Есть ли жизнь после 30: история CiscoSystems
/ Фото Axel Schwenke / CC
Многие знают, что название компании происходит от сокращенного названия Сан-Франциско, а ее логотип символизирует известный мост «Золотые ворота». Но есть и менее известные факты: например, из статьи вы узнаете, почему президент компании получал зарплату в один доллар и как Cisco судились с Apple из-за iPhone.
История компании началась в 1984: ее основали супруги Леонард Босак (Leonard Bosack) и Сандра Лернер (Sandra Lerner), которые работали в Стэнфордском университете. Леонард Босак адаптировал ПО для многопротокольного роутера, написанное другим сотрудником университета Вильямом Иджером (William Yeager), чтобы переписываться по электронной почте с женой, работавшей в другом здании.
Через 6 лет инвесторы привлекли к работе профессиональных менеджеров, и от основателей в итоге было решено «избавиться». Когда уволили Сандру Лернер, Леонард Босак тоже покинул компанию. Супруги почти сразу продали свои две трети акций за 170 миллионов, что было очень большой суммой. Но, возможно, такое решение было опрометчивым — в 2014 году их доля стоила бы уже 90 миллиардов.
Легендарные продукты
Немного фактов о продуктах компании. Самый первый роутер AGS (Advanced Gateaway Server) был выпущен на рынок в 1986. Он поддерживал TCP/IP и PUP наряду с другими протоколами. Устройство было первым коммерчески успешным многопротокольным маршрутизатором. Позже компания вышла на рынок IP-телефонии и ATM-оборудования.
Второй по значимости продукт в истории компании — коммутатор Catalyst 6500 Ethernet Switch, который был выпущен в 1999 году. За все время было продано 700 тысяч устройств, а количество пользователей достигло 25 тысяч. Считается, что именно этот коммутатор позволил занять господствующее положение на рынке.
Компания стабильно развивалась и в мае 2000 года стоимость Cisco достигла 500 миллиардов долларов. Но слишком быстрый рост привел к кризису: в 2001 году показатели упали в 5 раз. Президент компании Джон Чемберс (John Chambers) не терял оптимизма и помимо других антикризисных мер сократил себе зарплату до 1 доллара, чтобы вывести Cisco из кризиса. Всего за время существования Cisco поглотили более 190 компаний (их список представлен тут), что позволяло ей выходить на новые рынки и постоянно расширяться.
Самым успешным продуктом по праву считается ISR-маршрутизатор (с интеграцией сервисов). Его выпустили в 2004 году и за 5 лет было продано 7,5 миллионов устройств. Они отличались от своих предшественников более высокой производительностью, что позволяло интегрировать все основные функции без потери скорости. 2009 год важен для компании выходом на новый рынок — рынок блейд-серверов. Компания представила UCS — первую в отрасли конвергентную платформу для создания центров обработки данных.
Она представляла собой интеллектуальную программируемую инфраструктуру для упрощения и ускорения развертывания приложений и сервисов корпоративного класса в традиционных, виртуализированных и облачных вычислительных средах. Сегодня в наших дата-центрах мы тоже используем комплекс UCS, так как эта платформа не только позволяет управлять набором оборудования, но и подходит для собственных разработок.
А вот следующий продукт был легендарен по той причине, что привел к судебному процессу с Apple из-за названия «iPhone». История началась задолго до выпуска «яблочного» смартфона в 2007 году. Первое устройство под таким названием было выпущено еще в 1998 году компанией Infogear и сочетало в себе функции обычного стационарного телефона и веб-терминала. Компанию позже выкупили Cisco вместе с правами на товарный знак.
Эта спорная ситуация разрешилась в феврале 2007: обе компании получили право на использование товарного знака с условием ведения совместной деятельности. Но Cisco также принадлежал товарный знак «IOS» (Internetwork Operating System), под которым они выпускали программное обеспечение, используемое в маршрутизаторах и сетевых коммутаторах. Однако на этот товарный знак Apple получили официальное разрешение заранее и до сих используют его по лицензии Cisco.
Проекты, кейсы и программы
В Cisco большое внимание уделяется исследованиям: на сегодняшний день в компании почти 74 тысяч сотрудников, 25 тысяч из которых являются инженерами. Также, с момента основания было зарегистрировано более 20 тысяч патентов, что приблизительно равняется 700 заявкам в год. Причем треть из них — это патенты на инновационное ПО. По всему миру у компании есть 170 лабораторий, в которых сотрудники занимаются разработками.
Кроме того, Cisco курирует программу «Сетевая академии», которая помогает готовить специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей. По этой программе, которая действует в том числе и в России, одновременно получает знания 1 миллион студентов.
Cisco можно назвать зеленой компанией: в 2016 компания завершила 100 проектов по защите окружающей среды. Например, по сравнению с 2007 годом количество выбросов было снижено на 34%, а 25% используемой энергии получается из возобновляемых источников. Также у компании есть программа по утилизации и переработке. В год пользователи сдают в компанию около 12–13 тысяч тонн оборудования Cisco, которое либо подлежит ремонту и используется для внутренних целей, либо отправляется на дальнейшую переработку.
Компания традиционно участвует в подготовке Олимпийских игр, где обычно отвечает за поддержку сетевой и серверной инфраструктуры. В Лондоне и Рио, например, компания также обеспечивала кибербезопасность, а на последней олимпиаде еще и реализовала проект интернета-вещей. В Сочи инфраструктурой занимался другой подрядчик, но Cisco все равно не остались в стороне: компания предоставила ряд оборудования и ПО для облачного видеорешения от NBC.
Помимо олимпиады, у компании есть и другие интересные проекты. Например, в 2017 Cisco разработали Интеллектуальный мобильный аудиогид для Музея русского импрессионизма. Он основан на приложении Cisco Connected Mobile Experiences (СМХ), которое помогает пользователям ориентироваться в музее, может проложить путь до нужной экспозиции и автоматически начать рассказ при приближении к ней. Высокую точность навигации обеспечивает другая технология Cisco — точки доступа Aironet 3700 с уникальными модулями высокоточного позиционирования (Hyperlocation modules).
Сегодня финансовые показатели компании продолжают расти: в 2015 и 2016 году выручка выросла на 4% и составила 49,2 миллиарда долларов, а прибыль в 2016 году увеличилась на 20% и достигла 10,7 миллиардов долларов. Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем компания сосредоточится на программном обеспечении, интернете вещей и даже роботах. Cisco продолжает активно расти и развиваться в разных сферах, поэтому мы будем с интересом следить, куда еще заведет компанию ее интересная история жизни и смогут ли роботы стать прибыльнее роутеров.
Основная цель нашей работы состоит в том, чтобы сделать IaaS простым и понятным даже для тех, кто не сталкивался с ИТ-сферой. О нашем опыте мы рассказываем в блоге 1cloud:
- Мифы об облачных технологиях
- Как мы автоматизировали работу с DNS-записями
- Поточная и умная дедупликация, снапшоты и вторичное хранение
- Куда идем мы с «облаком» в 2017-м
- Немного о безопасности в «облаке»