Формула счастья программиста
TL; DR
Размышляем об отсутствии формулы счастья программиста
Разбираемся со списками того, что, все же, может быть для вас важно
Пытаемся приоритизировать получившиеся списки
Работа мечты
Как выглядит идеальная работа программиста? Что делает делает хорошую работу хорошей? Хотя бы не плохой?
Мы отвечаем на это по-разному. Кто-то хочет работать на компанию-гиганта и запускать космолеты, кто-то грезит своим бизнесом, кто-то хочет стабильности без переработок, а кто-то хочет получить все это сразу. Обычно, рассуждения об идеальном месте возникают, когда мы думаем куда отправлять резюме, рассматриваем варианты чей оффер принять, или рассуждаем о плюсах и минусах текущего проекта.
А сталкивались ли вы с такой ситуацией?
Вы решили поменять работу по какой-либо причине.
Рассмотрели разные варианты компаний или команд, а, может быть, уже и офферов.
Сделали какое-то разумное решение (тогда вам так казалось).
Спустя год, все плюсы, которые изначально казались такими значимыми, стали вам совсем безразличны.
А вот минусы обнажились или стали явными настолько, что силы оставаться полностью иссякли.
С одной стороны, негативный опыт — полезная штука и показывает, что для вас действительно первостепенно. С другой стороны, жалко ресурсы и время. Среднестатистический человек на работе проводит почти половину своей сознательной жизни. Было бы прекрасно тратить это время с радостью, а не только ради компенсации. Давайте попробуем разобраться, что делает нас счастливее на рабочем месте?
Вероятно, тематика данной статьи пересекается с аналогичными в духе «какие вопросы задать работодателю?», но здесь я бы хотел сфокусироваться на том, что важно для вас? А требования к работодателю получатся как следствие.
Личный контекст
Я — магистр компьютерной инженерии из одного провинциального ВУЗа, олимпиадник, и поэтому выбор профессии был для меня довольно очевиден. Последние 10 лет я работал программистом в разных компаниях: маленьких нишевых или больших известных корпорациях. Прошел путь от младшего до руководителя группы. Последние пару лет проживаю вне территории СНГ. Поменял суммарно 6 команд в 4-х организациях. Где-то было уныло, где-то не чувствовал роста или не видел потенциала.
В описанной выше ситуации я сам оказывался минимум пару раз — выходил на «работу мечты», сотканную из незакрытых гештальтов, а потом все шло как-то совсем не туда, куда ожидалось, и идолы разрушались. Размышляя над таким опытом, я объяснил себе, что иногда мы выбираем что-то, основываясь не на своих ценностях, а на общественных стереотипах — ведь все знают, что там-то хорошо и круто, а значит вам тоже понравится. Но в этой логике, конечно, может быть много несостыковок.
Сейчас я вышел в совершенно новый для меня проект, на новое место, и пока очень доволен происходящим. За пару месяцев прохождения собеседований я получил 4 оффера от компаний, готовых потянуть мои требования. Довольно разных с точки зрения масштабов и «зрелости»: от стартапа после первого раунда инвестиций, до одной крупной финансовой организации. Все они имели очевидные плюсы и минусы.
Как сделать выбор в такой ситуации?
Формула личного счастья и можно ли оптимизировать ее?
Пусть у нас есть некоторые рабочие места с набором фактов о них из разряда «соцпакет», «репутация компании», «классный лид», а мы хотим получить максимальное возможное удовлетворение от выбора места. Допустим, это удовлетворение даже измеряется каким-то числом.
Ну что ж, у меня плохие новости для любителей рационализировать все и вся. Если бы решение зависело от одного фактора, то было бы просто. Некоторые мои друзья, правда, умудряются убирать лишние признаки, оставляя только размер компенсации. Но для этой статьи я постараюсь не следовать их примеру.
Получается, что признаков несколько, но как сравнивать их друг с другом? Не доверились ли мы наивной идее «взвесим каждый признак и просуммируем в линейной модели»? Проблема в том, что мы, люди — не рациональные агенты. И формула для оптимизации будет даже не то что нелинейной, она и выражаться в элементарных функциях не будет. Поэтому сразу избавимся от желания решить задачу многокритериальной оптимизации для целевой функции счастья.
Однако, мы можем обратить внимание на то, что это счастье, оно у всех разработчиков, конечно же, разное, а вот признаки, которые мы рассматриваем, довольно похожие. Поэтому, в этой статье я бы хотел обратить внимание именно на эти факты/признаки/факторы о рабочем месте, составить их список и простую классификацию. А в конце статьи будут приведены некоторые методы, как можно среди этого многообразия факторов выбрать наиболее значимые лично для вас — построить список ваших личных рабочих ценностей.
Что такое работа и что о ней можно сказать?
Из чего состоит работа вообще? У меня получилось следующее объяснение:
Мы, став частью организации (компания), с помощью каких-то средств (технологии), некоторым образом (процессы), взаимодействуя с другими людьми (коллеги), делаем что-то (продукт), чтобы в итоге получить что-то (рост, компенсация).
Выделенные сущности удобно задают классы признаков — свойства компании, продукта, используемых технологий и пр. Давайте пройдемся по каждому из этих классов и обсудим связанные с ним нюансы. А чтобы подчеркнуть возможную проблему более детально, предлагаю взглянуть на эти нюансы из двух полярных ситуаций. Дабы прочувствовать трепет радости или испытать паническую атаку.
Какие-то признаки могут показаться надуманными, неважными или очевидными. Но известно, что некоторые вещи мы не ценим ровно до той поры, пока не потеряем. Может быть, если вы не представляете почему кому-то может быть важен n-й пункт, вы никогда и не сталкивались с настоящими проблемами в нем.
Многие рассмотренные факторы здесь — следствие моей боли или боли кого-то из моих коллег или друзей, а какие-то позаимствованы из статей «вопросы, которые надо задавать работодателю» и аналогичных.
Компания
Итак, что мы знаем о самом месте работы (в отрыве от того, что там делать и как)? У меня получились следующее:
Критерий | + | - |
Личная значимость | У вас хороший «пунктик» на эту компанию — нужно попасть туда | Это место, куда вы никогда не пойдете |
Репутация | Репутация организации непорочна, а ее упоминание вызывает восхищение у окружающих | Все плохо, а вы планируете оставить пропуск в вашем резюме |
Прошлое | Компания обладает солидной историей, что внушает доверие | Компания появляется прямо сейчас и еще даже не гуглится |
Будущее | Безоблачное будущее и уверенность инвесторов | Слухи о закате компании и сокращениях все чаще |
Элитность | Крутое место, куда попадают только лучшие люди индустрии | Самый сложный этап найма — отправить cv |
Булщитность | Здесь не бросают слов на ветер и стремятся выполнять обещанное | Больше говорим, чем делаем |
Скорость коммуникаций | Культура решения вопросов позволяет быстро получить ответ или решение | На многих этапах нас ждут долгие коммуникации, бесконечные митинги и бюрократия |
Локальность | Главный офис и близость к местам, где принимаются решения | Филиалы в неудобных часовых поясах |
Менеджеры | Помогают разработчику справляться с работой | Процент менеджеров на разработчика превышает порог адекватности |
Планы | Компания знает куда движется и выполняет свои планы | Собрались какие-то люди и решают сиюсекундные проблемы |
Миссия | Компания считает, что за ее целями стоит некоторая высшая миссия, а вы считаете ее полезной | Мною движет ходьба только заработок |
Компенсация, санкции, рост (кнуты и пряники)
Что с материальной составляющей, во что мы оцениваем размен нашего личного времени?
Критерий | + | - |
Оформление | Все выглядит честно, законно, ожидаемо | Закрадывается ощущение, что это — развод |
Оплата труда | Зарплата, бонусы, овертаймы, стоки — все официально и радует | Компенсация не выглядит конкурентно, есть подозрения в задержках/обмане |
«Плюшки» | Релокационный пакет, страховка, бесплатные обеды, спорт, отпуск и пр. | «Мы здесь собрались не ради печенек на кофепоинтах» |
Образование | Компания заинтересована в росте сотрудников и готова оплачивать их обучение, поддерживает обучающие ресурсы | Ваше обучение — ваши заботы |
График работы | Гибкий и обсуждаемый | Все слишком строго зарегламентировано, ведется учет времени |
Санкции | Звучат справедливо согласно тяжести нарушений | Штрафы, объяснительные, обязательный дресс-код, суровый NDA, запрет сторонней деятельности и пр. |
Рабочее место | Откуда не хочется уходить | Куда не хочется возвращаться |
Испытательный срок | Существует (или нет) с известными критериями успеха | Неофициальный или с загадочными критериями |
Онбординг | Хорошо организованный пайплайн (курсы, наставничество, ресурсы) | Отсутствует или не имеет эффекта |
Внутренняя ротация | Предусмотрена и является чем-то реализуемым | Отсутствует или сопровождается существенными сложностями |
Удаленка | Грамотно встроена в рабочий процесс | Развалила все процессы или полностью отсутствует |
Переоценка сотрудников | Организованный справедливый процесс с прозрачными критериями успешности | Независимая от вас процедура, которая случается когда-то или не случается никогда |
Обратная связь | Предоставляется на регулярной основе и является осознанной задачей | Коллеги не делятся сами, воспринимают вашу критику болезненно |
Перспективы | Работа здесь предполагает рост в профессиональном или в карьерном смысле — новые знания и опыт | Вы не ожидаете ничего нового, с чем вы не сталкивались раньше |
Продукт
А что в результате? Ради чего мы все здесь собрались? Что мы знаем о разрабатываемом продукте?
Критерий | + | - |
Общественная значимость | Мы делаем что-то большое и важное (даже старшее поколение знает о нас) | Вам нужно постоянно объяснять друзьям смысл того, что вы разрабатываете, а себе напоминать зачем |
Демонстрация | Ваш продукт можно продемонстрировать уже сейчас | Мы в самом начале великого пути |
Технологичность | Разрабатываемая область высокотехнологичная, на переднем крае науки, а вам есть что рассказать на конференциях | Все очень просто, и скоро нас заменят роботами |
Новизна | Мы — первые, кто делает что-то подобное | Мы — вторичная вторичность |
Туманность целей | Предметная область явно диктует, что нужно делать, а цели сами появляются, как краткосрочные так и долгосрочные | Есть много неопределенного: успех плохо измерим, никто (абсолютно никто) не знает как должен выглядеть хороший продукт, а цели часто меняются |
Показатели | KPI логично следуют с продуктом | Метрики сложно интерпретируемые, плохо достижимы, неадекватны или просто не существуют |
Личный вклад | Область в которой можно увидеть результаты своей работы | Вы не всегда уверены, что решило проблему — ваш вклад или случай |
«Интересные задачи» | Вы легко погружаетесь в решение проблем, процесс затягивает | Отвлечься от местных задач — проще простого |
Финансирование | Компания уверена в продукте и планирует активно инвестировать в него | Интереса у руководства все меньше, а бюджет заканчивается |
План катастрофы | Есть понимание, что делать в исключительных ситуациях, мы готовы к худшему | «У нас мышление победителей, а не проигравших» |
Технологии
Часто мог слышать, что чем старше разработчик, тем ему менее интересно с помощью чего решать задачу. Какое-то время я и убеждал себя в этом, но с опытом понимаешь, что проверенные средства все же «хорошо сидят в руке» и позволяют получать больше удовольствия от работы. Сейчас я уверен, что комфортные технологии (даже если это стокгольмский синдром, синдром утенка или иная «перверсия») вполне могут служить для вас источником каждодневной радости.
Критерий | + | - |
Комфортность использования | Языки/фреймворки/библиотеки, используемые на проекте, не вызывают нареканий с вашей стороны | Создатели используемых средств — нехорошие люди в ваших глазах. Ничего непонятно, постоянно падает, невозможно отладить, огромная сложность вхождения |
Релевантность опыта | У вас есть возможность переиспользовать свой прошлый опыт | Абсолютно все надо изучать с нуля |
Логика выбора | Есть хорошее объяснение, почему были выбраны именно эти технологи | Выбор технологий был сделан поспешно или странным образом |
Общеизвестные средства | Вы можете использовать известные общепринятые технологии, информацию про них можно нагуглить | Тут собрались различные тулы для фриков, документации нет |
Архитектура решения | Существует | Все «эволюционно» пришло к тому, что есть, и теперь мы страдаем |
Искусство и Сроки | Мы можем применять красивые абстракции из крутых книжек — есть время для программирования как искусства | Мы сосредоточены на быстрокодинге, нет времени на рефакторинг |
Эксперименты | Разработчики могут экспериментировать с технологиями и предлагать лучшие решения, инструменты | Нет времени или менеджмент «лучше всех» знает как надо |
Доступность окружений | Есть понимание, где крутятся компоненты, как произвести отладку разных мест | Никто не имеет нормального представления, что вообще происходит с окружениями, и как они выглядит в деталях |
Время отклика | Можно получить быстрый отклик к своим изменениям — проверить работоспособность просто | Изменения как-то мутно влияют на что-то после долгих промежуточных манипуляций |
Тестирование | Ваши решения сопровождаются разными уровнями тестов, новая логика покрывается перед выкаткой | С тестами все туго, нет никакой уверенности, что все работает корректно даже сейчас |
Open source | Да | Нет |
Процессы
Когда-то я даже не понимал, что может быть плохо с этим? Потом поработал в не самых удобно организованных проектах, и список требований к процессам стал накапливаться. Сейчас здесь собралась самая большая часть факторов:
Критерий | + | - |
Обязанности | Ваши обязанности соответствуют вашему опыту и желаниям | Есть постоянный диссонанс — вам приходится заниматься чем-то совершенно неожиданным |
Структура | Понятна ответственность за компоненты и ясны точки входа | Чтобы найти нужного человека — нужно много времени |
Сторонние активности | Вы — разработчик и написание кода — ваша основная деятельность | Множество тяжелых сайдпроектов — вы и разработчик (девопс, конечно), и аналитик, и датаинжинер, и мл-исследователь, и менеджер сам себе, и еще мы ждем предложения по улучшению продукта, а также участие во всех компанейских инициативах и пр. |
Овертаймы | Их количество не превышает разумного порога, они не раздражают | Регулярные, обязательные, страшные |
Дежурства | Онкол не превращает жизнь в Ад, имеет регламент и не предполагает, что надо во всем разобраться и починить немедленно. Можно привлекать ответственных за сервисы | Дежурный — козел отпущения и ненавидит свою жизнь, поток входных запросов невозможно обрабатывать вовремя, страдания 24/7 |
Предупреждение проблем | Есть процесс разбора и предотвращения инцидентов, создаются гайды для частых проблем. Отношение к факапам спокойное | Постоянно наступаем на одни и те же грабли. Возлагается персональная ответственность, и инциденты могут дорого стоить сотруднику |
Отчетность | В разумных пределах и дает понимание, кто чем в команде занимается | Слишком много отчетов или их нет совсем — информационный шум от всех соседей, репорты о потраченном времени или полная тишина и изоляция от команды |
Код-ревью | Есть и требуется осознанность в его исполнении | Нет или выполняется настолько посредственно, что не приносит пользы |
Личные метрики качества | Не знаю примера ни одной некомпрометируемой метрики качества разработчика. Лучше и не начинать | Строки кода, коммиты, таски, просмотренные pr и пр. |
Методология | Не является священной коровой и помогает упростить жизнь команде и клиентам | Является предметом ненависти, постоянных дебатов или отсутствует как класс — полная независимость и хаос |
Выбор задач | Есть удобный организованный процесс с результатом в виде понятных задач для вас (например, по SMART) | Внезапные случайные озарения коллег с невнятными формулировками |
Решения | Принимаются на основе консенсуса | Принимаются централизованно (что может быть совсем и не плохо) |
Дедлайны | Формируются с участием команды | Нисходят свыше или не приходят совсем — нет стимула делать задачи |
Приоритеты | Устанавливаются в четкие моменты и редко меняются, фрагментация внимания не поощряется — команда сосредоточена на решении важных задач, а не переключается на срочное | Регулярное жонглирование приоритетами или отсутствие понимания, что действительно важно. Вы бессистемно беретесь за проекты, бросаете их, прерываетесь на частые сайдактивности и иногда возвращаетесь к брошенным задачам |
Документация | Техническая документация прямо сейчас в хорошем состоянии и поддерживается. Проектная документация в разумных пределах | Документацию невозможно найти, она плохая, ее нет, или она устаревает слишком быстро, Document Driven Development |
Теория или Практика | Ведущий принцип — Семь раз отмерь и один отрежь | Ведущий принцип — Куй железо не отходя от кассы пока горячо |
Люди
Разработка серьезных проектов, в наше время, крайне редко становится уделом одиночек. Люди вокруг нас оказывают огромное влияние на качество вашей работы. Что с ними может быть не так?
Критерий | + | - |
Структура команды | Команда адекватного размера для задачи, а организационная структура логична и соответствует целям | Одиночество, или вас слишком много, частые реорганизации, вы решаете одну и ту же задачу с соседями |
Кадровые планы | Команда планирует расширяться | Нас ждут сокращения |
Текучка | Не вызывает дискомфорта | Слишком сильная или нет совсем — конкуренция за хорошую задачу или нет людей с опытом — знания не передаются |
«Дружный коллектив» | Коллеги всегда готовы прийти на помощь, а еще с ними можно поговорить не только о работе и даже классно провести время | Каждый сам за себя, ноль социализации |
Умение слушать | Люди готовы признавать ваш авторитет и ценят разнообразие мнений — их можно спокойно выражать | «Вы никому не интересны, а свои антитезисы оставьте при себе» |
Решения конфликтов | Все решается через диалог и взаимопонимание, стремление к win-win | Как повезет |
Иерархичность | У команды есть явно идентифицируемый лид, который распределяет ответственность и пр. | Вы с коллегами — независимые единицы и предоставлены сами себе |
Личность руководителя | Ваш лид — хороший человек, который здесь, чтобы помочь | Ваш руководитель — странный (робот без эмоций, токсичный, поехавший и т.д.) |
Связность с соседями | Адекватное для вас количество соседних команд | Невообразимое количество соседей, с которыми надо часто взаимодействовать |
Ответственность соседей | Соседне команды — хорошие ребята с высокой ответственностью за свой продукт | Соседние команды — недоученные невежи, которые постоянно все ломают |
Скорость соседей | Простое и оперативное решение проблем с соседними командам | Многомесячные тяжбы по простейшим вещам |
Удаленка | Команда смогла преодолеть тяжести удаленки и прийти к комфортному режиму работы | Перегибы (полная удаленка или ее отсутствие), неумение пользоваться современными средствами для удаленной работы |
Приоритизация
Хорошо, и что теперь? Вышел довольно длинный список (и он, очевидно, может пополниться). Нам нужно выбрать наиболее значимые элементы лично для вас. Как это сделать? Есть некоторые способы.
Можем пуститься на грязную тропу коучинга или даже менеджмента проектов (работа с приоритетами). Давайте рассмотрим, что они предлагают.
Решения от коучей и из книг про поиск ценностей/своих желаний
«Слушай свое сердце»
Взглянем на получившийся список.
Какие-то факторы нас радуют, а какие-то злят. Какие-то напоминают о важных событиях из вашей карьеры, чем вы гордитесь или чего стыдитесь. Какие-то свойства могут сильно пересекаться с вашими жизненными ценностями (изучение которых выходит за рамки статьи). Что-то можно вытерпеть еще год, а где-то вас не хватит и на пару дней. Грубо говоря, некоторые пункты определенно вызывают более сильные эмоции.
Попробуем присвоить какой-то балл значимости от 0 до 10 каждому пункту на основании того, насколько сильно этот пункт вызывает отклик у вас.
После получения этих баллов, можем взять top-k элементов, которые и будут самыми важным для вас.
Сортировка выбором
Если бы я мог удовлетворить только одну из этих ценностей, какой бы она была? Печально было бы работать именно в таких условиях, но давайте попробуем найти это свойство.
Выбираем, вытаскиваем из рассматриваемого множества и повторяем процедуру.
Делаем до тех пор, пока не получим top-k элементов. Итоговая сложность алгоритма O (n*k).
Поиски счастья в былом
Идем с другой стороны — рефлексируем, находим источники радости, пытаемся найти взаимосвязь с элементами списка. План прост, потому и красив ©.
Вспоминаем ситуации, в которых вы были счастливее всего на работе. Чем вы занимались?
А что вы испытывали в моменте? Причины могут быть самыми разнообразными: гордость, удовлетворенность, правота, облегчение и пр. Понимание испытанного чувства помогает найти его источники.
Связываем произошедшее с элементами из списка (или чем-то извне).
Повторяем, пока не иссякнем. Отмеченные элементы списка точно должны обладать большой значимостью для вас.
Также довольно часто советуют выписывать свои размышления, даже если все кажется очень абстрактным или сумбурным. В итоге, это поможет систематизировать рассуждения и не возвращаться к уже рассмотренному. А еще встречается мнение, что процесс поиска личных ценностей — более важный процесс, чем сам результат — список. Так как добавляет осознанности — мы думаем о том, как думаем/чувствуем.
Техники приоритизации задач
Здесь можно выбрать более приземленный подход, чем рефлексия. Мы же просто занимаемся приоритезацией известного множества (задач) свойств? Фичи продуктов тоже сложно сравнивать друг с другом, но нам надо понимать, что действительно важно для компании и пользователей. Можно ли что-то применить из арсенала проектного менеджмента?
Похоже на то. Я смог сделать это со следующими методами:
Два списка
Идея метода проста: согласно Парето, 80% результата приносит 20% действий. Значит из известного множества нам надо выбрать только 20% наиболее важных элементов.
Это не особо может помочь с определением самой важности, но дать примерную оценку, когда стоит остановиться в построении своего top-k, может — отсеиваем 80% свойств.
MoSCoW
Часто упоминаемый метод (с которым я не сталкивался никогда). Просто фильтруем свойства согласно их первостепенности в следующие категории:
Must — наиболее важное и срочное
Should — важное
Could — может быть отложено на некоторое время
Would — не является приоритетным вообще
Такое упорядочивание поможет немного упростить задачу получения top-k.
ICE
Impact — Какое влияние окажет внедрение этой инициативы на пользователя?
Confidence — Насколько мы уверены, что эта гипотеза подтвердится?
Ease — Насколько легко ее внедрить? Затраты и ресурсы?
Каждый из этих факторов оценивается по шкале от 1 до 10, а среднее арифметическое дает общую оценку по методу ICE.
Если пытаться применить этот метод к нашей проблеме, то можем рассматривать Impact как кажущееся нам влияние свойства на нас, Confidence как уверенность в этом (некоторые элементы могут только казаться нам важными), ну, а Ease как редкость или частоту встречи данного фактора согласно нашим оценкам. Дальше считаем значения, сортируем, top-k и т.д.
Метод Кано
Применительно к нашей задаче можем адаптировать метод Кано следующим образом:
Рассматриваем свойство за свойством
Для всех свойств выделены два состояния — условно хорошее и плохое (возможно, у вас конкретные состояния будут немного другими)
Изучаем хорошее состояние и отмечаем себе его важность для вас с помощью оценки от 1 до 5 (не нравится, могу терпеть, нейтрально, скорее нравится, нравится)
Повторяем процедуру для плохого состояния
Получаем некоторую координату в матрице модели:
Согласно этой матрице, свойства делятся на различные категории значимости, где нас будут интересовать все, что оказалось на краях, в особенности: Required (Требуемые), Desired (Желанные), Delightful (Восхищающие). Anti-feature (Нежелательные) тоже могут быть интересны ввиду специфики нашей задачи.
Выводы
Конечно, все эти факторы и предложенные решения не претендуют на истину для всех и каждого. Свой собственный опыт всегда будет превалировать над любыми обобщенными рекомендациями. Также мы меняемся со временем, и наше представление о прекрасном и важном тоже будет меняться.
Мой опыт подсказывает, что работа в компании — «мечте» может оказаться совершенно не тем, что вам по душе. А попробовав разное, поизучав рынок опытным путем, вы придете к своему, не навязанному извне пониманию действительно значимого.
Но, все же, я надеюсь, эта статья помогла вам лучше понять то, в каком месте вы бы хотели работать, обозначила то, чего не хватает, или указала на плюсы, из-за которых стоит держаться.
Кстати, мой текущий выбор мне еще очень нравится. Спасибо, что смогли дочитать:)
А что для вас важно в работе? Как вы делаете выбор? Какие факторы вы бы добавили?
Используемые ссылки
Про вопросы работодателю:
Мои вопросы работодателю, когда подаюсь на разработчика
Какие вопросы задать работодателю на собеседовании?
О чем спросить на собеседовании, чтобы потом не жалеть
13 вопросов работодателю на собеседовании: спрашивайте, не стесняйтесь
20 вопросов, которые стоит задать IT-компании, прежде чем сменить работу
Что спросить работодателя: 25 вопросов + комментарии разработчика
50 вопросов работодателю на собеседовании в IT
Вопросы, которые программистам на самом деле стоит задавать на собеседованиях
Про ценности:
Какова ваша система ценностей? Как её выявить и использовать
Как определить свои ценности — Переменам Быть!
Как определить свои жизненные ценности: 13 шагов
Определение ценностей | Блог 4brain
Как выявить свои жизненные ценности за 7 шагов
Ценности компании: зачем они нужны
Выявление и приоритезация жизненных ценностей
Про приоритизацию:
12 методов приоритизации продуктовых целей: RICE, WSJF, KANO и прочие
Как быстро и эффективно работать с приоритетами по методу Lean Prioritization?
Топ-5 методов приоритизации
Как расставить приоритеты, когда всё кажется важным: 7 техник
Метод Кано