Фич и Баг: как геймификация и киберпанк помогают обучаться
Привет! На связи Елена Платковская. В компании SM Lab я занимаюсь построением процессов и процедур для IT-команд.
Мы работаем по собственной методике. Если совсем коротко, то команды объединены в большие структуры-«поезда», которые «едут» по единым правилам и расписанию.
Управлять огромным информационным локомотивом без ущерба для бизнеса непросто: корпоративная информация собрана в разных документах и справочниках, а объем правил и изменений для регулировки движения достаточно велик. И тут у новичка, который недавно пришел компанию или подключился к работе в поезде, возникает закономерный вопрос:, а с чего начать знакомство с процессами?
С чем столкнулись
Опыт работы показал, что встроиться в нашу систему работы непросто прежде всего психологически. Новых коллег можно понять: перестраиваться, если раньше работал как-то по-другому, не всегда легко.
В связи с этим мы постоянно сталкивались со следующими проблемами:
затянувшиеся онбординги и большое количество индивидуальных консультаций;
стрессовые ситуации при адаптации.
Желая сэкономить время и себе, и коллегам, на одном из наших ретро я предложила собрать информацию, необходимую для старта, в один обучающий курс. Хотелось бы не изложить базу простым языком, но и упаковать ее в увлекательный формат с заботой о тех, кто будет ее изучать.
Все началось с простого стикера, который кочевал из одного ретро в другое, пока не воплотился в жизнь. Вот как бывает — из маленькой карточки через какое-то время вырастают большие проекты.
Как решали: геймификация и стиль киберпанк
Мы решили отказаться от стандартного подхода к обучению в пользу геймификации, создав практически полноценную компьютерную игру с сюжетом, персонажами и ситуациями из мира нашей сложной методологии.
В качестве визуального оформления выбрали стиль киберпанк: строгий, технологичный, подходящий для нашей аудитории. Главные герои, Фич и Баг, противостоят друг другу и вовлекают коллег в прохождение промежуточных тестов-испытаний. Интересно наблюдать за тем, как на странице с тестом плохиш пытается запутать положительного героя.
Создание курса потребовало комплексного подхода к дизайну и разработке: представители нескольких отделов работали над его созданием, перерабатывая сложный теоретический материал в доступный и интересный интерактив. Фраза «Не баг, а фича» стала своеобразным девизом курса.
На кого ориентировались
Курс ориентирован на всех коллег, вне зависимости от их роли и опыта. Руководителям, архитекторам, методологам и представителям бизнеса он помогает наладить коммуникацию, понимать общие задачи и стратегически планировать работу; новым сотрудникам — быстро адаптироваться и вовлечься в рабочие, а также избежать возможных ошибок на старте. Опытные, давно работающие в поездах, смогут освежить и закрепить знания, структурировать их и проверить себя через тестирование.
Какие цели ставили
Ключевая цель курса — помочь сотрудникам с любым уровнем опыта быстро вникнуть в работу по методике, не чувствуя при этом стресса от большого объема новой информации.
Мы разделили ее на три задачи:
погружение: курс помогает сотрудникам ознакомиться с основными терминами, объектами и процессами PI;
систематизация знаний: позволяет структурировать и закрепить имеющиеся знания;
самопроверка: через тестирование и игровые элементы обучения участники могут оценить свой уровень подготовки и уверенно двигаться к выполнению задач.
Структура курса
Мы разработали курс в формате интерактивной игры, что позволило сделать его интересным и захватывающим. Сейчас он с состоит из двух модулей:
Модуль 1: вводный, посвящен знакомству с базовыми объектами и процессами методологии;
Модуль 2: помогает разобраться с многообразием процедур.
Каждый модуль завершается итоговым тестом, помогающим закрепить материал и проверить уровень понимания.
Как тестировали на фокус-группах
Фокус-группы решили составить из коллег различных ролей, должностей, возрастов — хотелось получить мнения людей с максимально различающимся бэкграундом.
Этапов тестирования было несколько:
проверка концепции: интересовались как заходит сама идея игры, нравится ли ее визуал;
оценка контента и качества итогового теста.
Мы просили давать максимально честные оценки и писать пояснения после каждого тестирования промежуточной версии курса: нам было важно узнать, что именно нужно оставить и что конкретно скорректировать. Собранные отзывы помогли доработать курс и внести улучшения в финальный продукт.
Что имеем сейчас и что планируем дальше
К каким результатам мы пришли за 2 месяца:
С командами, занимающимися разработкой, мы составили график, в который будем вносить доработки раз в три месяца. Они будут включать в себя корректировки контента и пожелания из тех, кто прошел курс.
Какие выводы сделали
Курс стал настолько популярен, что многие признаются, что проходят его из любопытства: мы смогли удивить коллег и визуальной составляющей, и простотой изложения, и харизматичными персонажами.
Рискнув и выбрав абсолютно новый для нашей компании формат, мы не прогадали и смогли сделать изучение сложных процессов и процедур комфортным, вселяющим оптимизм и желание погружаться в тонкости работы в компании.
Теперь, когда новички не пропускают поезд, мы можем смело сказать им «Добро пожаловать на станцию SM Lab!» :)