Фантастика с главными героями-гиками
Фантастика — любимый жанр гиков. Утверждение, с которым, думается, никто не станет спорить. Авторов, которые работают в жанре, очень часто и самих можно отнести к гикам, ведь они выросли на фантастике, активно интересуются технологиями и наукой, а подчас сами «вышли» из этих сфер. Порой они делают гиками и персонажей своих произведений, и вот — несколько тому примеров.
«Мы — Легион, мы — Боб» Деннис Тейлор
Деннис Тейлор в своем романе умудряется использовать множество классических для фантастики идей и допущений разом. Кроме того, «Мы — Легион, мы — Боб» может предложить читателям серьезные вопросы, которые подаются с легкостью, главного героя с чувством юмора и увлекательную науку. Протагонист, Боб Йоханссон, поклонник фантастики, «Звездного Пути», компьютерщик и бизнесмен. Заработав миллионы на продаже своей компании, он решает оплатить себе «жизнь после смерти»: заморозку мозга после смерти, чтобы быть воскрешенным, когда технологии позволят это сделать. В принципе, уже это решение достаточно характеризует Боба: он верит в науку и относится к идее увидеть будущее с достаточным восхищением, чтобы не пожалеть денег ради призрачного шанса обрести вторую жизнь. В итоге Боб действительно будет воскрешен, хоть и не совсем так, как планировалось.
Текст не перенасыщен гиковскими отсылками, это скорее вишенка на торте «для своих». То есть, здесь есть шутки, которые начинают «работать», если читатель знаком с произведениями, к которым отсылает автор, вроде того же «Звездного Пути». Но, даже если Деннис Тейлор и Боб в курсе всех спин-оффов, книг и комиксов расширенных вселенных, обладать такой увлеченностью необязательно. Да, обнаружив пригодную для обитания планету, Боб, разумеется, назовет ее Вулканом. Но смысл книги все-таки не в пасхалках.
Сам характер Боба во многом определяет «гиковость» романа. Герой довольно серьезно пытается отрефлексировать то, что оказывается «воскрешен» в качестве программы, реплеканта, и фантастическая подкованность в какой-то степени помогает с этим смириться. Как и перспектива исследовать космос в компании исключительно самого себя. Как и веселая находчивость в трудных ситуациях, которую можно было бы поставить в пример любому офицеру Звездного Флота. В общем, Боб долго увлекался фантастикой, а потом сам стал ее героем со всеми вытекающими плюсами и проблемами такого положения. И эта особенность, забавная сама по себе, делает текст более насыщенным, а персонажа — запоминающимся и колоритным.
«Первому игроку приготовиться» Эрнест Клайн
Настоящая икона литературы «о гиков для гиков». Эрнест Клайн создает довольно мрачный антиутопичный мир с исчерпанными ресурсами и перенаселенной планетой, который становится фоном для красочных приключений внутри огромной сетевой игры: ОАЗИСа. Эта виртуальная реальность была создана Джеймсом Холлидеем на основе популярной культуры конца XX века. Действие романа разворачивается в середине XXI столетия, но, поскольку огромное количество людей бегут в ОАЗИС от неприглядной реальности, вся эта культура не теряет актуальности. И, кроме того, виртуальная реальность дарит не только возможность отвлечься и почувствовать себя героем. Где-то в ней спрятана серия «пасхальных яиц» и, разгадав загадки, можно стать наследником состояния Джеймса Холлидея.
В результате подросток Уэйд Уоттс из 2044 года, как и многие другие, все еще в курсе, что такое «Робокоп» и «Назад в будущее». Он и его друзья буквально живут и дышат ретро, и однажды это окупается: Уэйд находит первую пасхалку Холлидея. А дальше начинается гонка за секретами основателя ОАЗИСа, в которой увлеченным ребятам вроде Уэйда противостоит могущественная корпорация. И для героев это оборачивается смертельной опасностью, так как на кону стоят вещи, за которые некоторые вполне способны на убийство.
«Первому игроку приготовиться» называют романом-квестом (и, надо сказать, найти все-все пасхалки, которые есть в тексте — тоже квест весьма непростой). Гик-культура здесь становится сюжетным стержнем, ведь именно на ней основаны загадки Холлидея. Да и декорации отражают увлеченность создателя игры (а заодно — и автора книги), так что отсылки рассыпаны по тексту с невероятной щедростью. Пожалуй, именно это стало главным козырем романа, сделавшим его бестселлером. Это скорее книга-идея, чем попытка рассказать какую-то принципиально новую историю, и свою задумку автор реализует со всей возможной страстью и старательностью.
«Дневники Киллербота» Марта Уэллс
Главным героем приключенческой фантастики Марты Уэллс стал андроид, который обожает запоем смотреть сериалы, а больше ничего от своей вольной жизни толком не хочет. Он не в восторге от людей, устал от того, что им вечно что-то от него нужно, но ввязывается в какие-то авантюры раз за разом, потому что люди такие хрупкие и пропадут без него. Он называет себя Киллерботом (inside joke), и многие миллениалы, которые работают в офисе, со среды по пятницу тоже немного Киллерботы.
На самом деле, во многом романы Марты Уэллс примечательны именно этим: тем, насколько главный герой «мудр по жизни», даже если текст регулярно подчеркивает, что он — не человек. Кроме очевидной иронии, в этом есть какая-то глубокая искренность: писать от лица мизантропа, которому настолько сложно разобраться в своих желаниях и попытаться реализовать их через социум, что он лучше сбежит сломя голову в мир бесконечной «тележвачки». Это не осуждение или превознесение гиков, это в первую очередь сопереживание, что довольно уникально.
Ну и отдельного упоминания заслуживает эпизод, где Киллербот находит друга в лице сложного (и довольно опасного) ИИ космического корабля, имя которого — вот стечение обстоятельств! — сокращается как ГИК.
«Убить одним словом» Марк Лоуренс
Роман «Убить одним словом» (его название, кстати, отсылает к заклинанию из Dungeons and Dragons) вызывает сильные ассоциации с сериалом «Очень странные дела». Те же восьмидесятые годы и ностальгия по ним (только действие здесь разворачивается в Англии). Здесь тоже главными героями выступают подростки, увлеченные современной популярной культурой. И, конечно, персонажи сталкиваются с необъяснимыми на первый взгляд явлениями.
Впрочем, если в «Очень странных делах» делается упор на мистику, которая никак не объясняется, то «Убить одним словом» — научно-популярная фантастика с любопытным и нетривиальным обыгрываем идее перемещений во времени. Герои действительно умные и любознательные подростки, и как минимум один из них потенциальный гений. А еще они играют в Dungeons & Dragons, и это не просто фоновое действие: Лоуренс продумал сюжет их приключений, который пересекается с тем, что происходит с персонажами романа. В общем, книжный коктейль вышел довольно гармоничный и не безликий, хотя вроде все по списку: 80-е, подростки, первая любовь, D&D и фантастика. Но поскольку ни один из пунктов этого списка у автора не «для галочки» и не «чтобы было», то эта формула у Лоуренса работает.
«Младший брат» Кори Доктороу
«Младший брат» — это книга про то, как сама концепция Большого брата, который следит за тобой, встречает современную Америку с довольно идеалистическими героями. И немного фильма «Хакеры» 95-го года, но с куда более высокой оценкой по информатике. Фантастическая составляющая здесь довольно условна. Роман переносит нас в недалекое будущее, гиковость персонажа — скорее вопрос «усредненного образа» типичного школьного ботаника. Кори Доктроу — сам специалист в информационных технологиях, и смог довольно доступно разъяснить термины и концепции, благодаря которым хакерство становится оружием главных героев и двигателем сюжета. Причем даже близко не в формате «мы стучим по клавиатуре сорок минут, и вот уже взломали Пентагон».
Итак, Маркус Йаллоу был среднестатистическим американским подростком, но столкнулся с несправедливостью бездушной Системы. Департамент национальной безопасности США решает обвинить школьника в связях с террористами. Оказавшись в заключении и вырвавшись на свободу, Маркус решает мстить. Максималистично и наивно, но с кристально-ясной мотивацией. А главное: умно и изобретательно мстить. Через главного героя Доктороу говорит с читателями не только о технологиях, которые считает весьма увлекательными, но и на актуальные социальные темы. «Имеет ли правительство право следить за нами ради безопасности большинства» — только верхушка айсберга. Правда, это уже не имеет отношения к героям-гикам.