Форк блокчейна Ethereum, или «вот так свобода и умирает, под гром аплодисментов»
Криптовалюта Ethereum стоит на историческом распутье, которое оставит неизгладимый след в её истории. О «чёрных списках», централизованной «децентрализованной автономности» и почему сообщество с такой радостью, рвением и беззаботностью открывает ящик регуляции криптовалюты, тем самым забивая гвозди в гроб Ethereum.
Вместо предисловия
Далее по тексту, подробнее о том или ином событии или объекте, можно почитать по приводимым ссылкам. В самой статье будут опущены и/или упрощены некоторые тонкости и технический моменты для простоты и более полного понимания читателем сложившейся картины в целом. Сама же суть описываемых событий, процессов и последствий осталась нетронутой.
Важно начать с небольшого экскурса в историю. Не так давно завершился крупнейший в истории краудфандинговый проект под названием The DAO, который собрал для своей дальнейшей деятельности монет эфириума на сумму эквивалентную ~150 миллионнов долларов по бывшему курсу обмена. Взамен полученных монет эфириума, организация предоставляла участникам токены в пропорции 100 токенов DAO взамен 1 монеты эфириума (в общем случае, на последних этапах сбора средств пропорция была несколько иной). Такое себе децентрализованое, автономное, полностью открытое и прозрачное «ОАО», в некотором приближении разумеется. Участником которого мог стать каждый желающий, или изначально обменяв монеты эфириума на токены DAO, либо просто купив последние на бирже после окончания формирования. В дальнейшем предполагалось что The DAO будет инвестировать полученные средства в различные проекты, посредством общих голосований принимая то или иное решение, и в будущем получать прибыль с них. Участвовать в голосованиях и получении прибыли каждый участник мог в рамках количества имеющихся у него токенов DAO. Но, как говорится, не судилось.
Чуть более десяти дней назад произошел инцидент, в следствии которого один участник, используя плохое качество кода контракта The DAO, нашел возможность перевести на подконтрольный ему кошелёк монет на ~50 миллионов долларов в эквиваленте. Данный кошелёк, а если говорить в терминах то дочернее DAO, получило неофициальное название Dark DAO. В итоге организация, как собственно и её участники, потеряли ~30% капитала.
Здесь специально не используются термины «атака», «взлом», «злоумышленник», «украл» и т.д., по тому что следуя терминам и обозначениям умных контрактов, работа контракта и её результат априори являются «правильными» и «законными», заранее обозначенными в коде контракта. И то что он позволил одному человеку перевести на свой кошелёк такую значительную сумму в обход «обычных» процедур, можно скорее отнести к возможности использования недокументированных возможностей и получения выгоды от них, так сказать «фиче», чем «взлому». С юридической стороны и со стороны информационной безопасности, человек ничего не нарушил — он просто использовал возможности контракта, и получил от этого выгоду. По тому что «Код есть Закон», и именно на таком принципе было основано The DAO. А то что код был плохо написан и допускал возможность такого действия, это уже совсем другой вопрос. Таким образом ~4.5% от всех монет эфира оказались в руках одного человека или группы лиц.
Согласно техническим особенностям The DAO, воспользоватся своими новополученными монетами эфириума человек сможет только через 27 дней, и в это время можно попробовать как-то изменить текущую ситуацию. Очевидно, что сосредоточение такого количества монет в руках одного лица, которое не заинтересовано в их дальнейшем хранении, не сулит ничего хорошего обменному курсу эфириума на довольно длительный срок, по тому что он скорее всего первым же делом попробует обменять их на что-то более твёрдое — биткоин, либо фиатные деньги, тем самым обрушив обменный курс. Для сохранения светлого будущего эфириума, был предложен ряд действий которые должны будут устранить данную нависшую угрозу постепенного слива монет с уходом обменного курса (от сюда и капитализации, а значит и успешности криптовалюты в глазах широкой публики) ниже плинтуса, и последующим возвратом держателям токенов DAO их монет эфира. Данные действия получили названия софт-форка и хард-форка блокчейна эфириума:
- Софт-форк: заморозка всех активов, которые принадлежат The DAO и всем её дочерним организациям (в том числе и Dark DAO).
- Хард-форк: возврат тем или иным способом всех изначально «вложенных» в организацию монет эфира, в размере эквивалентном количеству имеющихся у человека токенов DAO. Переведены в Dark DAO были именно монеты эфира, токены DAO же остались у своих изначальных владельцев. И так как человек еще не успел получить полный контроль над монетами, с их последующим выводом/обменом, то возможен «выкуп» токенов обратно по их изначальной стоимости. Другими словами — все всё себе вернут в полном объёме. Такая себе самоликвидация организации, с возвращением всех инвестированных денег .
Первый пункт был согласован разработчиками, выставлен на голосование и предварительно «успешно» принят. По поводу второго пока идут дебаты. Одной из рабочих идей является изменение контракта The DAO таким образом, что-бы он выплатил держателям токенов соответствующие количества монет эфириума. И вроде всё хорошо, все вернут свои деньги (разумеется кроме тех, кто не поддался панике и не продал свои токены DAO), разработчики и сообщество услышали друг друга, и идут на встречу, и в итоге всем и всё будет хорошо.
Но тут начинают возникать вполне резонные вопросы:
- Почему в работу работу The DAO (мы ведь помним расшифровку первых двух букв аббревиатуры — децентрализованная и автономная), главный принцип которого — «Код есть Закон», вмешиваются и что-то меняют? Тут кстати стоит заметить, что изначально идея о возможности форка (софт или хард в контексте нашего разговора, значения не имеет) заговорили разработчики в своём чате. А первым на публике озвучил данную возможность Бутерин — один из главных разработчиков и идеологов эфириума. И хотя формальности голосований и «поддержки» решения о форке сообществом были соблюдены, от истинной децентрализации здесь осталось мало, по тому что всё было уже решено заранее и довольно централизовано (см. переписку чата).
- Почему пулами была проигнорирована суть, или даже корректней сказать, «дух» введения поддержки софт-форка? Не забываем что активность на голосованиях на пулах была 25% (на примере dwarfpool, как крупнейшего пула сети). Из 25% проголосовавших 88% поддерживают софт-форк, 12% — нет. Но ведь есть же еще 75% вычислительных мощностей пула, которые попросту проигнорировали голосование, тем самым косвенно отказались поддерживать софт-форк. Ведь для его введения нужно скачать новую версию клиента, и запустить её со специальным параметром, который бы прямо и однозначно указывал на поддержку софт-форка. Если же просто ничего не делать (в нашем случае — не участвовать в голосовании), то ты косвенно голосуешь «против». Майнинговые пулы же приняли ко вниманию распределение голосов только среди проголосовавшей части.
- И главный вопрос — почему вообще разработчики криптовалюты занимаются решением проблем, возникших в «частной» сторонней организации? При этом полностью игнорируется главная аксиома и столб любой криптовалюты — неизменность блокчейна.
Ответ на удивление довольно простой и банальный — деньги. В любом их проявлении — инвестициях в саму криптовалюту, её инфраструктуру, обменный курс, капитализацию, да и просто — личное состояние всех и каждого, кто владеет монетами эфириума. Желание вполне естественное и понятное для человека. И можно было-бы его понять и принять. Только почему же…
Софт-форк представляет из себя «чёрный список», состоящий из всех кошельков созданных в рамках The DAO, операции с которыми запрещаются с вступлением форка в силу. Предполагаемый же хард-форк это безусловный перевод монет с одних кошельков (всех созданных в рамках The DAO) на другие (кошельки владельцев токенов) — грубо говоря конфискация. Да, читатель, ты не ошибся — именно «черные списки» и конфискация. В криптовалюте. Как говорится — «Приехали»: сама суть криптовалюты изначально была построена на базисе, в котором данное отвергалось на уровне идеи.
Да, пусть сейчас за этими изменениями, возможно, и стоит благая цель в основе которой вернуть деньги всем кто их потерял, и не допустить больших потерь для всех остальных участников сообщества Ethereum. Но это именно что ни есть, но регуляция валюты. И в будущем Большой Брат обязательно постучит в дверь Ethereum Foundation с предложением передать в его руки эти функции регулятора (пусть даже и частично, по решению независимых судов или под любыми другими предлогами). А в руках он будет держать кнут и пряник — в одной всевозможные санкции с ограничениями, а в другой — еще больше денег. Опять же — во всех их проявлениях: легализацией, признанием, интеграцией и всеми другими плюшками, которые может предложить Государство и/или Крупный Бизнес.
И соблазнившись еще большими деньгами, сообщество (или его оставшееся часть, начиная от майнеров и заканчивая разработчиками) примет предложение пряника. Ведь уже не так страшно, как в первый раз. Да и всё будет «по закону», и во благую цель — в «чёрный список» с последующей конфискацией будут попадать исключительно продавцы нелегального оружия, наркотиков, детской порнографии и прочие криминальные элементы. Но все мы хорошо знаем, как система умеет постепенно, незаметно и плавно расширять области своего влияния, постепенно закручивая гайки. И через пару лет предлогом для внесения в «чёрный список» легко может стать решение закрытого суда о причастности человека к финансированию терроризма, экстремистской деятельности, участие в оппозиции и других неугодных системе организаций. Обратного хода у этой скользкой дорожки нету.
Так почему-же сейчас сообщество, прельстившись мимолётной выгодой игнорирует саму идею криптовалют и перспективы долгосрочного развития, с такой радостью, рвением и беззаботностью открывает ящик регуляции криптовалюты, тем самым забивая гвозди в гроб Ethereum?…