FizzBuzz по-сениорски
— Добрый день, я на интервью на позицию старшего разработчика.
— Здравствуйте, давайте начнем с небольшого теста, пока я ваше CV смотрю. Напишите программу, которая выводила бы числа от 1 до, скажем, миллиарда, притом если число кратно трем, то вместо числа выводится Fizz, если кратно пяти, то Buzz, а если и трем, и пяти, то FizzBuzz.
Серьезно, FizzBuzz? Задачка для начальной школы, на сениорскую позицию? Ну ладно.
Я достаю свой верный лаптоп, и пишу такой код:
#include
#define LIMIT 1000000000
int main(void) {
for (int i = 1; i <= LIMIT; i++) {
if (0 == i % 3) {
if (0 == i % 5) {
printf("FizzBuzz\n");
} else {
printf("Fizz\n");
}
} else if (0 == i % 5) {
printf("Buzz\n");
} else {
printf("%d\n", i);
}
}
return 0;
}
Запускаю программу, она себе бежит, но не так чтобы сильно быстро, через 3 с чем-то минуты, после первого миллиона, я ее прерываю и быстренько высчитываю, что весь процесс займет больше двух суток. Да, наверно надо было включить буферизацию, это бы несколько ускорило, но это не спасет, лучше просто перенаправить вывод в файл, что я и делаю, и через 41.5 секунду у меня есть красивенький файл на 7.5 гигов.
— Вам не кажется, что можно побыстрее? — спрашивает интервьюер.
— Да ладно, основное время занимает I/O, 7.5 гигов записать — не шутка, даже на SSD.
— А давайте перенаправим вывод в /dev/null
.
— Без проблем.
Через минуту:
— Как это — 39.5 секунд? То есть весь I/O занимает 2 секунды, а все остальное время — мой код?
— Да, так получается. Это не самая медленная реализация, на каждой итерации два сравнения и один printf
, я часто вижу вариант с тремя сравнениями и двумя printf
«ами. Для джуниора, я бы сказал, это даже хорошо. А вот для сениора …
Это было больно, но, пожалуй, заслужено. Ладно, я тебе покажу, кто тут джуниор.
— Сейчас сделаю побыстрее.
— Попробуйте. Только объясняйте, что вы делаете.
— Видите, что у нас тут есть паттерн — каждые 3×5, то есть 15 итераций цикла логика полностью повторяется. Тогда можно переделать цикл:
for (i = 1; i < LIMIT - 15; i += 15) {
printf( "%d\n" // 1
"%d\n" // 2
"Fizz\n" // 3
"%d\n" // 4
"Buzz\n" // 5
"Fizz\n" // 6
"%d\n" // 7
"%d\n" // 8
"Fizz\n" // 9
"Buzz\n" // 10
"%d\n" // 11
"Fizz\n" // 12
"%d\n" // 13
"%d\n" // 14
"FizzBuzz\n", // 15
i, i+1, i+3, i+6, i+7, i+10, i+12, i+13);
}
— Если раньше на каждые 15 чисел у нас приходилось 15 сравнений переменной цикла и два if
«а в теле цикла, то есть в общей сложности 45 сравнений, а каждое сравнение — это потенциальная проблема с branch prediction«ом, то теперь одно. Да и вызовов printf
«а стало в 15 раз меньше. Одна только проблема — цикл не дойдет ровно до миллиарда, а только до 999999990 (макс число, кратное 15 и меньшее миллиарда), так что оставим старый цикл, но только для обработки хвоста, то есть последних 10 значений (это практически не влияет на производительность).
После всех изменений получился такой код.
— И что у нас со временем получается?
— Если вывод в файл, то 22.5 секунды, если в /dev/null
— 20.2
Интервьюер доволен, похоже, чего-то такого он от меня и ожидал. Но … зря он про джуниора сказал.
— Я думаю, что это не предел.
— В самом деле? А что тут можно еще оптимизировать?
— Я уменьшил количество вызовов printf
«а в 15 раз, но при этом сами эти printf
«ы стали тяжелее. Да и вообще printf
сам по себе тяжелый, из-за своей мощности — это ведь фактически виртуальная машина со своим языком, полным по Тьюрингу, на нем даже крестики-нолики писали. В данной ситуации используется лишь небольшая часть возможностей printf
, так что можно его заменить на что-то свое, более легкое:
#define NUM cur += myitoa(num++, cur)
#define FIZZ do { memcpy(cur, "Fizz\n", 5); cur += 5; num++; } while (0)
#define BUZZ do { memcpy(cur, "Buzz\n", 5); cur += 5; num++; } while (0)
#define FIZZBUZZ do { memcpy(cur, "FizzBuzz\n", 9); cur += 9; } while (0)
void print(int num) {
static char wrkbuf[CHUNK_SIZE];
char *cur = wrkbuf;
NUM;
NUM;
FIZZ;
NUM;
BUZZ;
FIZZ;
NUM;
NUM;
FIZZ;
BUZZ;
NUM;
FIZZ;
NUM;
NUM;
FIZZBUZZ;
fwrite(wrkbuf, cur - wrkbuf, 1, stdout);
}
— Можно, конечно, использовать уже готовую itoa
, но это нестандартная функция, не везде есть, да и она слишком универсальная, поскольку поддерживает разные системы счисления, а у нас только десятичная система — упрощаем все, что можно. Ну и, конечно, в главном цикле просто вызываем print(i)
вместо длинного printf
«а.
Получается такой код.
Я подхожу к доске и рисую табличку с результатами запусков:
Вариант | Вывод в файл | Вывод в | ||||
Время (сек) | Относ наивной | Относ предыдущей | Время (сек) | Относ наивной | Относ предыдущей | |
наивная | 41.429 | 1x | - | 39.650 | 1x | - |
оптимизация цикла | 22.546 | 1.83x | 1.83x | 20.151 | 1.97x | 1.97x |
отказ от | 12.563 | 3.30x | 1.80x | 8.771 | 4.52x | 2.30x |
— В принципе на вывод в файл можно особо не смотреть — там какое-то время съедается на I/O, и оно плавает, так что лучше ориентироваться на время без I/O.
Я стираю ту часть, где про вывод в файл.
— Итого ускорение в 4 с половиной раза.
Интервьюер смотрит с уважением. Похоже, интервью я прошел, можно сворачиваться, да и интервьюер уже бумаги начинает складывать. Но я еще не закончил.
— Я знаю, как можно еще ускорить.
— Серьезно?
— Абсолютно. Я до этого использовал чисто технические способы ускорения, а ведь можно еще и алгоритмически улучшить. Смотрите, что будет напечатано, когда мы вызываем, например, print(150000001)
и следующий за ним print(150000016)
:
150000001\n150000002\nFizz\n150000004\nBuzz\nFizz\n150000007\n150000008\nFizz\nBuzz\n150000011\nFizz\n150000013\n150000014\nFizzBuzz\n
150000016\n150000017\nFizz\n150000019\nBuzz\nFizz\n150000022\n150000023\nFizz\nBuzz\n150000026\nFizz\n150000028\n150000029\nFizzBuzz\n
^^ ^^ ^^ ^^ ^^ ^^ ^^ ^^
— Отличия всего в 16 байтах, а программа всю строку пересобирает с нуля. Можно просто менять байты на месте. Правда, заранее неизвестно, сколько десятичных разрядов надо поменять, так что это потребуется вычислить — сравнить два буфера, и определить, где они отличаются. Это, пожалуй, тяжеловатая задача, но у нас есть, — я делаю театральную паузу — векторные инструкции и интринсики для них!
Я не озвучиваю, но подразумеваю, что джуниор такого бы не придумал. В этот момент понимаю, что интервьюер тоже.
Открываю Intel«овскую страницу с интринсиками и нахожу там нужные векторные функции для работы с 16-байтными векторами. У меня тут максимум 10-байтные, но их можно добить нулями до 16, не проблема. И да, 16-байтные вектора — это SSE инструкции, никакой AVX-512 тут не нужен, мой 4-летний мобильный проц это точно потянет.
Получаю такой кусок с жирными и вкусными интринсиками:
unsigned int diff = 0xFFFF & ~_mm_movemask_epi8(_mm_cmpeq_epi8(
_mm_load_si128((__m128i const *)prev_first_number),
_mm_load_si128((__m128i const *)last_number)));
unsigned int diff_pos = 16 - _tzcnt_u32(diff); // number of changed digits
Быстрая проверка flags
в /proc/cpuinfo
— нужные для выбранных мной интринсиков SSE2 (еще со времен Pentium 4) и BMI1 (появился в Haswell«ах) в CPU есть, все должно работать.
Запускаю тот код, что получился, смотрю уже только вывод в /dev/null
и обновляю табличку:
Вариант | Время (сек) | Относительно наивной | Относительно предыдущей |
наивная | 39.650 | 1x | - |
оптимизация цикла | 20.151 | 1.97x | 1.97x |
отказ от | 8.771 | 4.52x | 2.30x |
переиспользование буфера | 4.490 | 8.83x | 1.95x |
Еще почти в 2 раза ускорились! А по сравнению с начальным вариантов так вообще почти в 9. Жаль, до 10 раз не дотянул.
— Ну все, наверно теперь уже хватит. Это уже вполне по-сениорски.
Во взгляде интервьюера читается облегчение.
— Скорее всего, мы вплотную подошли к пределу того, что можно выжать из однопоточной программы, — говорю я, медленно подвисая к концу фразы. Как же я об этом раньше не подумал! — Я ведь еще многопоточность не попробовал!
Интервьюер, похоже, начинает чего-то опасаться, и старается как-то незаметно переползти на соседний стул, поближе к выхожу из переговорки, но ему сильно мешают подлокотники. Пофиг, не надо было меня провоцировать!
— Я буду выделять каждому рабочему потоку кусок числового поля, и этот поток будет возвращать готовый буфер для своего куска, а главный поток будет печатать эти буферы, соблюдая порядок:
for (int j = 0; j < THREAD_COUNT; j++) {
thread_pool[j].start_num = i;
thread_pool[j].count = NUMS_PER_THREAD;
thread_pool[j].buf = malloc(BUFFER_SIZE);
pthread_create(&thread_pool[j].id, NULL, worker, (void *)&thread_pool[j]);
i += NUMS_PER_THREAD;
}
int active_threads = THREAD_COUNT;
int max = LIMIT / 15 * 15;
for (int j = 0; active_threads; j = (j+1) % THREAD_COUNT) {
pthread_join(thread_pool[j].id, NULL);
fwrite(thread_pool[j].buf, thread_pool[j].buflen, 1, stdout);
if (max - i > NUMS_PER_THREAD) {
thread_pool[j].start_num = i;
pthread_create(&thread_pool[j].id, NULL, worker, (void *)&thread_pool[j]);
i += NUMS_PER_THREAD;
} else if (max > i) {
thread_pool[j].start_num = i;
thread_pool[j].count = max - i + 1;
pthread_create(&thread_pool[j].id, NULL, worker, (void *)&thread_pool[j]);
i += max - i + 1;
} else {
free(thread_pool[j].buf);
active_threads--;
}
}
— У меня двухядерный проц с гипертредингом, так что четыре рабочих потока одновременно будет оптимально, пока главный поток занимается выводом, один рабочий поток не используется, так что в любой момент времени максимум 4 потока активны. Конечно, стоит поэксперементировать с размером куска, который дается на обработку — в идеале рабочий поток должен обрабатывать свой кусок ровно за то же время, что главный поток выводит данные, тогда никто никого не ждет, все работают на максимальной скорости.
Проведя несколько замеров, я остановился на кусках по 3 миллиона чисел — удобное число, кратное 15, и результат хороший.
Получился такой код.
Запускаю, и обновляю данный в табличке:
Вариант | Время (сек) | Относительно наивной | Относительно предыдущей |
наивная | 39.650 | 1x | - |
оптимизация цикла | 20.151 | 1.97x | 1.97x |
отказ от | 8.771 | 4.52x | 2.30x |
переиспользование буфера | 4.490 | 8.83x | 1.95x |
многопоточность | 1.748 | 22.68x | 2.57x |
— Ну вот, я уменьшил время обработки в 22 с лишним раза. И код получился очень даже сениорский — умный алгоритм, многопоточность, интринсики опять же. Как считаете?
Я отвернулся от доски и увидел, что в переговорке я один. Через стеклянную стенку переговорки я разглядел интервьюера, который что-то быстро говорил секретарю, показывая пальцем в мою сторону. Он что, вызывает охрану? Похоже, что мне тут больше не рады.
Я быстро закрыл лаптоп и покинул офис. Почему-то мне так и не перезвонили.
Все тесты делались на Dell Latitude 7480 с i7–7600U 2.8 Ghz, 16 Gb памяти, SSD и OpenSUSE Leap 15.1 с kernel«ом 4.12.14, каждый тест не менее 10 раз, выбиралось наименьшее значение. При компиляции использовались флаги -O3 -march=native -pthread
Все варианты кода производят одинаковый результат, когда вывод направлен в файл, то есть работают корректно. Код доступен в этом репо.