Фаркунст

Фаркунст — устройство для подъема и спуска горняков в шахту. Придумано немцами в 1833 году:
5938bc5f2498561b29d863f8ffcb30b9.jpg

Самый длинный фаркунст достигал глубины 1000 метров.
Колебания коромысла (на схеме — голубого цвета) преобразовывались в возвратно-поступательное движение штанг, на которых были укреплены площадки. В нужный момент шахтер перешагивал с одной площадки на другую и таким образом спускался или поднимался:
fb7c8cf576d16f13028c80a3483c735e.png
5aae49fd1f40a580e78febb54281be25.gif
(если гифка некорректно отображается, то ее можно посмотреть в Википедии)

Свое происхождение фаркунст [Fahrkünste (нем.), Man-engine (англ.)] вел от насосов для откачки воды из шахт. В Германии привод обычно делали от водяного колеса, в Англии и Бельгии — как правило, от паровой машины.
18bfd1905c876e8c07e7c8e11b1d67a4.jpg

Разновидности

Однониточный (1 штанга) был характерен для Великобритании
c2883ccbd1e9fdb96496cf658490baee.jpg

После каждой фазы шахтер выходил на «этаже» и ждал следующего хода штанги в нужном ему направлении.

Двухниточный (2 штанги) — более распространенный в Германии и США:
261b2f4aa347113a9d862db9f9a83a9a.jpg
Его недостаток в том, что невозможен одновременный подъем и спуск шахтеров. Соответственно, промежуточных «этажей» было меньше, но они все равно были, чтобы можно было выйти и пропустить встречный поток людей.
bdcad4434481d065b354f2e91d5d9e7d.gif

Кажется, еще были двухниточные фаркунсты с площадками с обеих сторон штанги, что допускало одновременное встречное движение потоков вверх и вниз, но отчетливых упоминаний про них я не нашел.

Четырехниточных (2×2 штанги) существовало всего несколько штук; они были удобны для одновременного подъема и спуска больших групп (смен) шахтеров.

Медная шахта в Корнуолле, Англия:
03bdca80fbcaa0d19a7afe79ecc90e72.jpg
ТТХ этого агрегата:
привод — паровая машина
глубина шахты — 402 м
количество штанг — 1
ход штанги — 3,7 м
время подъема — 30 минут (для сравнения: традиционный подъем по лестницам с 500–600 метров занимал два часа, спуск — вдвое меньше)

Как ни странно, показатели безопасности были довольно высоки: примерно один несчастный случай со смертельным исходом на 23 млн.рейсов. Хотя бывали и случаи обрыва штанг с гибелью десятков шахтеров за раз.

Фаркунсты прожили долго: первые начали работать еще при жизни Пушкина, а последние успели застать полеты ракет «Фау-2».
Сегодня вживую на технику можно посмотреть в музее серебряной шахты Grube Samson в немецком Санкт-Андреасберге (190 метров) — он же, кстати, на первой фотографии
f02663067235755b4ccea7f92344d4da.jpg

и в норвежском Lågdalsmuseum (25 метров; кажется, уже недействующий, но зато деревянный).
fac0586a68bf7056fdad84bd66a15ac1.jpg

Информация почерпнута в основном из английской статьи 1862 года и обстоятельного немецкого исследования 2014 года.

© Geektimes