Фальшивки, деньги, кракелюр

lsp08sw65boynwaqaqbdfuk3a50.jpeg

Как это бывает в нашей не простой жизни, разные болезнетворные болячки и прочие вирусы умеют мутировать и приспосабливаться к лекарствам, потому в этой вечной борьбе не на жизнь, а на смерть их приходится совершенствовать. Увы, криминальный мир искусства так же не стоит на месте, постоянно адаптируясь к методам выявления подделок, подстраивая теневой рынок под реальный, а продавцов под уровень грамотности покупателей. И что важнее, под тенденции моды и актуальные вкусы.

По оценкам разных именитых специалистов, арт-бизнес входит в ТОП-10 самых прибыльных занятий мире. Цены, измеряемые не в рублях, а долларах приносят около 30–40 процентов годовых и объясняется это особой страстью коллекционеров к искусству или желающих таким образом инвестировать свои капиталовложения. Однако на всех оригиналов не хватает, потому в виду такого спроса рождается и предложение!

image

Типичный представитель арт-бизнеса

Но проблема фальшивок стала особенно острой с развитием физико-химических методик и техники по их обнаружению, а это случилось аж с половины 20-го века, не так уж и давно. Раньше было проще, было веселее, верно? Ладно уж, мошенникам стало сложнее реализовывать свои работы и вливаться в русло сомнительного бизнеса. Но по ходу дела, экспертами выяснилось, что музеи, художественные галереи и аукционы просто набиты до основания всевозможным подделками, до этого считавшимися оригиналами. От чего общественность испытала культурный шок. К примеру, в 1965 году умные ребята выяснили, что портрет герцога Веллингтона, хранившийся в Лондонской национальной галерее, всего-навсего, фальшивка, что до сего момента приписывалась художнику Гойе. В 1976-м году в музее Корнеля хранятся подделки Коро, а он в свою очередь за всю свою жизнь написал около 600 картин, но на американском рынке гуляет 3 тысячи, если не больше. И это всё в авторитетнейших музеях мира! Говорить о частных лавочках в виде антикварных магазинчиков и частных коллекциях не стоит, всё и так предельно понятно.

image

Портрет герцога Веллингтона кисти Гойе

В 90-е разоблаченный художник и по совместительству (ныне покойный) считающийся одним из лучших фальсификаторов нашего чудного времени, Эрик Хебборн, опубликовал книжку-гайд «Учебник фальсификатора», самое настоящее руководство по производству качественных подделок, для начинающих или уже состоявшихся мастеров. История жизни и трагической смерти этого замечательного человека достойна отдельной статьи, остановимся лишь на частностях. В своей деятельности Эрик не терпел халтуры, а потому свои подделки выполнял на бумаге из старинных книг той эпохи, в которой рисовали настоящие авторы. Почему не холст? Товарищ подделывал эскизы и рисунки, выставляя их как «ранние» произведения всяких там Брийгелей и Ван Дейков. Тоже самое касалось грунтовки и краски. Ни какого новодела, изготовление только по старым рецептам, без примесей и консервантов, только хардкор! Вот как надо работать, друзья, вкладываю всю душу. Потом, правда, после публикации книжки, Эрик проломил себе череп, неудачно поскользнувшись на лестнице. Или кто-то ему проломил, не простив подделку в коллекции или раскрытие тайны изготовления хороших копий.

image

Эрик делится секретами мастерства — старые книги, краски, хорошее настроение

Подделки наводняют рынки искусства тогда, как я уже сказал выше, когда спрос превышает предложение, в спокойные и сытые времена, без лишних потрясений, голода и войн, когда у народа скапливается в кошельках капитал и чуток свободного времени на чувство прекрасного. У нас, в нашей стране это выпало на 2000-е годы, хотя история помнит ещё дореволюционные времена, по крайней мере слухи, мелькающие в литературе. Упоминается некая подпольная мастерская, якобы существовавшая в городе Рыбинске, где тамошние мастера подделывали рано умершего художника Левитана, обретшего при жизни популярность, как качественный пейзажист. Но поскольку это только слухи, можно сделать вывод, что если мастерская и существовала, то её работы осели в частных лавочках-коллекциях. Что же об истории фальсификации в СССР, то она десятилетиями находилась в простое, антикварный рынок как таковой отсутствовал. Люди строили социализм и им было некогда заниматься подобной чепухой, и вообще подделка картин была экономически нецелесообразной.

image

Саввинская слобода под Звенигородом — Левитан

После же развала Советского Союза, оставшийся на руинах народ, будучи на тот момент весьма доверчивым и не шибко искушенным в делах высокого искусства, а так же возникновение разномастных «новых русских» не отличавшихся интеллектом, но выделявшихся запредельным пафосом, малиновыми пиджаками и золотыми унитазами, создали благодатную почву для роста фальсификата. И в совокупности всех этих факторов, сей промысел развивался в нашей стране весьма стремительно и успешно. Пусть и с отставанием от европейского и западного рынка, где уже вовсю орудовали всякие Мегерены, Хори и Бельтракки. А так же менее известные, но не менее голодные художники и просто сомнительные граждане от мира высокой живописи в лице всяких дилеров, антикварщиков и проходимцев с «дедушкиными» коллекциями, пылившимися на чердаке.

image

Дедушкина коллекция на максималках — дай Бог каждому такого дедушку

Но в жизни чаще всего вот так

image

Но справедливости ради, большинство подделок на отечественном рынке не являются произведениями умышленного обмана. Продавцы таких картин сами не знают что у них в руках, принимая за Левитана или Айвазовского похожего на него современника. Людям хочется верить, что они могут разбогатеть, здесь и сейчас, по всего лишь счастливому стечению обстоятельств.
И у нас, тем не менее, ещё есть весомый повод для гордости за нашу страну и отечество. Есть в ней ещё таланты, смекалистые простые парни и девчонки. Итак, по сведениями газеты «The Times», один из самых крупных рынков торговли подделками искусства является Лондон, а главные его поставщики живут в России, Польше, Словакии и Чехии. Некоторые специалисты даже считают, что где-то в Питере существует «школа» художников-фальсификаторов, окончившие разномастные школы и академии. Этакий тайный орден ассасинов от мира живописи, использующие передовые компьютерные технологии, лучшие печки и химию для «состаривания» картин. А если что на черный рынок и приходит из какой-нибудь Франции или Германии, то их рисуют наши русские эмигранты, подделывая Горбатова, Похитонова, Коровина и на досуге балуясь отечественным авангардом. Американский рынок тоже полон своих умельцев.
image

Питерские фальсификаторы могут выглядеть так
image

Но вероятнее всего они выглядят вот так

Собственно, а как подделывают картины?


Существуют несколько способов. Сперва разберем по пунктам.
  1. Самый простой, «лайтовый» способ, для нубов и прочих бездарей — перелицовка. Для этого дела берут старую, но не шибко ценную картину, удаляют надпись настоящего автора полотна и подписывают её именем куда более известного и успешного творца. К слову, это весьма популярный метод подделки картин Айвазовского — по скромным подсчетам всяких каталогов и экспертов, при жизни художник написал около 5–6 тысяч картин, что тоже сомнительно, когда как по миру разбросано примерно 10 тысяч его произведений. Так то. Почему так? Объясняется просто — многие его коллеги и современники рисовали море, потому подобных малоценных работ скопился вагон и маленькая тележечка.
  2. Другой способ, по сложнее — написать картину с нуля. Тут всё понятно, мошенник, чтобы полотно не раскрыли по возрасту холста, счищает краску со старых картин и пишет по этому самому холсту заново.
  3. Ну и третий способ — работы, что приписывают тому или иному автору по ошибке или якобы ошибке.

Все эти способы, так или иначе можно чередовать и тем самым мы подошли к вопросам кракелюра и тонкостям подделки. Для этого картину делают более ветхой. Процесс этот кропотливый, а потому сложный. Подбирают подрамник и холст, печати, а так же состав красок. Особые мастера всё это добро изготавливают сами, дабы усложнить экспертам-музейщикам работу в оценке полученного произведения. Особо ушлые берут старые холсты или малоизвестные картины, тоже старые, воздействуют на них высокой температурой и счищают краску. А уж потом, по итогу, готовое изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре, добиваясь того самого кракелюра — паутинку трещинок. Так же добиться такого эффекта можно и при помощи различных лаков, доступных в художественных или строительных магазинах и методик, лежащих в интернете. Правда, касаются они больше декоративно-прикладного искусства, используются в дизайне и корыстного умысла не несут, а для подделки картин той или иной эпохи не подходят.

Что этот кракелюр из себя представляет? Немного ликбеза.

Как это бывает, под воздействием такой физической величины как время, картина начинает покрываться более-менее заметными трещинами. В свою очередь, разные частицы пыли, грязи, заполняют эти самые трещины, благодаря чему они становятся заметными на общем светлом фоне. Пересекаясь между собою, они образуют уже сетку паутины, и вот это всё называется кракелюром. Образуется он обычно из-за косяков с приготовлением грунта для холста, непрочного соединения краски с этим самым грунтом или плохого красочного слоя с переизбытком масла. Причин, в общем, хватает. Так же кракелюр может возникнуть и при неправильной натяжке холста или кто либо не шибко искушенный творчеством просто-напросто ударил по полотну, механически на него воздействуя.

image

Кракелюр на ветхом полотне — здесь работка для реставратора

В общем, говоря о картинах 17 века, то рекомендуется использовать не готовые краски, а следовать традициям, готовить их самостоятельно, как мастера того времени, с использованием естественных масел. А вот при подделке картин 19 века, можно уже обойтись и без лишних сложностей. Здесь обычно используют печать на холсте с последующей красочно-масляной обработкой кистью и «состаривают» лаками. Их главный плюс в том, что они дают пресловутые трещины через несколько дней, которые при необходимости, забивают частичками той самой грязи, туши и тому подобных сухих составов.

Говоря, к слову, о методиках и их применении. Один художник, известный как Ван Меегерена или полностью Хан Антониус Ван Меегерен, отличался уникальной методикой подделки полотен, в чем-то гениальной и инновационной для того времени. Во-первых, он сам изготавливал краски по старинным рецептам, находил поставщиков редких и старинных веществ, понимая, что с помощью химического анализа, в случае использования новодельных красителей быстро выяснится правда. У антикваров скупал картины 17 века, не представлявшие художественной ценности, благо, что их полно. Купив их, нужно было очистить несколько слоев краски на холсте, это долго и муторно, плюсом надо было ещё сохранить подмалевок (начальный вариант эскиза, находящийся под готовым изображением). В общем, основная гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы после чистки картины от слоя, писать новое изображение с учетом сохранения каждой трещинки первоначальной подмалевки, во как! И в довесок, художник изобрел такие маслянные краски, которые в печке затвердевали по истечению 2 часов, при температуре 105°С, настолько, что их не брал растворитель. Так же не забыл и про пыль, что скапливалась в трещинках. Покрыв картину после воздействия на неё печкой лаком и дождавшись его высыхания, художник покрывает полотно слоем китайской туши. Тушь проникнет в трещины, заполненные лаком, после чего смывает тушь и лак с помощью скипидара, а та тушь, что уже проникла в слой кракелюра, останется и создаст эффект въевшейся вековой пыли времен. А после останется все это дело покрыть ещё одним слоем лака и по готовности идти к ближайшему заинтересованному меценату за гешефтом.

image

Хан Ван Меегерен пишет картину для судебного эксперимента

Бывают и оригинальные способы подделки. Есть такая примечательная история — в 70-е годы, одна ушлая австралийка по имени Элизабет Дурак (и это не шутка), выпускница художественного колледжа, взяла и написала сотню картин от имени некоего аборигена по имени Эдди Бурропа. Загвоздка в том, что это не псевдоним, да и человека такого ни когда не существовало. Художница занялась раскруткой вымышленного художника, почуяв веяние по таким направлениям, как наивное искусство, практикуемое аборигенами. Через какое-то время, правда, обман раскрылся, когда художницу попросили предъявить доказательства — нанятый ею абориген оказался человеком пьющим и не смог не то чтобы в рисование, даже ровную линию вывести на бумаге. Но наказали Элизабет не строго, ведь благодаря ей, как говорят, у общественности возник интерес к творчеству аборигенов и Австралии в целом.

image

Элизабет Дурак собственной персоны
image

Картина Элизабет Дурак «Тотемное смятение» (1998), написанная от имени несуществующего аборигена-самоучки Эдди Бурропа

Иногда для создания фальсификата создавались целые ОПГ, лидеры которых не обладали каким либо художественным даром или должными навыками. В 60-е такое дело наладил француз Фернан Легрос, экс-артист балета. Для чего он нанял двух художников — Реала Лессарта и Элмира де Хори. Даже сделали разделение труда — первый штамповал работы старых мастеров, а второй современных. А Легрос занимался уже продажей, для чего разработал целую уникальную методику: ввозя картины в США, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал коллекционерам, как вы понимаете, с официального одобрения правительства Америки, а правительство, как вы знаете, не лжет. Так же использовалось «джентльменское соглашение» с художниками, что за умеренную плату подписывались на фальшивых полотнах своим именем. А погорел наш француз глупо — в 1967 году на одной из нью-йоркских выставок художник Марк Шагал признал одну из своих картин подделкой. После чего скандал, конфискация имущества, арест счетов, лишение свободы и смерть от рака.

image

Фернан Легрос (по центру) — эпичен, харизматичен

В нашей стране тоже были свои герои и громкие события. В середине 80-х это было. Взять, к примеру, такую девушку по имени Анна Каган, работы которой представляли общественности как самой ближайшей ученицы самого Малевича. Правда, в дальнейшем выяснилось, что такая женщина с таким именем хоть и существует, но она является лишь поклонницей творчества мастера, а к живописи имела отношение отдаленное, имея на руках лишь слабенькие акварельки. В общем, эта женщина ну ни как не могла написать столько работ, сколько было представлено на выставке. Более того, об этой особе даже ни кто и не слышал. Откуда же она вдруг возникла, словно черт из табакерки?

Объяснение этому простое — в 80-е единственную ценность на арт-рынке представляли русский авангард и иконы. И ушлые анонимные ребята в один прекрасный день решили писать картины под Анну Каган, тем самым раскрутив имя и даже с нуля разработав неповторимый художественный почерк и стиль с отсылками на Малевича. Это впрочем, уже узнали компетентные люди и чуточку позже.

image

Работа под авторством Анны Каган

Кого подделывают чаще всего?


Русский авангард и Малевича подделывают так часто, что их просто перестали брать на западные аукционы. Картины Айвазовского очень и очень любят, но половина это фальсификат, но и любовь эта так сильна, что их все равно покупают, хоть и по низким ценам. Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Франца Марка и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Связано это в общем-то и с тем, что различное наивное творчество и прочий авангард, представленный тут в качестве примеров, подделывать для художников не очень то и сложно — в плане рисовки с нуля. Потому такая бешеная популярность.

Сейчас, правда, начиная с 2000-х, популярность на подделку русского авангарда спала. Коллекционеры поумнели с набитых шишек, стали верить не на слово, а документам и анализам, приучились проводить «химию» (химико-технологическую экспертизу), до этого считая её лишней тратой средств и времени. Перерисовывать авангард в надежде на куш стало экономически не выгодной затеей, провальной и старомодной. Да и к тому же надо ещё отчитываться за историю возникновения неожиданно обнаруженного «шедевра» во всех подробностях. В байки про дедушкину коллекцию или «папа не показывал, потому что боялся» уже ни кто не верит. Так же стало сложнее сбывать фальшивку из-за развития интернета. Крупные музеи и аукционы обзавелись онлайн-каталогами, и ситуации стали невозможны, когда можно было купить картину для перелицовки, сделать дело и просто сидеть в ожидании момента, когда бумажные каталоги разойдутся, информация в них перестанет быть актуальной и никто не угадает, откуда взялась новоявленная картина под видом работы старого мастера.

Но как бы ни менялась мода, многие вещи остаются неизменными: из года в год на рынке продолжают появляться поддельные «айвазовские».

Итоги. Подытожим.


Подделка произведений искусства — дело хоть и доходное, но чрезвычайно трудоемкое. Для изготовления качественных фальшивок требуется талант, навыки и огромный запас терпения, дабы изготовить вещь, сопоставимую с оригиналом копируемого мастера. Подходя к этому процессу, требуется доскональное знание стиля, состава грунтов, красок, лаков, умение пользоваться старинными инструментами и прочего-прочего-прочего. Нюансов, как вы поняли, друзья, очень и очень много. Вы должны отдавать себе отчет, что живопись, это метафизически и психологически сложный процесс деятельности художника, а художник, который занимается подделкой, должен в буквальном смысле «влезть в шкуру» подделываемого мастера. И можно с уверенностью сказать, что хорошие подделки встречаются реже, чем хорошие картины. Тем более подделки доказанные. Все знаменитые аферы — аферы неудачные.

Пы. Сы. Автор не стремиться научить вас чему-то плохому, а лишь информирует и несет свет, пусть бесполезных, но знаний.

Автор: Алексей Шухартской, специально для блога компании Маклауд


Маклауд предлагает облачные серверы, которые доступны из любой точки планеты. Подключение каждого сервера к интернет-каналу в 500 Мегабит, создавайте собственный тариф в пару кликов.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

et1aypandyuamqprsz3m2ntm4ky.png

© Habrahabr.ru