Experience — не просто опыт. Interface — не просто экран

dc7481dd819e2515b9274eaf53ca1450.png

Как только ни мучают аббревиатуры UX и UI. Их используют, как хотят и где хотят: от скромных названий в вакансиях до лекций на больших площадках. И всё равно мало кто понимает, что они из себя представляют. Их путают, упрощают значения или присваивают чужие. 

Меня зовут Илья Шапеев, сейчас я проджект-менеджер на web-проектах в дизайн-студии ЦЕХ, а в прошлом — UX-дизайнер. В статье расскажу о том, как я пытался разобраться в определениях UX, UI, почему их недооценивают и почему важно понимать суть своей специальности.

Завязка

Когда работал в компании N-дизайнером, я отвечал за дизайн внутреннего продукта, и меня называли «юиксером». При этом других ребят, которые работали над сайтами и сервисами наших клиентов, называли UI-дизайнерами. Но устраивались все на UX/UI. Также UX называли этап прототипирования, а этап дизайн-концепта — UI. В целом, этого было достаточно, чтобы запутаться в своей специальности.

Я решил провести небольшой опрос среди дизайнеров с разным опытом в профессии и получил такие ответы:

UX — это

UI — это

Визуально

Опыт дизайнера

1

как устроен продукт. Процесс продумывания.

как выглядит интерфейс. Как взаимодействовать с ним.

≈ 7 лет

2

исследование. Поиск поведения пользователя, чтобы выполнялась какая-то цель.

не только визуальная концепция. Но и удобство взаимодействия с продуктом. Чтобы было интуитивно.

Затрудняюсь ответить.

≈ 5,5 лет

3

логика взаимодействия. То, как удобно пользоваться. Ресерчи пользователей, кастдевы, cjm и аналитика пользовательского поведения.

визуал. Компоненты, дизайн-система

≈ 5,5 лет

4

опыт пользователя. Логика. Как взаимодействует пользователь и его путь.

визуал. Стиль, цвета, типографика, изображения, иллюстрация.

> 5 лет

5

суть интерфейса.

визуал.

Сложно.

≈ 5 лет

6

удобство. Как управлять вниманием пользователя. Интуитивно понятные, прозрачные процессы и тексты.

красота. Впечатление. Это когда приятно пользоваться. Креативно, если требуется. 

≈ 3 лет

7

удобство пользования.

визуальная составляющая.

≈ 2,5 года

8

взаимодействие пользователя с продуктом, пользовательский опыт. Чтобы пользователь не задумывался, как пользоваться. 

красиво. Эстетика. Или просто сам интерфейс.

≈ 2 лет

9

этап, которой помогает сэкономить время за счет исследований. Структурирование гипотез.

отрисовка интерфейса. Реализация гипотез UX. UI можно посмотреть — видимая практическая часть.

1,5–2 года

10

то, как будет взаимодействовать с интерфейсом пользователь. Как будет двигаться по сайту/приложению. UX-дизайнер показывает, где располагаются элементы.

то, насколько красиво будет делать дизайнер любую визуальную часть.

1–1,5 года

В интернетах по запросу «UX и UI» отслеживаются плюс-минус такие же тезисы:

  • UX и UI визуально разделяют на две группы, которые немного пересекаются;

  • UX изображают в виде прототипа, а UI — в дизайне [цвета, шрифты, графика];

  • UX — это удобство;  

  • также к UX приписывают исследование, анализ и тестирование.

Та масса информации, что есть в интернете, коррелирует с нашими выводами. Это нормально: мы то, что читаем.

261fc767d92cf57e3181b52efd53168f.png

UX. Трудности перевода

Опросы, личный опыт и первые странички в браузере — это верхний уровень информации о UX и UI. Он содержит вырванные из контекста фразы, личную интерпретацию и статьи в жёлтой прессе. Зато потом мы сможем сравнить и сделать выводы.

Теперь предлагаю узнать наших героев получше, обратиться к словарям и переводчикам, докопаться до сути [открывайте форточки].

Experience переводится как опыт. Но русское слово «опыт» и английское «experience» имеют одно важное различие.

Словарь cambridge:

3d744460e75bec314e77edd9b9b6b652.png

Словарь Ожегова:

1d25182c0e142d90d4933cae27d7dd8d.png

В английском слове «experience» есть история про чувства, ощущения, переживания (feel). То есть не только как пользователь взаимодействует с продуктом, но и что он чувствует при этом. Также возьмём официальное определение ISO (Международной организации по стандартизации). [статья]

899a68802cf02a78611f7dd815ebdbe0.png

Здесь, в определении, «восприятие и реакция человека» [A person«s perceptions and responses] даже на первом месте.

И ещё нашёл цитату отца UX, Дона Нормана. Где он выделяет «восприятие» сервиса. И даже глубже: восприятие мира, жизни. Не думал, что зайдём так далеко. Но раз батя сказал… 

© Habrahabr.ru