Этапы поиска работы начинающего продакт-менеджера: снимаем розовые очки и действуем

Привет, я Вова Ермилов из ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom. com). Сегодня разберёмся,  как начинающему продакт-менеджеру не сойти с ума, листая вакансии, и научимся применять продуктовый подход к поиску работы.

Статья будет полезна тем, у кого сложности с трудоустройством, а также тем, кто хочет перейти в продакты из смежной профессии.

Кстати, я веду телеграм-канал, где рассказываю о тонкостях работы, лайфхаках прохождения интервью и о том, как получить заветный оффер от компании мечты, заглядывай.

Этап № 0: формирование гипотезы

Мой любимый этап:  прежде чем искать работу продакт-менеджером, убедись, что ты правильно понимаешь, чем предстоит заниматься.

Шок-контент:  продакты не релизят каждый день новые Apple Vision Pro (и даже не каждый месяц). Из постов в соцсетях может показаться, будто продакт-менеджеры живут в высокооплачиваемом креативном рае, на деле же всё обстоит немного иначе.

В крупных проектах поначалу ты будешь менять цвет кнопки в пользовательском соглашении и проверять, повлияло ли это на 0.001% конверсии в покупку. В стартапе ты можешь стать человеком-оркестром: сам рисуешь макет, релизишь, пускаешь трафик и сам тестируешь гипотезу по заказу воды в кулер — если возьмём «Святой источник» будет ли кофе вкуснее?

Так что в самом начале давай сформулируем гипотезы:  «если я устроюсь продакт-менеджером, то я буду зарабатывать мильён денег/постоянно путешествовать/пить кофе в старбаксе и т. д.». Какой бы ни была твоя мотивация, её важно продумать и проверить. Вместо того, чтобы проходить сотни интервью и устраиваться на работу, с которой сбежишь через полгода с выгоранием в подарок,  проведи исследование и пообщайся с действующими продактами,  чтобы узнать, совпадает ли твоя идеальная картинка с реальностью.

Когда ты сформировал объективное представление о профессии, можно смело переходить к первому этапу поиска работы.

Этап №1: поиск отправной точки

Чтобы облегчить себе жизнь, нужно оценить положение дел, скажем, твой условный стартовый капитал. Есть 3 варианта развития событий.

7d50ad2b427a23ccf2293c597880763e.webp

Новичок

Вариант номер один:  ты — человек без опыта работы,  который только выпустился из университета или закончил курсы.

Тут нужно понимать, с нуля стать продактом сложно, так как профессия предполагает, что ты будешь брать на себя большую ответственность и принимать бизнес-решения, то есть напрямую влиять на прибыль всего проекта.

Компаниям «безопаснее» брать в команду опытного человека, так что твоя основная задача — собрать клёвое портфолио и всеми возможными способами набраться опыта. Например, парт-таймить в стартапах, помогать с небольшими задачками бесплатно, поискать вакансии помощника продакт-менеджера или попробовать запустить свой pet-проект.

Свитчер не айтишник

Второй вариант — у тебя есть какой-то опыт работы, но не в IT. В этом случае стоит максимально цепляться за свои сильные стороны и скиллы.

Например, ты работал продавцом в «Пятерочке». Подумай, в чем твоя экспертиза и как твои знания применить в продакт-менеджменте. Сделай упор на проекты, которые работают в торговле, ведь у тебя есть преимущество перед конкурентами: ты знаешь, как бизнес устроен изнутри, а также боли, задачи и потребности целевой аудитории. Так что найти работу, например, в CRM-системе или в ПО для кассового оборудования будет проще, чем в нише, в которой у тебя нет никакой экспертизы.

Постарайся перенаправить свой прошлый опыт в продуктовое русло:  оцифруй свои достижения в понятные метрики, выяви целевую аудиторию (какому бизнесу ты мог бы быть полезен и чем) и перепиши в гипотезы.

Свитчер-айтишник

Третий вариант:  у тебя есть опыт в IT-сфере, но не продуктовый. Тут я бы цеплялся не столько за компанию или нишу, сколько за требуемые навыки.

Существуют пограничные позиции, через которые зайти проще: например, начни с позиции Product Marketing Manager, если ты в прошлом маркетолог, Technical Product Manager, если разработчик. Так шансов получить оффер намного больше.

После оценки положения дел самое время переходить к следующему шагу.

Этап №2: выбор компании

Теперь нужно понять, где ты хочешь работать:  в стартапе или корпорации.

f8a07fcf4f473f20cb848501796bb5fa.webp

Стартапы

Под стартапом в этой статье я подразумеваю любую компанию в самом начале её пути. Я понимаю, что с точки зрения терминологии это не очень корректно, но для простоты будем называть так.

У стартапов есть большое преимущество:  начинающему продакту попасть в стартап сильно проще,  чем в корпорацию.

Но у них есть и ряд минусов,  их важно иметь ввиду:

  • Нет никаких гарантий:  в один момент всё может пойти по одному месту и стартап может закрыться;

  • Многие процессы не отстроены:  решения приходится изобретать самому, пилить миллион табличек, тратя на это кучу времени;

  • Размытые должностные обязанности:  непонятно, к кому обращаться за помощью, кто отвечает за ту или иную задачу;

  • Жесткие и частые переработки.

Так что если ты хочешь начать свой путь продакт-менеджера в стартапе, то тебе просто жизненно необходим высокий уровень самостоятельности и гибкости, чтобы подстраиваться под быстро меняющиеся правила игры.

Важно:  стартапы с крутой продуктовой культурой существуют, но есть и такие, в которых ты скорее загнёшься, чем получишь релевантный опыт. В них чаще всего основная задача продакта — стать многорукой Шивой, которая печеньки в офис закажет, код для проги напишет и всё в этом духе. Подумай дважды, прежде чем идти в компанию, где от продакта ждут всё и сразу.

Корпорации

Корпорация — это некая стабильная, потенциально крупная компания, у которой есть продукт, пользующийся большим спросом на рынке, и теперь она просто развивается вширь.

У таких корпораций много плюсов,  например:

  • Отстроенные, понятные, прозрачные процессы;

  • Наставники и менторы у новичков (а это очень большои буст к профессиональному росту);

  • Стабильность:  шансов того, что компания прогорит или не выплатит зарплату — минимальные.

Также если ты мечтаешь попасть в Google, то после работы в образном «Яндексе» твои шансы на трудоустройство скорее всего чуть-чуть увеличатся, чем после работы в ООО «Ромашка».

Но у корпораций есть и один огромный минус — устроиться туда намного сложнее:  требования выше, кандидатов больше и уровень конкуренции просто крышесносный.

Удивительно, но факт:  говоря о зарплате, нет такого, что в корпорациях она сильно выше, чем в стартапах. Иногда даже наоборот, потому что корпорации могут позволить себе немного демпинговать зарплаты по рынку из-за огромного спроса. Так что если ты устраиваешься в большую компанию, чтобы иметь хороший заработок, то знай, одно с другим не всегда связано.

Не знаешь что выбрать? Смотри Этап №0:  пообщайся с продактами из одних и других компаний, спроси, как проходит их рабочий день, какие есть плюсы и минусы. Кстати, у нас в телеграм-канале «ОКейси» мы устраиваем эфиры с продактами из разных компаний — хорошая возможность задать свои вопросы представителям корпораций и стартапов.

Этап №3: анализ рынка

Когда определишься, что тебе по душе, начинай изучать вакансии и требования работодателя.

Важно:  при трудоустройстве делай упор на те скиллы и компетенции, которые нужны компании, а не те, которые тебе кажутся крутыми (грамоты русского медвежонка снова в пролёте).

Продолжая тему продуктового подхода к поиску работы, я бы сначала описал свою ЦА. Какие у компаний моей мечты боли, задачи и потребности? Чем я могу быть им полезен? Чтобы ответить на эти вопросы,  проведи исследование:  изучи описание вакансий, сайты компаний и все остальные ресурсы.

Исходя из результатов, формируем несколько вариаций резюме и сопроводительных писем. Уверяю, клише в духе «здравствуйте, мое резюме во вложении», «успехов вам и вашему бизнесу», а также «Вы» с большой буквы заставит глаз HR-а дёргаться в смертельных муках.

2e2bfa3ade9e1c2ac5d58990c11b8fd9.webp

В тысячу раз ценнее написать в сопроводительном то, что работодателю будет действительно нужно.

Стартап: ищем первую работу

dcc4208b9a195fe5665d649651e1d3c0.webp

Если мы говорим про стартапы,  я бы начал с нетворка,  он — негласное сокровище продакт-менеджеров и IT-индустрии в целом.

Попробуй связаться напрямую с владельцем стартапа (контакты ищи в телеграм-чатиках предпринимателей) и бесплатно помочь его бизнесу. Так ты поделишься своей экспертизой, не потеряешься в потоке откликов с hh.ru и обретешь новое полезное знакомство.

Ещё один вариант — кастдевы. Это, на самом деле, конверсионный, интересный и необычный вариант поиска работы.

У продакт-менеджеров есть чаты на все случаи жизни, в том числе и для поиска респондентов для глубинных интервью. Ты участвуешь в исследовании, включаешься в продукт, показываешь свою экспертность. В ответ — совет/нетворк/общение с продактом или фаундером. Возможно, тебе удастся продать себя как специалиста.

Мне так дважды удалось найти работу: сходил на кастдевы, разговорились с фаундером, я поделился идеями, мы начали развивать проект вместе.

Корпорация: ищем первую работу

af8e682c2b99ea2f2d3c39fb2b2dd46e.webp

Первое, на что обращаем внимание — стажировки, в них очень полезно участвовать. Скорее всего, они будут низкооплачиваемы, но зато это крутой шанс проявить себя, получить первую работу и положить кейс себе в портфолио.

a2990f69eff53f6d709a2c6b152098fb.webp

Второй вариант — нетворк. В очень крупных компаниях часто открываются вакансии только для внутреннего рынка. Когда я работал в корпорации, бывало так, что вакансии не публиковали на сайтах по поиску работы, а открывали только для сотрудников и их знакомых.

Ну, а третий вариант — официальные сайты компании, платформы и сообщества по поиску работы.

Я бы начал с сообществ, потому что сейчас крупные компании развивают через них свой HR бренд. Например, есть телеграм-канал »+1 в команду Яндекс Практикума»: там открытые вакансии Практикума публикуются чуть раньше, чем на платформах по поиску работы. Ну и затем любимые hh.ru и habr.

Я бы откликался именно в такой последовательности: начинаем с самых потенциально конверсионных каналов с наименьшей конкуренцией и доходим до самых распиаренных с самым большим количеством откликающихся.

Я это все к чему?

Когда ищешь работу, очень важно снять розовые очки и подойти к решению проблемы комплексно и структурно. Проверь свои гипотезы, проведи кастдев действующих продактов и, исходя из своей цели, используй те каналы поиска работы, в которых шансов получить заветный оффер будет больше, а конкуренции на место — меньше.

Вот и всё, больше о трудоустройстве и работе продакт-менеджера читай в моем телеграм-канале «ОКейси». И обязательно делись в комментариях, на сколько забитых поиском работы котят из 5 была полезна эта статья.

© Habrahabr.ru