Есть ли место человеку в компьютерном будущем

Управляет тот, кто правильно предсказывает

Каждый из нас хуже или лучше управляет своей жизнью. И профессиональным управленцам известно, что эффективнее управляет тот, у кого горизонт планирование дальше и само планирование точнее.

Взаимодействие человека и компьютера в современном обществе, в эпоху информации, приобретает особую важность, а сама постановка вопроса — особое звучание, и от того, насколько точно мы предскажем наши возможные варианты будущего развития, зависит содержание этого будущего.

Мы решили посмотреть на ситуацию свежим взглядом и проанализировать потенциал наиболее обсуждаемых вариантов развития информационных технологий.

Кто помнит времена Netscape?

Тот, кто может вспомнить, по каким причинам более продвинутый браузер Netscape проиграл битву Internet Explorer, вспомнит, что в тот момент, а именно в середине 90-х годов аналитики расходились во мнениях, как будет развиваться интернет и как будет устроен интернет через три-пять лет. Сообщество жарко дискутировало о будущей архитектуре компьютерных коммуникаций. Тогда Microsoft сделала ставку на архитектуру webtop, рискнула и выиграла.

Сегодня индустрия информационных технологий, кажется, стоит перед похожим моментом. Ведутся споры, как будет выглядеть пользовательский опыт через пять лет, куда пойдет траффик, какие технологии будут востребованы, какие сайты будут работать и так далее.

От того, кто угадает, а кто промахнется, опять зависят будущие бизнес-результаты компаний и даже, возможно, целых отраслей.

Сценарий 1. Мобильность превыше всего

image

Весьма популярной гипотезой сегодня является предположение, что уже через 2–3 года весь трафик и все пользовательские действия безвозвратно уйдут в «мобайл». Это предполагает, что бизнесмены будут принимать решения о сотрудничестве с деловыми партнерами, бороздя большим пальцем сайты в своем мобильном и отправляя свои заявки в мобильные виджеты.

Положение дел сейчас: вопреки предположениям мобильных евангелистов сегодня наблюдается довольно четкое разделение между путями или сценариями продаж В2С и В2В. При продаже в В2С мобильный трафик дает результат в виде реальных продаж. При продаже в В2В мобильные технологии, в лучшем случае служат «фронтэндом» прогрессивной компании, заботящейся об удобстве общения с ней и отслеживающей тренды. Однако до сих пор мобильная история не получила убедительной реализации как канал продаж в В2В. Поправьте меня, если я не прав.

Что мешает доминированию: сценарию «всеобщей мобилизации», на наш взгляд, мешает именно то обстоятельство, что сложные услуги, в частности услуги В2В невозможно хоть сколько-нибудь эффективно продавать через «мобайл».

Сценарий 2. Трехмерная дополненная реальность

image

Идея трехмерности заняла свое прочное место в рядах информационных технологий еще двухмерной эпохи. Так, еще на двухмерных экранах широко распространилось трехмерное проектирование, 3D-изображение и кубическое представление данных.

Положение дел сейчас: Появившись в 2000-х, тренд успешно развивается. Уже успешно коммерциализирован ряд устройств с распознаванием жестов, широко осваивается технология KINECT во все новых устройствах, отработаны технологии голографического представления изображений, ведущие мировые ИТ-корпорации инвестируют огромные средства в создание технологий трехмерного представления данных.

Что мешает доминированию: Эти технологии имеют, очевидно, одно понятное ограничение: все они требуют для себя достаточно пространства, чтобы ими было удобно пользоваться. Кроме того, трехмерное представление и управление объектами имеет еще одну генетическую уязвимость: чтобы быть технически возможным, такая технология должна быть весьма чувствительной, и именно эта чувствительность может делать ее использование неудобной.

Немаловажным ограничением для массового распространения технологий трехмерного представления и управления данными может стать смог в городах, особенно в азиатских. Те, кто бывал в Дели или Пекине, согласятся с весьма туманными перспективными трехмерных изображений в азиатском воздухе.

Сценарий 3. Компьютерочеловеческое общество

image

Все мы можем стать андроидами, утверждает определенная социальная группа глобализованного сообщества. Фрики-радикалы выбрасывают в Youtube видео своих экспериментов с вживлением отдельных компонентов вычисляющего железа. Чипизация уже захватила существенную долю мировых паспортов, распространилась на домашних животных и активно пропагандируется, например, в США.

Что тут рассуждать! Вспомним хрестоматийные кадры первой виртуальной драки Нео с Морфеусом, когда Нео с несколько пубертатной радостной гордостью заявил опытному наставнику: «Я знаю кунфу».

Положение дел сейчас: Для многих кибер-фриков, гиков, геймеров, ИТ-аутистов цитата «Я знаю кунфу» и вместе с ней идеи андроидизации-чипизации стали пропагандистским слоганом, гипнотизирующей мантрой, побудившей их экспериментировать со своей карьерой, со своим социальным окружением, со своим сознанием и даже со своим телом.

Станет ли андроидизация действительно массовым трендом, конечно, покажет время, однако есть достаточно оснований полагать, что скорее это течение, так же как и многие другие веяния моды, подчинится закону нормального распределения.

Что мешает доминированию: на десять-двадцать лет, то есть наносекунду по меркам Вселенной, добровольно появившиеся люди-андроиды могут выступить на социальной сцене, проявить свои достоинства, в полной мере обнажить свои недостатки и, словно хиппи 70-х годов двадцатого века оказаться переварены интеллектуальным познанием общества. Идея с вживлением чипа, дающего сверхспособности, для каждого разумного человека подразумевает идею, что чип этот можно отключить или взорвать прямо в голове.

А помнит ли кто-то, как бешено популярны были когда-то в Европе крестоносцы?

Сценарий 4. Общество роботов

image

Наконец, уже упомянутый фильм «Матрица», да и ряд других фильмов до него, рассматривает мотив общества под диктатом роботов и компьютеров. Мировые биржи уже сейчас управляются программами-роботами, время подсчитывается компьютером, в армии используют дронов и антропоморфных роботов, не говоря уже об автоматизации производства товаров.
Если человечество однажды потеряет разум, то потерять контроль над жизнью, отдав его искусственному интеллекту, окажется реальной альтернативой. И тогда технологический путь развития и закономерное самоуничтожение цивилизации тоже может быть реальным.

Положение дел сейчас: известная компания Boston Dynamics недавно представила публике своего «Атласа», человекоподобного робота.

Что мешает доминированию: разум здравой части человечества подсказывает, что разумно иметь опасения перед полной свободой искусственного интеллекта.

Сценарий 5. Гибкие портативные устройства с управлением мыслью

image

Итак, представим себе. В одном городе нам приятно развернуть свой рабочий стол во всем своем трехмерном удобстве и великолепии, а в другом городе можно смотреть на него только через узкое окошко мобильного гаджета. Представим, что машины могут понимать не только наши жесты, но и мысли. И при этом все эти функции все еще находятся в разных технологиях и устройствах.

Помните, когда-то, совсем недавно, вместительные музыкальные плееры, устройства для серфинга в интернете и аппараты для совершения звонков продавались в виде трех разных типов устройств?

Развитие информационных технологий явно свидетельствует, что рано или поздно основным компьютерным устройством будет компактное мобильное устройство, способное по желанию владельца представлять данные трехмерным способом в воздухе, на своей экранной поверхности или на любой ровной поверхности вокруг. И это устройство будет управляться прикосновениями, жестами и мыслями.

Будущая новая выдающаяся ИТ-компания, которая снова изменит пользовательский опыт, будет производить суперкомпактные мобильные компьютеры-проектами с управлением прикосновениями, жестами и мыслями.

Как будут выглядеть технологии продаж в компьютерной инфраструктуре будущего

Если развитие компьютерных технологий избежит тупика андроидизации, справится с риском потери контроля над роботами и поймет, что мобильная двухмерность ограничивает, если появятся портативные устройства, способные гибко отображать данные в 2D и в 3D, то для технологий продаж открываются новые горизонты.

Вот пять из возможных трендов, которые, как нам кажутся, в скором времени станут реальностью.

1. Продающие сайты будут использовать трехмерных виртуальных ассистентов с искусственным интеллектом, которые будут помогать вам в навигации по сайту и отвечать на вопросы. Некоторые компании будут брать для их создания известных моделей, а некоторые — своих сотрудников. Для увеличения глубины просмотров и повышения конверсии сайта эти трехмерные виртуальные ассистенты будут широко применяться, активно и толково консультируя посетителей.

2. Сайты получат новую функцию «показать в воздухе» (show on air) — кнопку переключения отображения из двухмерного на экране к трехмерному в воздухе или в ваших стереоочках.

3. Появится новый формат файлов для трехмерных брошюр, отображаемых в воздухе или в стереоочках.

4. При представлении продуктов будут широко использоваться трехмерная анимация и «пароллакс эффект» с возможностью «покрутить» вещь перед собой и, если нужно, разобрать ее на детали.

5. На короткое время могут стать популярными сервисы работы с брошенными корзинами, обеспечивающие звонки посетителям с брошенной корзиной от лица трехмерного виртуального ассистента. Какое-то время это будет давать wow-эффект, но быстро станет вызывать негатив, потому что робот никогда не сможет воспроизвести тепло человеческого общения. Не исключено появление устойчивой негативной коннотации в выражении «виртуальный ассистент» и отрицательных выражений типа 'vAss'.

Выбирает человек

Хорошая новость. Наше будущее выберем мы сами. Именно каждый человек своим выбором проголосует за тот или иной путь развития.

В этот момент особенно важно, чтобы каждый помнил, что означает оставаться человеком.

© Megamozg