Financial Times: Nikola купила дизайн грузовика вместо собственной разработки

?v=1

Компанию по производству электрогрузовиков Nikola снова уличили в обмане. По сведениям компании Tesla и издания Financial Times, основатель Nikola Тревор Милтон приобрёл концепцию грузовика Nikola One у дизайнера из Хорватии, хотя ранее заявлялось, что Милтон придумал автомобиль сам.

В 2018 году грузовик One оказался в центре судебного процесса. Компания Nikola подала в суд на Tesla, обвиняя конкурента в нарушении патентов на интеллектуальную собственность. В иске Nikola заявила, что Tesla скопировала элементы дизайна One для своего грузовика Semi. Сумма иска составляла $2 млрд. 

Nikola сообщила, что основатель компании Тревор Милтон начал проектировать модель One в 2013 году. По информации компании, Милтон два года работал над проектом, однако остался недоволен своей концепцией, и в 2015 году нанял дизайнера Стива Дженнеса, вместе с которым завершил работу. Когда концепция была закончена, Nikola потратила «несколько миллионов долларов на разработку Nikola One», указано в иске.

На прошлой неделе Tesla опровергла иск, заявив, что дизайн One был создан не Nikola, а Адриано Мудри, дизайнером из Хорватии, сотрудником компании по производству электрокаров Rimac. В направленной в суд документации Tesla указала, что дизайнер разработал оригинальные чертежи грузовика, однако не предоставила подробной информации о покупке. Два источника, осведомлённые о сделке, рассказали Financial Times, что основатель Nikola купил дизайн в 2015 году. Как считает Tesla, Милтон умышленно скрыл эту информацию от Ведомства по патентам и товарным знакам США.

«Грузовик Nikola One был разработан и запатентован компанией Nikola. Лицензирование сторонних проектов во время разработки автомобилей является обычным делом, и хотя на раннем этапе процесса Nikola приобрела лицензию на проекты Адриано Мудри, он не входил в команду дизайнеров, и его проекты существенно отличаются от дизайна, созданного компанией для грузовика Nikola One», — ответили в Nikola. 

По словам нескольких источников, осведомлённых о сделке, Милтон безуспешно пытался сотрудничать с Rimac по ряду проектов. Во время поездки в штаб-квартиру Rimac в Загреб он познакомился с Адриано Мудри, который спроектировал футуристический грузовик в рамках более раннего дипломного проекта и назвал его Road Runner.

По сведениям FT, Милтон приобрел компьютерные чертежи и виртуальную 3D-модель автомобиля за несколько тысяч долларов. Рабочее название Road Runner сохранялось ещё несколько месяцев. Сотрудник, знакомый с разработкой Nikola One, заявил, что «Road Runner было внутренним названием проекта Nikola One всё время, пока мы над ним работали».

Это же следует из документов, попавших в руки FT. Как указано в одном из них, изначально грузовик One назывался Nikola Roadrunner. В другом документе показана ранняя версия веб-сайта Nikola, на которой изображен грузовик, идентичный Road Runner.

Ранее в этом месяце инвестиционная компания Hindenburg Research опубликовала отчёт, из которого следовало, что Nikola подделала промо-видео электрогрузовика Nikola One. Hindenburg Research заявила, что производитель грузовиков обманул инвесторов относительно перспектив своего бизнеса. 

Nikola разослала пресс-релиз, в котором согласилась с утверждением Hindenburg Research. Nikola признала, что прототип Nikola One не двигался самостоятельно.

После того, как был опубликован отчет Hindenburg Research, падение цен на акции Nikola свело на нет её доходы с момента выхода на биржу. Рыночная капитализация компании, которая в момент выхода на биржу составляла $12 млрд, а в июне 2020 года превысила $20 млрд, в сентябре упала до $12,86 млрд. 

Nikola обратилась в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) с просьбой изучить претензии Hindenburg Research. SEC определит, нарушила ли Nikola законы о ценных бумагах.

Чуть больше недели спустя после публикации отчёта Hindenburg Research Милтон решил покинуть совет директоров компании, заявив сотрудникам, что планирует защитить себя «от ложных обвинений, выдвинутых против него недоброжелателями». Основатель компании неоднократно утверждал, что не лгал и никого не обманывал касательно грузовиков.

Интерес к Nikola One помог компании собрать средства для сотрудничества с более опытными предприятиями, включая Bosch и Iveco, которые помогали Nikola при разработке и производстве последующих автомобилей. В сентябре General Motors объявила о приобретении доли в компании Nikola на $2 млрд. В рамках сделки GM построит электрический пикап под названием Badger.

© Habrahabr.ru