Flow: новая конференция по системному и бизнес-анализу
Многим на Хабре уже известны наши конференции вроде Joker, HolyJS или Heisenbug. Теперь к ним добавляется ещё одна, на смежную тему: мы увидели, что есть спрос и на «аналитическое» мероприятие. Поэтому 29–30 ноября проведём новую конференцию Flow, программа и билеты доступны на сайте.
В этом тексте мы расскажем главное про конференцию. На кого мы ориентировались, когда выбирали доклады? А для кого, наоборот, подходящих докладов там не найдётся? Это оказалось не самым очевидным вопросом.
А для дочитавших до конца — ещё и небольшой бесплатный бонус к конференции.
Для кого эта конференция
Казалось бы, аналитики появились в нашей жизни довольно давно, и с конференцией по анализу всем всё должно быть сразу понятно, так? Нам тоже так казалось. Пока не стали её делать.
Мы расспросили целый ряд компаний о том, какие аналитики у них есть, какие задачи они решают, какие инструменты используют. И оказалось, что всё очень по-разному. Помимо того, что различных видов аналитиков много и они занимаются очень разными вещами (от данных до маркетинга), стало ясно, что даже под одними и теми же словами (например, «системный аналитик») люди могут понимать совсем разное, и о правильной терминологии ведутся холивары.
Мы решили делать конференцию не про всё в мире, что связано с анализом, а ограничиться двумя областями: системный анализ и бизнес-анализ. Влезать в холивары о точных определениях этих понятий не станем (на Хабре и так уже много понаписано). Лишь обозначим в целом, что бизнес-аналитик думает категориями бизнеса, а системный аналитик — категориями кода.
Соответственно, главная аудитория конференции — системные аналитики и бизнес-аналитики. Причём мы целимся в сегмент middle+, то есть в докладах не будут разжёвывать азы.
Также может быть интересно лидам и руководителям аналитиков. Потому что им нужно уметь правильно ставить задачи таким сотрудникам.
Еще одна аудитория — архитекторы. Пограничная зона между системным аналитиком и архитектором вообще довольно призрачная и варьируется в разных компаниях.
В меньшей степени, но все же интересно может быть и программистам: конференция научит их собирать требования и расскажет про архитектурные взаимодействия. Бизнес-анализ — тот пласт знаний, который не кажется обязательным для программиста, но который вообще-то много даёт ему как специалисту.
Конференция НЕ рассчитана на аналитиков в маркетинге, дата-аналитиков, дата-инженеров и рекламщиков. Программный комитет советует им обратить своё внимание на другие мероприятия.
О чём эта конференция
Какие доклады могут быть на такой конференции, где её тематические границы? Сначала объясним это словами о том, чего на конференции НЕ будет.
Во-первых, мы зовем людей на конференцию НЕ для того, чтобы научить их предметной области (скажем, нефтяной области или финтеху). В этих областях мы сами ничего не понимаем, и для их освоения существует множество других материалов. Но вот анализ нужен и там, и там. И мы можем научить инструментам и подходам, которые пригодятся в любом случае.
Во-вторых, конференция НЕ про темы вроде «организация работы в команде», «взаимодействие с заказчиком» или «профессиональное выгорание». Казалось бы, на аналитиках эти вопросы тоже сказываются — почему тогда нет? Но мы решили провести грань так: если в названии доклада убрать слово «аналитика» и он по-прежнему будет полезен, то его место не на конференции Flow, а на каком-то другом мероприятии.
И поэтому некоторые заявки, которые нам показались не подходящими по формату (скажем, «маркетинговые» или «психологические»), мы отклонили.
А какие темы нам интересны? Например, такие:
Как можно видеть, тут нет никакого «как готовиться к митингам с заказчиком», зато есть «внутреннее устройство программных решений» и «разработка архитектуры».
Мы хотим углубить людей в знание устройства систем с точки зрения внутренностей, кода. Например, работа с интеграционным API — как правильно его написать, описать, задизайнить. Все создают API, но не все понимают, как с ним работать с точки зрения эксплуатации. В этом же блоке DSL и low-code платформы — они позволяют системному аналитику без программиста набросать работающий прототип.
Еще один блок — разработка архитектуры. Несколько лет назад был бум перевода монолитов на микросервисы, и сейчас стали задумываться:, а так ли это нужно? Если будет необходимость, то мы еще поговорим про Domain Driven Design — это подход к проектированию сущностей в предметной области.
Следующий блок — требования. Их нужно собирать, оформлять, хранить и согласовывать друг с другом. Они могут быть сквозными и затрагивать разные блоки приложения. Нефункциональные требования — это про то, как программа должна работать, например, безопасно, быстро. Сюда же мы добавили UX/UI — это все, что связано с прототипированием и обдумыванием, как интерфейс будет выглядеть.
Еще один важный блок — бизнес-процессы. Чтобы описать бизнес-процесс, придумано много нотаций. Сейчас модно использовать BPMN, UML, остальные чуть меньше. Также нотации нужно исполнять, для этого нужны инструменты.
Еще одна головная боль аналитика — документирование. Обычно всё пишут в Confluence, но эта система не самая удобная, и мы покажем весь спектр инструментов. В этот же блок идёт DocOps (связка эксплуатации и документирования). Мы неожиданно получили столько заявок на доклады про документирование, что даже устроили выпуск видеоподкаста по теме — можно уже сейчас, не дожидаясь конференции, начать погружаться в тему с него.
Блок про данные — он про то, как их визуализировать, передавать, проектировать архитектуру данных. Практически во всех компаниях есть требование знать SQL, без этого вряд ли стать аналитиком.
Инструменты совместной разработки — это все, что связано с управлением кодом, версиями и передачей задач.
Технологические подходы к организации взаимодействия — это скорее архитектурный блок, куда мы отнесли различные аспекты проектирования решений. Несмотря на то, что де-факто этими терминами оперируют разработчики и архитекторы, аналитику очень важно понимать эту терминологию и впитать в себя логику, позволяющую отделить buzzword/bullshit от действительно годных/рабочих идей.
И пункт «примеры задач из разных индустрий»: нам показалось интересным показать то, как задачи по разработке решаются в различных сферах бизнеса. Мы постараемся показать, как люди из финтеха, ретейла, логистики решают свои задачи. Потому что кто знает, возможно, что именно вам через какое время придется сменить свою область деятельности с телекома на медицину.
Примеры докладов
А чтобы не рассуждать отвлечённо — вот описания трёх докладов, уже попавших в программу конференции:
BPMN — нужен или нет
Денис Котов
BPMN частенько витает вокруг мира Enterprise-разработки. Кому-то посчастливилось с ними столкнуться и сэкономить сотни часов времени, а кто-то получил только боль и гигантский техдолг. Спикер расставит все точки над «i» в использовании BPMN в проектах по разработке софта на примере Тинькофф, расскажет о хороших и плохих практиках.
Dashboard Canvas 2.0
Роман Бунин
Проектирование дашбордов — дисциплина на стыке аналитики и дизайна. Роман не верит в процесс, когда заказчик дашборда сам составляет ТЗ для разработчика, ведь в итоге разработчик становится просто «руками». Ответственный за подготовку ТЗ и понимание задачи — сам специалист.
Для удобного процесса разработки дашборда спикер разработал Dashboard Canvas — фреймворк сбора требований. В докладе пойдет речь о его новой версии и будут примеры его использования.
Использование брокеров сообщений в сервисной архитектуре
Андрей Бураков
Сессия для системных аналитиков с опытом интеграции IT-систем и базовым пониманием принципов работы брокеров и вариантов использования. На воркшопе в командах разберем некоторые кейсы использования брокеров:
транзакционность и бизнес-процессы;
сбор и синхронизация данных;
событийную архитектуру.
Кто мы такие и почему затеяли конференцию
Кто стоит за этой новой конференцией? За организационную часть отвечает компания JUG Ru Group: мы проводим уже целый ряд известных конференций, от Joker до Heisenbug, так что рука набита. А отбором докладов занимается Программный комитет, состоящий из людей с опытом по теме конференции (про каждого можно прочитать на сайте).
Почему мы решили, что такая конференция нужна и полезна?
Мы заметили, что в разных компаниях аналитик может формально занимать одну и ту же должность, но спектр задач сильно отличается. Да, разработаны стандарты, но на местах разграничить ответственность между членами команды получается не всегда хорошо.
В разных компаниях разные ожидания от аналитиков. В одной компании человек может быть сеньором, а в другой с теми же знаниями и опытом оказаться миддлом. В одной компании можно быть системным аналитиком и проектировать модели данных, протоколы взаимодействия, описывать API. А потом перейти в другую и обнаружить, что там системный и бизнес-аналитик — это одно и тоже (порой такое называют «fullstack-аналитик»). И теперь нужно знать, как работать с заказчиком, собирать требования, описывать их и согласовывать.
Кроме того, у многих есть сложности с формулировкой задач аналитика (без привязки к системному или бизнесовому). Поэтому конференция — это возможность показать все возможные варианты работы аналитика. Чтобы профессия стала более понятной, востребованной и желанной для специалистов. Кроме того, некоторые рассматривают эту должность как временную, чтобы перейти в новую — чаще всего в продакт-менеджера или продакт-оунера. Или, будучи разработчиком, недооценивают роль аналитика.
В целом компетенции аналитиков крайне важны, потому что чем позже обнаруживается ошибка в цикле разработки, тем дороже её исправление (об этом уже много сказано). Самое дешёвое — исправить ошибку на этапе постановки бизнес-задачи. А на этапе сбора требований исправление ошибки чуть дороже, но все равно несоизмеримо меньше по сравнению с ошибкой во время продакшена. Народная мудрость «семь раз отмерь, один раз отрежь» ведь как раз об этом.
В завершение
Напоследок напомним, что на YouTube-канале конференции ведём подкаст «Flow Live», где общаемся с интересными собеседниками на темы, связанные с конференцией — в ожидании мероприятия можно осваивать его выпуски. А если сами хотите стать героем очередного выпуска, то обращайтесь.
Если описанное в этом посте вас заинтересовало, напоминаем, что пройдёт конференция в онлайне 29–30 ноября. Больше подробностей — на сайте, билеты — там же.
А помните, в начале текста мы пообещали бонус? Он в следующем. Уже завтра, 8 октября, мы проведём бесплатное онлайн-мероприятие TechTrain, и там тема анализа тоже окажется затронута: будут доклад «Как улучшить работу аналитика в команде разработки» и интервью «Как стать классным системным аналитиком в IT». Так что можно использовать TechTrain как аперитив перед Flow. Для участия в нём достаточно зарегистрироваться на сайте.