет денег. Но все это нужно было проверить. Уже 16 мая приложение снова оказалось в App Store. И снова никакого маркетинга, только органика:

1*c6pNAxi5qGHOAL6tTMUEIw.png

Уровень конверсии для пользователей, посетивших страничку приложения, составил 27,83%, это очень неплохой результат. Получается, один из трех человек, открывших страницу приложения, скачивал программу. Это на 300% лучше, чем в предыдущем случае.

Что с финансами, стал ли автор получать больше денег? Вот скриншот:

1*rn96fDKKWm796AFr5e-HJA.png

Да, за 20 дней — всего 5 покупок. Автор был несколько удивлен таким результатом.

В качестве вывода он говорит, что Freemium не всегда является лучшей альтернативой. В некоторых случаях такая модель позволяет увеличить уровень загрузок приложения, но вот денежный поток пересыхает. С другой стороны, если нужна не прибыль, а количество загрузок, то freemium — явно более выгодный вариант.

Но, как всегда, и с этим можно поспорить.

История №2


Здесь уже другой разработчик, Пол Браун, пишет об ином опыте смены модели монетизации приложения на freemium. Его приложение EZ Grade попало в App Store в июле 2012 года. Тогда разработчик решил продавать программу (само приложение предназначено для студентов и позволяло вычислять свои баллы в учебном процессе). За первые полгода программа принесла ему около 200 долларов. После этого разработчик перевел EZ Grade на freemium-модель.

По нижней части окна программы была пущена реклама, которую можно было отключить, заплатив небольшие деньги. Плюс ко всему учащийся получал в свое распоряжение еще одну нужную функцию для просчета баллов. Новая версия была выпущена в январе 2013 года. Сразу же стало больше загрузок, а прибыль от покупок внутри программы значительно превышала прибыль от продажи приложения:

54bae2c4c39d5680eda9db2c71dacff3.png

Здесь прибыль пошла в результате действия неучтенного разработчиком фактора: приложение стали использовать не только учащиеся, но и преподаватели, которые, совершая покупку внутри приложения, получали функцию, позволяющую ускорять просчет баллов учеников. Среднее время работы с Easy Grade составило 12 минут. А это значительное достижение для приложения, где используется реклама.

Кстати, этот же автор не так давно провел еще один эксперимент: он вдвое поднял стоимость in-app покупок для Cingleton talk. И количество покупок осталось прежним, а прибыль, получаемая разработчиком, удвоилась.

В качестве вывода

Конечно же, эти два случая нельзя использовать для серьезного анализа freemium-модели в приложении к неигровым программам для мобильных девайсов. Но становится понятным то, что не всегда ясно для начинающего разработчика: freemium — вовсе не панацея. Это сложная модель, которая может работать, а может и показать отрицательный результат.

В то же время эти два конкретных случая могут быть очень полезны для разработчиков, которые выбирают модель монетизации своего неигрового приложения здесь и сейчас.

© Habrahabr.ru