Философия диафильмов: путь к идеальной презентации
Когда в окно стучится зима, как никогда хочется тепла, уюта и чего-то неуловимо лампового — из далёкого детства. Повесить на стену белый лист ватмана, задёрнуть шторы и включить проектор. Помните это маленькое чудо под названием «Диафильмы»?
Яркий луч пронизывает темноту — в нём видны вьющиеся по воздуху пылинки. От проектора исходит жар и запах нагретого металла. На экране сменяют друг друга яркие изображения с подписями. Кто-то из взрослых зачитывает текст и вращает ручку рамки с плёнкой.
Кадры любимых диафильмов мы помнили наизусть, но хотелось пересматривать их снова и снова. Немного повзрослев, мы сами устраивали личный домашний «кинотеатр» для родителей и своих друзей. В какой-то момент в нашей жизни появились компьютеры. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях.
Школы и институты остались позади, наши компьютеры становились быстрее. Мы всё больше погружались во взрослый мир и трудовую деятельность. Постепенно привыкали к задачам, трудозатратам, релизам, совещаниям и другим неотъемлемым деталям айтишного ландшафта. В какой-то момент в нашу жизнь вошли и презентации, став привычным элементом нашего корпоративного мира.
Я побывал в роли слушателя на многочисленных выступлениях и докладах с презентациями. Немалое количество презентаций я подготовил и провёл самостоятельно. И всё это время меня не оставляло сомнение: что-то мы делаем не так! Что-то очень простое и понятное, что лежит на поверхности, что нам давно известно, но мы успели основательно позабыть.
Как это часто бывает, мимолётное воспоминание в нужный момент поставило всё на свои места. Картина прояснилась, пазл сложился и в голове вспыхнула простая и ясная мысль: «Презентации — это диафильмы». Вооружившись этим утверждением, я сформулировал несколько несложных правил, которые, как мне кажется, помогут сделать презентации лучше. Спешу поделиться этими правилами с вами.
Заставка студии «Диафильм». Большинство диафильмов в нашей стране выпускались студией «Диафильм». Она просуществовала до 1993 года
Зачем писать, если можно нарисовать
Что из себя представляет классический слайд современной презентации? Текст, много текста. Если текста нет, то весь слайд занимает какая-нибудь схема со множеством подписанных элементов и связей.
А как выглядит обычный кадр старого диафильма? Картинка и небольшой поясняющий текст внизу — белыми буквами на чёрном фоне. По сути там было написано то, что должен читать рассказчик. Для удобства его размещали в нижней части кадра. Целевая аудитория зачастую читать ещё не умела, поэтому он особо не мешал и в общем-то был необязателен. Содержание кадра обычно было понятно и без него. В некоторых диафильмах этого текста вообще не было — они снабжались или специальной книжечкой, или грампластинкой с записанным голосом рассказчика — такой своеобразный аудиогид.
Зрители диафильма прежде всего разглядывали картинку — красочную, интересную, оригинальную, со множеством деталей. Зрители современной презентации вынуждены читать многострочные тексты. Со множеством мелких букв. Причём, читать приходится параллельно с докладчиком. Но зрители читают «про себя», а докладчик вслух. Первое обычно получается быстрее, чем второе: все уже всё прочли и скучают, а докладчик продолжает монотонно излагать пункт за пунктом. Я сам так делал, пока до меня не дошла одна простая истина: читать доклад со слайда — это то же самое, что читать доклад по бумажке — не спортивно. После этого я постоянно и последовательно стараюсь изгнать текст со слайдов своих презентаций. Иногда это получается лучше, иногда хуже.
Правило №1: Больше картинок, меньше текста.
Идеал, к которому я стремлюсь — это слайды в виде картинок. Всё остальное я скажу своими словами.
Когда показывать не нужно
Кстати, иногда слайды и вовсе не нужны: высший пилотаж доклада — выключать экран, когда в визуальных материалах нет необходимости. Этого уровня я ещё не достиг, но уже экспериментирую.
Вот как Кэрол Флеминг в замечательной книге «Говорите ясно и убедительно» описывает одну образцовую презентацию:
Доктор исторических наук Дэвид Бисно непринуждённо расхаживал по аудитории, смотрел на нас, говорил с нами, делился с нами своей энергией. Когда он заговорил о знаменитом путешественнике, на экране сам собой появился портрет этого человека. Лектор не суетился у компьютера, даже не глянул на экран, продолжая свою лекцию. (У него в руке был пульт дистанционного управления электронной презентацией.) Потом он упомянул о других выдающихся личностях, и их портреты тоже сами по себе появились на экране, расположившись вокруг первого в виде рамки.
Лекция продолжалась, портреты исчезли, а Дэвид Бисно стал рассказывать о географических открытиях. На экране возникла карта, а лектор встал к ней очень близко, так, чтобы показывать важные детали и маршруты путешественников.
Да, доктор исторических наук показывал своим слушателям самый настоящий диафильм. В основной части презентации на его слайдах не было никакого текста — только изображения. А ещё он отключал экран в то время, когда слайды были не нужны.
Поскольку демонстрация одного слайда за другим стала таким привычным делом, многим даже в голову не приходит, что их можно показывать как-то иначе.
Правило №2: Отключать экран, когда слайды не нужны.
Фильмоскоп «Дэфи». Такой у меня появился вслед за проектором. Я смог с комфортом смотреть свои диафильмы на личном маленьком «телевизоре», не выключая свет и не вешая на стену экран. Изображение: Wikimedia Commons.
Зачем нам кузнец
Следующий бич современных презентаций — это списки. Те самые бесчисленные ряды строк, начинающихся с маркера-кружочка, который по англоязычной традиции называется «буллитом». Списки — это, конечно, замечательный и удобный способ структурирования информации. Но презентации, состоящие целиком из множества списков — это перебор.
Списки — это главная функциональная «фишка» всех систем создания презентаций, включая PowerPoint. Вот, что ещё в 2007 году писал по этому поводу постоянный автор «Компьютерры» под псевдонимом Бёрд Киви в своей статье «Убойное приложение»:
Один из давних и убеждённых противников PowerPoint, профессор Йельского университета Эдвард Тафти (Edward Tufte) […] является видным специалистом по графикам, диаграммам, таблицам и прочим средствам наглядного представления информации. В ряде работ Тафти доказывает, что эта программа по самой природе своей стимулирует развитие «ложно-аналитического» мышления, то есть человек вместо трезвого и содержательного обмена информацией предпочитает столбики диаграмм и «маркетинговые» идеи, излагаемые в виде сверхлаконичных списков из строчек-лозунгов. Стиль PowerPoint подталкивает к неоправданно частому применению списков с буллитами — приёму, который, как пишет Тафти, «обманным путём» избавляет докладчика от ответственности логически увязывать подаваемую информацию в единое целое.
Подтверждаю на собственном опыте: если не очень хорошо ориентируешься в теме своей презентации, то список — это замечательный способ сделать себе шпаргалку на экране. Как же заманчиво выписать все положения доклада в свою презентацию, а потом с выражением зачитывать это всё слушателям. Только вот у слушателей может возникнуть закономерный вопрос: «Зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!». Любой сможет скачать презентацию и самостоятельно прочитать все эти бесчисленные списки — докладчик становится лишним.
Но совсем отказываться от списков тоже не стоит. Вот продолжение рассказа о докладе про географические открытия: «В конце лекции на слайде появился маркированный список с кратким изложением основных географических открытий и вклада путешественника в историю». Тут список в самый раз, а ещё лучше — несложная таблица.
Главное, чтобы списки или таблицы появлялись в презентации к месту и по делу. Иначе может получиться, что за всеми этими многострочными перечислениями потеряется смысл презентации. Вот очень показательный случай из той же статьи Бёрда Киви:
Когда космический корабль Columbia находился на орбите, а инженеры НАСА оценивали возможные последствия повреждения крыла при старте шаттла, они представили свои выводы в виде слайда PowerPoint — жёстко форматированного и настолько перенасыщенного многоуровневыми списками и нестандартными сокращениями слов, что понять суть было практически невозможно. А суть, изложенная в самом низу иерархически упакованных строчек, сводилась к тому, что оторвавшийся кусок термоизоляции ударил в корпус корабля на скорости, превышающей звуковую. При такой скорости «мягкой» пены энергия удара в четыре раза превышала нормативы, использовавшиеся при испытаниях прочности корабля. Отсюда следовало, что все выстроенные ранее соображения о возможных последствиях удара опираются на такие данные, которые в этом случае неприменимы…
Анализируя стиль представления критически важного материала, Комиссия пришла к следующему заключению: «В руководстве администрации могли читать этот PowerPoint-слайд и не осознавать, что он описывает ситуацию, угрожающую жизням людей». Комиссия специально посвятила этому вопросу целую страницу отчёта, остро критикуя сформировавшуюся в Агентстве культуру, которая повсеместно подменила строгий технический анализ поверхностными PowerPoint-презентациями.
PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования. Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма (даже учебного), в котором кадр содержал бы какой-нибудь список. Наверняка, такие найдутся, но их ничтожно мало. Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И, чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3.
Правило №3: Использовать списки только там, где они нужны и уместны.
Боливар не выдержит двоих
Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией. В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров. Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией. Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено. Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации.
Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории. Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре. Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения (у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях). Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации.
Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить. Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку. Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще?». Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров.
Правило №4: Один слайд — одна идея, одна ценная единица информации.
Помните эти баночки? Они были жестяными или пластмассовыми. Изображение: Wikimedia Commons
Существовал ещё один вид диафильмов — учебные. В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах.
Презентация настоящего профессионала
Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала. Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Это теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было и отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного пафосного суперпрофи». Более того, теперь я убеждён, что настоящий профессионал — это тот, кто может рассказать о своей области не только просто, но и весело. Тому есть множество примеров, хотя бы — Ричард Фейнман. Хоть этот идеал и недостижим, но есть, к чему стремиться.
В детских диафильмах каждый кадр был миниатюрным произведением искусства. Фактически диафильмы были хорошо иллюстрированными детскими книжками, созданные профессиональными художниками. И, знаете что, я до сих пор помню некоторые изображения из любимых диафильмов. Если я хочу, чтобы моя презентация была запоминающимся событием, чтобы её ещё долго вспоминали и обдумывали, мне нужно стремиться к тому, чтобы почти каждый её слайд содержал что-то яркое, запоминающееся, необычное. У меня пока далеко не всегда это получается, но я стараюсь и учусь. Важно уметь делиться с другими своими знаниями. И, конечно, мне хочется, чтобы слушатели не скучали и не дремали во время моего рассказа.
Правило №5: Главное — запоминающийся образ.
Бонусный список
В качестве бонуса — список правил презентации, который я составил по книге Кэрол Флеминг. (Считаю, что как раз здесь список уместен).
Не зачитывайте текст со слайдов. Пусть в центре внимания будете вы, а не то, что написано на слайде.
Никогда не используйте слайды как конспект своего выступления.
Если слайд содержит текст, то в нём должно быть не больше шести предложений. В каждом — не больше шести слов.
Пусть вам никогда не придётся краснеть за нечитаемый мелкий текст на экране.
Не соревнуйтесь со своими слайдами. Дайте возможность слушателям самостоятельно прочитать текст на экране.
Всегда выключайте экран, когда слайды временно не нужны и когда презентация закончена.
Никогда не поворачивайтесь спиной к слушателям.
Чем меньше слайдов, тем лучше.
Используйте больше наглядности.
Вы здесь главный. Изображение на слайдах помогает вам, а не наоборот.