Experience — не просто опыт. Interface — не просто экран
Как только ни мучают аббревиатуры UX и UI. Их используют, как хотят и где хотят: от скромных названий в вакансиях до лекций на больших площадках. И всё равно мало кто понимает, что они из себя представляют. Их путают, упрощают значения или присваивают чужие.
Меня зовут Илья Шапеев, сейчас я проджект-менеджер на web-проектах в дизайн-студии ЦЕХ, а в прошлом — UX-дизайнер. В статье расскажу о том, как я пытался разобраться в определениях UX, UI, почему их недооценивают и почему важно понимать суть своей специальности.
Завязка
Когда работал в компании N-дизайнером, я отвечал за дизайн внутреннего продукта, и меня называли «юиксером». При этом других ребят, которые работали над сайтами и сервисами наших клиентов, называли UI-дизайнерами. Но устраивались все на UX/UI. Также UX называли этап прототипирования, а этап дизайн-концепта — UI. В целом, этого было достаточно, чтобы запутаться в своей специальности.
Я решил провести небольшой опрос среди дизайнеров с разным опытом в профессии и получил такие ответы:
UX — это | UI — это | Визуально | Опыт дизайнера | |
1 | как устроен продукт. Процесс продумывания. | как выглядит интерфейс. Как взаимодействовать с ним. | ≈ 7 лет | |
2 | исследование. Поиск поведения пользователя, чтобы выполнялась какая-то цель. | не только визуальная концепция. Но и удобство взаимодействия с продуктом. Чтобы было интуитивно. | Затрудняюсь ответить. | ≈ 5,5 лет |
3 | логика взаимодействия. То, как удобно пользоваться. Ресерчи пользователей, кастдевы, cjm и аналитика пользовательского поведения. | визуал. Компоненты, дизайн-система | ≈ 5,5 лет | |
4 | опыт пользователя. Логика. Как взаимодействует пользователь и его путь. | визуал. Стиль, цвета, типографика, изображения, иллюстрация. | > 5 лет | |
5 | суть интерфейса. | визуал. | Сложно. | ≈ 5 лет |
6 | удобство. Как управлять вниманием пользователя. Интуитивно понятные, прозрачные процессы и тексты. | красота. Впечатление. Это когда приятно пользоваться. Креативно, если требуется. | ≈ 3 лет | |
7 | удобство пользования. | визуальная составляющая. | ≈ 2,5 года | |
8 | взаимодействие пользователя с продуктом, пользовательский опыт. Чтобы пользователь не задумывался, как пользоваться. | красиво. Эстетика. Или просто сам интерфейс. | ≈ 2 лет | |
9 | этап, которой помогает сэкономить время за счет исследований. Структурирование гипотез. | отрисовка интерфейса. Реализация гипотез UX. UI можно посмотреть — видимая практическая часть. | 1,5–2 года | |
10 | то, как будет взаимодействовать с интерфейсом пользователь. Как будет двигаться по сайту/приложению. UX-дизайнер показывает, где располагаются элементы. | то, насколько красиво будет делать дизайнер любую визуальную часть. | 1–1,5 года |
В интернетах по запросу «UX и UI» отслеживаются плюс-минус такие же тезисы:
UX и UI визуально разделяют на две группы, которые немного пересекаются;
UX изображают в виде прототипа, а UI — в дизайне [цвета, шрифты, графика];
UX — это удобство;
также к UX приписывают исследование, анализ и тестирование.
Та масса информации, что есть в интернете, коррелирует с нашими выводами. Это нормально: мы то, что читаем.
UX. Трудности перевода
Опросы, личный опыт и первые странички в браузере — это верхний уровень информации о UX и UI. Он содержит вырванные из контекста фразы, личную интерпретацию и статьи в жёлтой прессе. Зато потом мы сможем сравнить и сделать выводы.
Теперь предлагаю узнать наших героев получше, обратиться к словарям и переводчикам, докопаться до сути [открывайте форточки].
Experience переводится как опыт. Но русское слово «опыт» и английское «experience» имеют одно важное различие.
Словарь cambridge:
Словарь Ожегова:
В английском слове «experience» есть история про чувства, ощущения, переживания (feel). То есть не только как пользователь взаимодействует с продуктом, но и что он чувствует при этом. Также возьмём официальное определение ISO (Международной организации по стандартизации). [статья]
Здесь, в определении, «восприятие и реакция человека» [A person«s perceptions and responses] даже на первом месте.
И ещё нашёл цитату отца UX, Дона Нормана. Где он выделяет «восприятие» сервиса. И даже глубже: восприятие мира, жизни. Не думал, что зайдём так далеко. Но раз батя сказал…