eXpress подкрался незаметно: рассматриваем российскую альтернативу Zoom

Хабр, привет! На связи Владимир Сергеев, эксперт направления инфраструктурных решений К2Тех. Мне все больше кажется, что взлет и популярность Zoom в последние несколько лет — это во многом про то, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте и быть готовым к открывшимся возможностям. Пандемия 2020 года — яркий тому пример. 

Такой шанс теперь выпал и российским разработчикам. Привычные мировые сервисы — сегодня есть, а завтра нет уже не работают. Более того, тот же Zoom не получится развернуть в своей инфраструктуре. Нет просто такой возможности заякорить его on-prem. И естественно, на место зарубежных игроков выстроилась очередь из молодых и амбициозных отечественных команд, которые созрели для конкуренции. Давайте посмотрим на один из их продуктов поближе.

Для начала хочется пояснить, что мы в направлении инфраструктурных решений К2Тех очень активно развиваем практику внедрения сервисов объединенных коммуникаций (Unified communication, UC). То есть это решения для корпоративной коммуникации и совместной работы: почта, мессенджеры, системы файлового обмена и средства совместного редактирования документов. Сейчас — в условиях необходимости миграции на отечественное — чаще всего мы слышим от заказчиков, что им важно сохранить привычный уровень удобства работы для своих сотрудников и при этом обеспечить доступность систем, сохранность данных, совместимость с различными аппаратными и программными решениями. 

За 17 лет на рынке мы с командой К2Тех поработали с различными инструментами корпоративных коммуникаций. И если смотреть на доступные сейчас продукты [которые к тому же не схлопнутся одномоментно в сингулярность], то, на мой взгляд, eXpress — это одно из самых любопытных решений для обзора.

Общие характеристики

В первый раз мы предложили eXpress одному из заказчиков в 2019 году. Уже тогда сервис выглядел достаточно проработано для повседневного использования. А то, что впоследствии платформу начали использовать Росатом, РЖД и другие крупные компании, только укрепило это мнение. Причем здесь хочу подчеркнуть следующее. В упомянутых кейсах показательно именно то, как продукт показал себя в организациях, которым нужна была собственная платформа для коммуникаций на несколько тысяч сотрудников.

eXpress представляет собой платформу для корпоративных коммуникаций, фактически суперапп, расширяемый за счет внутреннего маркетплейса приложений, но базовые функции здесь в целом такие же, как в Zoom (спойлер: и даже больше):

  • Клиент корпоративных конференций;

  • Корпоративный мессенджер;

  • Портал и кадровые сервисы;

  • Рабочая почта и календарь.

Интерфейс и удобство использования

4740b283d6531c5d18695710383ef935.png

Разработчики платформы явно вдохновлялись Telegram, и у них получилось достаточно удачно воспроизвести пользовательский опыт. И мобильные и десктоп-приложение лаконичные и понятные.

5e7dc5688fc01c99fb7749b8c5f12109.jpg

Как и Zoom, eXpress корректно работает и в вебе, и в мобильной версии на Android и iOS.

Ситуация: все в компании пользуются eXpress, а новый контрагент впервые о нем слышит. Что делать в этом случае?

  • Скачать приложение eXpress, оно есть на всех популярных маркетплейсах, и подключиться через него.

  • Присоединиться к конференции по уникальной гостевой ссылке через браузер. С видео, аудио, даже с доступом к файлам, если админ разрешит.

В eXpress можно початиться, и голосовое сообщение записать, и файл посмотреть без скачивания, и много чего еще. 

26cd40322b0b2f6d7c32d05dd1dd76a9.png

Поддерживается весь набор фич, необходимых для проведения корпоративных видеоконференций, разве что на сегодня групповые звонки ограничены 100 активными участниками. Но критичного тут ничего нет, так как, во-первых, эта цифра увеличивается с каждым новым релизом. А во-вторых, далеко не всем и не всегда для оперативного конф-колла нужны 100 человек:)

  • Виртуальные комнаты для совещаний;

  • Шифрование видео и аудиопотока;

  • Интеграция с SIP-телефонией;

  • Автоматическая отправка ссылки на видеоконференцию (в приложении, по e-mail) и добавление ее в календарь участников;

  • Создание конференций с доступом по паролю;

  • Управление участниками;

  • Ссылки для гостевых пользователей;

  • Запись звонков;

  • Интеграция с различными системами конференц-связи — Vinteo (Communigate), IVA, MIND.

Дополнительные боты и SmartApp 

Помимо звонков и обмена сообщениями eXpress предлагает более 40 встроенных приложений, которые расширяют возможности платформы. Так для повышения личной эффективности можно использовать:  

  • Contacts Bot — интерактивная адресная книга для поиска информации о коллегах по различным параметрам (ФИО, должность, отдел, номер кабинета, внутренний номер сотрудника);

  • ToDo Bot — планировщик с группировкой задач, фильтрами, тегами и возможностью прикреплять заметки.

  • Почтовый бот-агрегатор, транслирующий содержимое почтового ящика в отдельный чат.

  • Telegram channels Bot для агрегации сообщений из разных Telegram каналов в одну ленту.

Также доступны и решения для автоматизации работы компании:  

  • быстрого заказа справок;

  • просмотра дат и быстрого согласования отпусков;

  • открытия, продления и закрытия больничных;

  • заказа и выдачи пропусков.

  • мониторинга загрузки сотрудников и получения уведомлений, например, из Jira и систем электронного документооборота.

Есть боты для решения технических нужд, например, для получения уведомлений систем мониторинга сетевой инфраструктуры, webhook’ов.

eXpress VS MDM/EMM платформы

e685b92425e3c68ac097e12a10aa638e.png

Фактически eXpress может выполнять роль платформы для дистрибуции приложений, например, внутри мессенджера можно работать с корпоративной почтой, 1С, CRM, Service Desk и всевозможных других корпоративных приложений:  

MDM/EMM

eXpress

Разработка приложений

Разрабатываются отдельные мобильные приложения для iOS и Android

Единый интерфейс, одинаковый для iOS и Android пользователей

Апдейт приложений

Апдейт серверной части

Апдейт мобильных приложений

Только апдейт серверной части

Дистрибуция приложений и апдейтов

Время на загрузку и установку приложения каждым пользователем

Мгновенно

Авторизация и аутентификация

Отдельная авторизация в каждом приложении. Необходима поддержка специальных сертификатов (усложнение разработки)

Single Sign-On через eXpress

Разный функционал приложения доступен разным пользователям

Необходимо публиковать разные приложения для разных групп пользователей

Управление правами внутри одного бота/приложения

Доступ внешних пользователей

Невозможен архитектурно

Возможность доступна, управляется администратором

Тарифы и ценовая политика

Если в том же Zoom есть бесплатная версия, на которую вынужденно перешли многие компании, то eXpress пока предлагает два тарифных плана с постоянной или подписной моделью, где деньги берут за каждого пользователя. При этом доступен выбор из базовой версии, которая в основном предназначена для общения (никаких 40 минутных ограничений на длительность звонка), и расширенной: с ботами и разными корпоративными фичами.

Технические особенности eXpress

Основное и принципиальное отличие eXpress от Zoom — возможность развертывания On-Premise, на своих серверах, и мета-федеративная архитектура.

bb08a039816afee924ab8e6166e3dca0.jpg

Все контакты в рамках этой платформы делятся на три контура с разным уровнем доверия. Так, во внутреннем, частном контуре располагается CTS — Corporate Transport Server, который обеспечивает:

  • Обмен сообщениями, файлами и совершение звонков между пользователями предприятия;

  • Предоставление корпоративной адресной книги;

  • Маршрутизацию между партнерскими контурами.

Здесь же располагается платформа для чат ботов/smartapp и Enterprise Transport Server отвечающий за первичную регистрацию корпоративных пользователей. 

Поддерживается интеграция с Active Directory, почтовыми сервисами, SIP, Keycloak, а также SIEM и корпоративными DLP (InfoWatch, Solar Dozor). Доступна пред-проверка всех поступающих файлов потоковыми антивирусами (Kaspersky, DrWeb). 

Корпоративный контур позволяет устанавливать связь между частными инфраструктурами компаний-партнеров. В то же время публичный контур, который управляется разработчиками eXpress, обеспечивает глобальную маршрутизацию и подключение извне тех пользователей, которые просто скачали eXpress из App Store.

Архитектура системы выглядит достаточно сложно, но лишь на первый взгляд. eXpress строится на модных нынче контейнерах, а все крупные инсталляции системы проводятся в Kubernetes. Это положительно сказывается на простоте установки, масштабируемости и скорости работы. 

Единый сервер eXpress (single CTS) — только один из вариантов установки eXpress

Единый сервер eXpress (single CTS) — только один из вариантов установки eXpress

Такая архитектура делает эту платформу конфиденциальнее и безопаснее облачных конкурентов. eXpress прошла сертификацию ФСТЭК.

Безопасность как главное преимущество

Для соединений User-Server и Server-User используется сигнальный протокол WebRTC + SRTP, механизм сквозного шифрования на базе алгоритма XSALSA20 и библиотеки libsodium. 

Для передачи сообщений по незащищенным каналам используется обмен сессионными ключами при помощи протокола Диффи-Хеллмана на эллиптических кривых Curve25519. Это надежные, общепринятые стандарты. 

В качестве альтернативы при необходимости возможно использование ГОСТ-шифрования. 

Схема обмена текстовыми сообщениями через корпоративный сервер. В качестве альтернативы доступны peer to peer-соединения

Схема обмена текстовыми сообщениями через корпоративный сервер. В качестве альтернативы доступны peer to peer-соединения

Данные на мобильных устройствах хранятся в Realm DB на iOS и SQLite DB на Android и также шифруются. Причем содержимое мобильного приложения можно удалить по команде с сервера. Доступ к аккаунту пользователя ограничивается двухфакторной и трехфакторной аутентификацией через независимые каналы:

  • SMS с одноразовым кодом;

  • Pin код на email или пароль Active Directory;

  • Личный пароль (опционально).

Фишки для своих — в Zoom такого точно нет

Еще одна сильная сторона eXpress — то, что его изначально проектировали с возможностью отчуждения, так, чтобы специалисты заказчика могли полноценно поддерживать инфраструктуру. Платформа хорошо документирована, и понятно, что с ней делать, например, если нужно подключить новый офис, поменять интегрированный антивирус или переехать на другое железо. Кроме того, у крупных компаний есть возможность обзавестись собственным брендированным приложением: с фирменным цветом, логотипом, корпоративными фишками и стандартами, мессенджером, специальными ботами и супераппами, новостями и публикациями компании.

Что в результате 

eXpress — зрелое решение, которое разрабатывалось в России, и создавалось под конкретные условия и потребности заказчиков. Пускай в плане популярности эта платформа уступает Zoom, она обладает очевидными преимуществами:  

  • Учтены пожелания и потребности бизнеса, который голосовал рублем еще задолго до того, как ушли популярные вендоры.

  • Полная управляемость и контроль на всех уровнях безопасности и владения данными.

  • При необходимости система легко масштабируется и так же просто сворачивается при их сокращении.

  • Это многофункциональная корпоративная экосистема с возможностью разработки и публикации собственных приложений с графическим интерфейсом. 

  • Если чего-то нет — можно взять понятный и отлично задокументированный SDK и сделать все, что хочется. 

  • Поддержка на территории РФ, российские сертификаты и благосклонность регуляторов. Гарантия, что не отключат и не заблокируют «вот так вдруг потому что». 

Однако, как я и сказал в самом начале статьи, мы в К2Тех уже давно внедряем сервисы для объединенных коммуникаций. Если вам зашел мой обзор на eXpress и теперь интересно почитать и про российские продукты для корпоративных коммуникаций и совместной работы, пишите в комментариях!  

А может, вы уже пользуетесь таковым и хотите поделиться впечатлениями? Тогда тоже пишите в комментариях, это уже я почитаю с удовольствием :)

Новые вершины технологий ждут тебя в Telegram-канале К2Тех

© Habrahabr.ru