Этим летом США проведут морские испытания рельсотрона
Рельсотрон — обласканное многими фантастами и гейм-дизайнерами оружие будущего, а развитие технологий позволило создать рабочий прототип уже несколько лет назад. Пока о мобильности и энергоэффективности речи не идет и реальный рельсотрон больше похож на артиллерийское орудие, чем на компактную пушку будущего в руках солдата.
На Гиктаймс о рельсотроне писали уже несколько раз (и два). Поддерживает разработку ВМФ США и поэтому первые испытания будут проводиться на базе кораблей.
Современная модель рельсотрона крайне массивна, и, хотя орудие можно установить и на земле, для его энергообеспечения потребуется целый обслуживающий комплекс, что снижает мобильность установки практически до нуля. Вторая проблема — обеспечение орудия энергией. По всем этим причинам использование рельсотрона на кораблях выглядит наилучшим решением: они могут обладать достаточно мощной энергоустановкой для его питания. В то же время орудию обеспечивается необходимая мобильность.
Исходя из ранних прототипов, продемонстрированных общественности посредством видеозаписей, рельсотроны образца начала 2010-ых возможно было применять только в качестве наступательного вооружения. Главным аргументом для этого была низкая точность орудия и отсутствие стабилизации снаряда, так как огонь велся обычными металлическими болванками.
Скриншот видео
Однако, от многих ускользнул факт того, что еще в 2014 году в интервью телеканалу CBS руководитель научных исследований военно-морского флота, контр-адмирал Мэтью Кландер, продемонстрировал журналистам конструкцию, обеспечивающую стабильность полета снаряда.
Контр-адмирал Мэтью Кландер со снарядом рельсотрона в руках, похожим на ракету
Но, так как бесформенная болванка выглядит намного футуристичнее, факт существования снаряда в форме небольшой ракеты СМИ растиражирован не был.
Отсюда вытекает следующий факт: сейчас ВМФ активно заявляют, что основная задача, которая ставится перед нынешним рельсотроном, носит оборонительный характер: данная разработка рассматривается, в первую очередь, как новое поколение систем ПРО и ПВО (где необходима высокая точность), а не как наступательное вооружение.
В основе принципа работы рельсотрона лежит использование силы Лоренца. Для этого снаряд закрепляется между двумя рельсами, которые разгоняют его до скоростей от 4–5 махов и выше (вплоть до 12). Но, так как «ракета» не может обеспечить полноценного контакта с рельсами, плюс ко всему, может быть деформирована из-за высокой нагрузки и нагрева, инженеры-конструкторы ВМФ США предпочти использовать металлический кожух, который после выхода из ствола орудия «ракетой» сбрасывается.
Схематическое изображение принципа действия
Схема рельсотрона и снаряда
Кадр из видео WSJ (1:28), момент выхода снаряда из ствола орудия
Почти полный сброс кожуха, (~1:30)
Попытки приспособить рельсотрон под выполнение задач противовоздушной обороны проистекают из военной доктрины США и низкой стоимости эксплуатации: вольфрамовый снаряд рельсотрона обходится американской казне в сумму от 25 до 50 тысяч долларов США, когда как одна ракета-перехватчик сейчас стоит около $10 млн. Также ученым удалось решить проблему с износом рельс. Программа разработки рельсотрона была начата еще в 80-ых годах при Рейгане, однако, технологии того времени не позволяли создать достаточно износостойкий материал: уже после одного выстрела рельсы приходили в негодность и нуждались в замене. Сейчас же, по заверениям ученых, ствол созданного ими орудия имеет ресурс до 1000 выстрелов.
Также военные не отрицают огромного наступательного потенциала нового оружия. Инженеры уже тестировали переоснащение существующих артиллерийских орудий под рельсотрон, что показало впечатляющие результаты: дальность полета рельсотронного снаряда 6-ти дюймовой (примерно 152-мм) гаубицы составляет 61 километр против 24 километров для обычного.