Фантастические и фэнтезийные циклы, каждая часть которых удостаивалась престижных премий
Читатели по-разному относятся к международным литературным премиям и получившим их книгам. Кто-то прицельно следит за длинными и короткими списками, а кто-то считает, что премии слишком сильно ориентированы на модные веяния. И все же, думается, все согласятся с тем, что случаи, когда премии получает не один, а все романы в цикле, крайне редки и могут служить маркером высокого качества такого цикла и его большой значимости для того или иного жанра. А некоторые из них даже являются родоначальниками новых направлений в рамках фантастики. И вот несколько примеров таких серий, в которых каждый том становился лауреатом престижных наград.
«Книга Нового Солнца» Джина Вулфа
Джин Вулф — один из тех авторов, книги которых можно перечитывать по многу раз и каждый раз находить новые смыслы. Это не значит, что его тексты сложные или запутанные, просто Вулф всегда дает читателю пространство для размышления и с первых страниц закладывает намеки на то, куда может повернуться сюжет и что на самом деле происходит в его вселенной. В «Книге Нового Солнца» рассказывается история Севериана, молодого ученика гильдии палачей, который проходит путь от презираемого всеми изгоя до повелителя Урда — Земли далекого будущего. Как это обычно бывает у Вулфа, Севериан — ненадежный рассказчик, но это становится понятно далеко не сразу, в том числе из-за того, что он обладает эйдетической памятью. Но помнить все не означает рассказывать всю правду, и у правителя Урда, рассказывающего о своем прошлом, есть много причин для умолчаний и недоговорок.
Четыре тома цикла получили в совокупности тринадцать премий, включая «Локус», «Небьюлу» и Всемирную премию фэнтези. Одно из самых больших его достоинств — необычный мир, причудливо соединяющий научную фантастику и фэнтези. Только у Вулфа башня гильдии палачей может быть построена на руинах космического корабля, а старые фотокарточки высадки Армстронга на Луну сочетаться с зеленым человечком, прилетевшим в Урд из будущего. Но цикл также поднимает философские вопросы власти и ответственности, коллективной и индивидуальной памяти и отношения к прошлому. И к тому же, стимулирует этические размышления из-за чуждости обычаев жителей Урда современному миру. Разбираться в сходствах и различиях и представлять, как земляне могли бы докатиться до такой жизни, — отдельное удовольствие.
«Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона
Робинсон считается одним из основоположников экологической фантастики и почти в каждом своем романе размышляет о последствиях бесконтрольной эксплуатации ресурсов Земли, рисках глобального потепления и необходимости изменить политику государств на глобальном уровне, чтобы не допустить экологической катастрофы. В «Марсианской трилогии», которая может похвастаться тринадцатью премиями, писатель рассматривает эту проблему через призму колонизации новой планеты, поскольку Земля уже стала почти непригодна для проживания из-за перенаселения, истощения природы и загрязнения. Несмотря на то, что просчеты «дикого» капитализма на Земле очевидны, люди готовы наступать на те же грабли — основной конфликт между колонистами разворачивается из-за вопросов ускоренного терраформирования Красной планеты.
Цикл детально показывает процессы колонизации и политические, экономические и технологические проблемы, с которыми сталкиваются люди на Марсе — от попыток создания атмосферы до выбора наиболее подходящего типа управления, это придает повествованию большую достоверность и было высоко оценено читателями. При этом Робинсон в духе фантастики золотого века воспевает работу ученых-инноваторов, на открытиях которых держится цивилизация. Наконец, в отличие от большинства романов об освоении других планет у Робинсона космические державы — США и Россия — не соперничают, а объединяются для решения общих задач и проблем.
«Расколотая Земля» Норы Кейт Джемисин
Этот цикл стал единственным случаем, когда все части одной трилогии получили премии «Хьюго» за лучший роман, к тому же три года подряд — с 2016 по 2018 год. «Расколотая земля» сразу полюбилась и читателям, и критикам, которые посчитали цикл новым словом в жанре эпического фэнтези. Джемисин одновременно следует традициям старой школы и переворачивает их, соединяя наследие гуманистической фантастики Урсулы ле Гуин и Сэмюэля Дилэни с эпическими и сложноустроенными мирами в духе Джорджа Мартина и Фрэнка Герберта.
Сюжет трилогии разворачивается в мире с единственным материком, который его жители называют Спокойствие. Но этот мир совсем неспокоен: в обществе, разделенном на самые разнообразные касты, расы и виды, полно вражды и предрассудков. Хуже всего приходится расе орогенов, способных управлять землей, вызывать и предотвращать землетрясения, и сталкивающихся из-за этого со страхом и ненавистью со стороны других рас. Орден Стражей призван управлять орогенами и контролировать их, его члены жестокими тренировками заставляют их применять свои способности на пользу Империи. Но в начале первой книги могущественный ороген использует свои силы, чтобы расколоть континент посередине, начав тем самым очередное «пятое время года», глобальную вулканическую зиму. За этим гибнущим миром мы следим глазами двух женщин-орогенов, матери и дочери — и если одна из них хочет спасти этот мир, другая вовсе не уверена, что он заслуживает спасения.
«Трилогия сдвигов» Тима Пауэрса
Тим Пауэрс обожает брать сюжеты из истории с участием известных личностей, и переплетать реальные события и фантастические элементы, создавая нечто уникальное. В разных книгах Пауэрс обращался к сюжетам из жизни Байрона и Шелли, заставляя их сразиться с вампироподобными существами, или карибских пиратов XVIII века Черной Бороды и Стида Боннета, отправляя их на поиски Фонтана молодости, работающего по принципам квантовой механики. «Трилогия Сдвигов», написанная Пауэрсом в 90-х годах, стала одной из самых признанных его работ: все три книги получили по премии «Локус», первая и третья в номинации «лучший фэнтези-роман», а вторая — «лучший роман ужасов».
В «Трилогии Сдвигов» Пауэрс использует сразу несколько сложных магических систем. Главный герой «Последней ставки», профессиональный игрок в покер, узнает о существовании магии, основанной на картах Таро, и о том, что знаменитый американский гангстер Багси Сигел, построивший несколько казино в Лас-Вегасе, на самом деле был инкарнацией Короля-рыбака из средневековых легенд. На этой легенде, как и на отсылающей к ней поэме «Бесплодная земля» Томаса Элиота, строится весь сюжет, и жюри премий наверняка оценили такую интертекстуальность романа. Во второй книге цикла, «Последний выдох», уже другие герои и другая система магии: это история о призраках, которых можно поглотить, продлевая себе жизнь. Именно этим и занимаются два антигероя, которые поглощают призраков известных исторических личностей, пока на их пути не оказывается одиннадцатилетний мальчик, случайно вдохнувший призрак Томаса Эдисона. При этом третья книга цикла «Последние дни», не только успешно соединяет вместе персонажей двух предыдущих книг, таких непохожих друг на друга, но и рассказывает независимую историю о калифорнийских виноделах и домах с призраками, основанную на объединяющей всю трилогию теме бессмертия.
«Трилогия Слуг» Энн Леки
«Слуги правосудия», первый том «Трилогии слуг», — это дебютный роман Энн Леки. Но он сразу прогремел на Западе и получил девять престижных премий, включая «Локус», «Небьюлу» и «Хьюго». А всего цикл собрал двенадцать наград. В основе его успеха лежит интересная идея —, а что если осколок искусственного интеллекта боевого космического корабля окажется заперт в теле обычного человека. Леки отлично справляется с задачей показать различия между мыслями и поступками людей, роботов-слуг и самого ИИ на лексическом и лингвистическом уровнях, из-за чего текст выглядит несколько нестандартно и обрывисто, но привлекает внимание. Размышления на тему человечности ИИ и соотношения между искусственным разумом как одним целым и его отдельными программами-частями у Лэки, может, и не оригинальны, но поданы под любопытным углом.
Еще один плюс цикла — это проработанный сеттинг. Причем не только с географической, но и с социально-антропологической точки зрения. Например, в языке расы радчааи отсутствует понятие пола, поскольку их общество достигло абсолютного гендерного равноправия. Это приводит к тому, что читатель так до конца и не понимает, кто в цикле какого пола — ИИ, которого создала Империя Радч, не различает мужчин и женщин и автоматически думает обо всех в женском роде.