Фич и Баг: как геймификация и киберпанк помогают обучаться

Привет! На связи Елена Платковская. В компании SM Lab я занимаюсь построением процессов и процедур для IT-команд.

Мы работаем по собственной методике. Если совсем коротко, то команды объединены в большие структуры-«поезда», которые «едут» по единым правилам и расписанию.

f4c10bac363cfa4b27d4c90aea464a69.JPG

Управлять огромным информационным локомотивом без ущерба для бизнеса непросто: корпоративная информация собрана в разных документах и справочниках, а объем правил и изменений для регулировки движения достаточно велик. И тут у новичка, который недавно пришел компанию или подключился к работе в поезде, возникает закономерный вопрос:, а с чего начать знакомство с процессами?

С чем столкнулись
Опыт работы показал, что встроиться в нашу систему работы непросто прежде всего психологически. Новых коллег можно понять: перестраиваться, если раньше работал как-то по-другому, не всегда легко.

В связи с этим мы постоянно сталкивались со следующими проблемами:

  • затянувшиеся онбординги и большое количество индивидуальных консультаций;

  • стрессовые ситуации при адаптации.

Желая сэкономить время и себе, и коллегам, на одном из наших ретро я предложила собрать информацию, необходимую для старта, в один обучающий курс. Хотелось бы не изложить базу простым языком, но и упаковать ее в увлекательный формат с заботой о тех, кто будет ее изучать.

Все началось с простого стикера, который кочевал из одного ретро в другое, пока не воплотился в жизнь. Вот как бывает — из маленькой карточки через какое-то время вырастают большие проекты.

a534e443a8cf2fd11bd0bea79ca79aa8.JPG

Как решали: геймификация и стиль киберпанк

Мы решили отказаться от стандартного подхода к обучению в пользу геймификации, создав практически полноценную компьютерную игру с сюжетом, персонажами и ситуациями из мира нашей сложной методологии.

В качестве визуального оформления выбрали стиль киберпанк: строгий, технологичный, подходящий для нашей аудитории. Главные герои, Фич и Баг, противостоят друг другу и вовлекают коллег в прохождение промежуточных тестов-испытаний. Интересно наблюдать за тем, как на странице с тестом плохиш пытается запутать положительного героя.

Создание курса потребовало комплексного подхода к дизайну и разработке: представители нескольких отделов работали над его созданием, перерабатывая сложный теоретический материал в доступный и интересный интерактив. Фраза «Не баг, а фича» стала своеобразным девизом курса.

9cba5bc6e060d5970b00433e7f036337.JPG

На кого ориентировались

Курс ориентирован на всех коллег, вне зависимости от их роли и опыта. Руководителям, архитекторам, методологам и представителям бизнеса он помогает наладить коммуникацию, понимать общие задачи и стратегически планировать работу; новым сотрудникам — быстро адаптироваться и вовлечься в рабочие, а также избежать возможных ошибок на старте. Опытные, давно работающие в поездах, смогут освежить и закрепить знания, структурировать их и проверить себя через тестирование.

Какие цели ставили

Ключевая цель курса — помочь сотрудникам с любым уровнем опыта быстро вникнуть в работу по методике, не чувствуя при этом стресса от большого объема новой информации.

Мы разделили ее на три задачи:

  • погружение: курс помогает сотрудникам ознакомиться с основными терминами, объектами и процессами PI;

  • систематизация знаний: позволяет структурировать и закрепить имеющиеся знания;

  • самопроверка: через тестирование и игровые элементы обучения участники могут оценить свой уровень подготовки и уверенно двигаться к выполнению задач.

Структура курса

Мы разработали курс в формате интерактивной игры, что позволило сделать его интересным и захватывающим. Сейчас он с состоит из двух модулей:

  • Модуль 1: вводный, посвящен знакомству с базовыми объектами и процессами методологии;

  • Модуль 2: помогает разобраться с многообразием процедур.

Каждый модуль завершается итоговым тестом, помогающим закрепить материал и проверить уровень понимания.

Как тестировали на фокус-группах

Фокус-группы решили составить из коллег различных ролей, должностей, возрастов — хотелось получить мнения людей с максимально различающимся бэкграундом.

Этапов тестирования было несколько:

  • проверка концепции: интересовались как заходит сама идея игры, нравится ли ее визуал;

  • оценка контента и качества итогового теста.

Мы просили давать максимально честные оценки и писать пояснения после каждого тестирования промежуточной версии курса: нам было важно узнать, что именно нужно оставить и что конкретно скорректировать. Собранные отзывы помогли доработать курс и внести улучшения в финальный продукт.

Что имеем сейчас и что планируем дальше

К каким результатам мы пришли за 2 месяца:

С командами, занимающимися разработкой, мы составили график, в который будем вносить доработки раз в три месяца. Они будут включать в себя корректировки контента и пожелания из тех, кто прошел курс.

Какие выводы сделали

Курс стал настолько популярен, что многие признаются, что проходят его из любопытства: мы смогли удивить коллег и визуальной составляющей, и простотой изложения, и харизматичными персонажами.

Рискнув и выбрав абсолютно новый для нашей компании формат, мы не прогадали и смогли сделать изучение сложных процессов и процедур комфортным, вселяющим оптимизм и желание погружаться в тонкости работы в компании. 

Теперь, когда новички не пропускают поезд, мы можем смело сказать им «Добро пожаловать на станцию SM Lab!» :)

© Habrahabr.ru