Эргономично, дёшево, сердито

Я давно зачитываюсь статьями про эксперименты авторов со своими рабочими местами: про кастомные кресла, клавиатуры, раскладки. Целый год мне очень хотелось улучшить своё рабочее пространство. Но я боялся даже начать думать об этом по существу, потому что все авторы рассказывали, как поиск удобства отнимал у них 4–5-значные суммы в долларах, долгие месяцы настройки и привыкания к новой реальности.

Главным образом, эта статья ‒ про то, как я уменьшил своё рабочее место с 5 м² до 3 м², избавился от мозоли на запястье, боли в спине и шее, трудностей с набором текстов на русском, английском и немецком; и потратил на это 4 дня и ≈150 €! Но также мне хочется выразить мысль, что эргономика ‒ это не идеальный стол, кресло или клавиатура. Это,  скорее, организация пространства так, чтобы в нём было комфортно во всех сценариях его использования.

В этот раз я поменял:

  • Стол ‒ я взял прикроватный столик для ноутбука. Расскажу, почему для меня решение оказалось оптимальным. А также собрал из говна и палок аккуратную подставку под монитор, до тех пор, пока не уговорю жабу купить кронштейн.

  • Клавиатуру ‒ покажу на дешёвую эргономичную модель и поделюсь раскладкой для XKB, которая объединяет в себе русский, английский, немецкий и спецсимволы. А также укажу на тулзу для облегчения редактирования раскладки.

  • Оконный менеджер ‒ переход на i3 оказался очень быстрым и лёгким, решил проблемы расположения окон, которые расстраивали меня годами. Расскажу, что я настроил для себя, и, надеюсь, это сэкономит вам несколько часов разборок в нескольких пакетах.

Между клавиатурой и «клавишами» ‒ я выбираю прикроватный столик.

Как бывает:

Стол для музыкальной студии ‒ обширная тема для обсуждения. Большая часть решений ‒ кастомные, капитальные, и баснословно дорогие. В студиях звукозаписи на рабочее место режиссёра нередко ставят микшерные консоли с моторизированными фейдерами, чтобы легко управлять большим количеством дорожек одновременно. 

Студия Алана Меерсона: по центру ‒ трекбол с клавиатурой, слева ‒ мониторные контроллеры, справа ‒ компактная микшерная консоль с моторизированными фейдерами.

Студия Алана Меерсона: по центру ‒ трекбол с клавиатурой, слева ‒ мониторные контроллеры, справа ‒ компактная микшерная консоль с моторизированными фейдерами.

Композиторские рабочие места строятся вокруг главной MIDI-клавиатуры.

Студия Ханса Циммера: куча всякого крутого стаффа вокруг, но главное блюдо ‒ «клавиши».

Студия Ханса Циммера: куча всякого крутого стаффа вокруг, но главное блюдо ‒ «клавиши».

«Клавиши» действительно занимают бескомпромиссное центральное место на рабочем месте любого композитора или аранжировщика. Потому что без правильного контакта с клавишами нормально сыграть очень сложно. Мне, как пианисту, клавиши важны вдвойне, потому что больше половины моей работы ‒ виртуозные фортепианные партии.

Проблема в том, что клавиши стоят ровно на том месте, где должна стоять компьютерная клавиатура. Каждый выбирает, как решить эту проблему.

  • Можно убрать клавиатуру ниже на салазки.
    + в том, что клавиатура будет доступна по требованию, и не будет стоять между пузом и клавишами.
    — в том, что клавиатура тогда стоит ниже удобного положения, и долго работать на ней не получится

  • Вариант Ханса Циммера: клавиши там, где должны быть, клавиатура за ними.
    + Клавиатура стоит примерно на удобной высоте, возможно немного выше, клавишам ничего не мешает.
    — К клавиатуре с мышкой надо наклоняться. Долгая работа → боль в спине.

  •  Обратный вариант ‒ клавиатура впереди, клавиши ‒ за ними.
    + клавиатура и мышка в удобном положении: хорошо тем, кто много пользуется компьютером помимо работы.
    — Для удобного положения клавиш их надо утопить в стол, что удорожает конструкцию, для мышки места маловато, на клавишах играть можно, но не фортепианную классику.

Мой стол периода консерватории. Только-только после сборки и переезда, потому сверху хлам. Столешница очень низкая, чтобы клавиши стояли на удобном уровне. Вышло не очень удачно: клавиатура с мышкой ‒ очень низко, упираются в колени и мешают играть.

Мой стол периода консерватории. Только-только после сборки и переезда, потому сверху хлам. Столешница очень низкая, чтобы клавиши стояли на удобном уровне. Вышло не очень удачно: клавиатура с мышкой ‒ очень низко, упираются в колени и мешают играть.

Классный студийный стол в thomann.de. Клавиши стоят на выдвижной широкой тумбе, что решает 90% проблем белых людей. Только стоит 700 €…

Классный студийный стол в thomann.de. Клавиши стоят на выдвижной широкой тумбе, что решает 90% проблем белых людей. Только стоит 700 €…

Как у меня:

Последние полгода у меня было де-факто два рабочих места: для аранжировки и для всего остального. Когда аранжирую ‒ поворачиваю монитор с клавиатурой к клавишам, мучаюсь больной спиной, но играю с комфортом. Когда долго сижу с клавиатурой и мышкой ‒ сажусь с торца стола. Стол для моего стула высоковат, поэтому за полгода я посадил на обеих запястьях суровые мозоли На правой ‒ вообще ахтунг.

Потом попробовал поставить клавиши слева вдоль стены. Но тоже было совсем неудобно. Сидел я и думал: «Вот, сидеть бы за клавишами, смотреть в монитор. Руку направо положил ‒ там мышка, налево ‒ клавиатура…».

Изначальная мысль была ‒ купить пару тумбочек на колёсиках подешёвке, и заиметь раздельную клавиатуру без проводов. Но, оказалось, что раздельные клавиатуры без проводов стоят недёшево. Вспомнил статью про эргономичное кресло. Вариант автора показался чересчур дорогим. Погуглил AliExpress ‒ нагуглил обвесы для офисного кресла. Но с обвесами проблемы:  

  • во-первых, всё ещё дорого,

  • во-вторых, не понятно, насколько надёжно,

  • в-третьих, намертво прибито к креслу,

  • в-четвёртых, надо купить ещё и кресло.

Прикольно. Пока сейчас гуглил ссылку на статью про кресло, а наткнулся на куда более полезную и созвучную тому, что сейчас использую я.

В итоге я набрёл, кажется, на идеальный для меня вариант: прикроватный столик для ноутбука с настраиваемым углом поворота и высотой. На амазоне продаются по цене от ~ 40€ до ~ 200€. Мой обошёлся в 50€.

Самое главное ‒ этот столик не заставляет меня выбирать между клавиатурой и «клавишами»! Если мне нужна клавиатура ‒ я ставлю стол перед собой, и полноценно живу компьютерную жизнь: пишу статью, гамаю в доту, дизайню.

27a765d032de6021d3a4a82a843bc25e.gif

Если нужны клавиши ‒ столик уезжает вбок, не стесняя движений за клавиатурой. Могу выбирать, насколько тесно я хочу с ним взаимодействовать: просто тапнуть на пробел, или пододвинуть поближе и что-то поредактировать ‒ тоже получается достаточно удобно!

В целом ‒ ничего не мешает взять пару нот на клавишах, если я занимался до этого плотной редактурой:

Кронштейн для микрофона ‒ приятная мелочь, которую я себе долго не позволял. А зря ‒ сколько раз мы, ещё дома, запинались о большой «журавль». Обошёлся в 15€.

Параллельно со сборкой стола, мы решили поменяться спальнями с дочкой: у неё холодная комната с плохой батареей, и она постоянно кашляет. Разбирали кровать ‒ и обнаружили под матрасом сюрприз от предыдущих жильцов: поверх лаг лежали какие-то доски. Я сначала подумал ‒ для того, чтобы дыры в лагах залатать, но те были в отличном состоянии. Так что большая часть досок отправилась на балкон, а из четырёх я собрал на уголках узкий столик для монитора и всякой фигни.

Этот столик решил ещё четыре проблемы:

  1. У жены появился свой стол в спальне, и мы теперь друг другу не мешаем.

  2. Кронштейн для микрофона не крепился к старому столу, в силу конструкции последнего.

  3. Монитор получался далековато, т.к. клавиши упирались в столешницу

  4. И стоял низковато, затекала шея.

Доски были старые и подгнившие, поэтому придал столу устойчивость, прикрутив снизу ограничители для ноутбука, которые открутил со столика на колёсах.

Linux is ergonomic-friendly

Мне всегда казалось, что Linux, это, в первую голову ‒ про удобство. Ведь по-настоящему удобные вещи обычно подогнаны специально под тебя. Был период, около года, когда мы семьёй жили в dual-boot: вся наша нормальная жизнь: фильмы, игры, хобби ‒ жили на Ubuntu. А вот для работы: музыкальной аранжировки, набора нот и т.п. приходилось перезагружаться в «окошки».

Клавиатура

Окончательный переезд на Linux произошёл как раз из-за клавиатуры. В 2019-м я поехал работать в Китай, и три языка, включая pinyin на окошках уже стали для меня и Punto Switcher кошмаром. 

Но, что интересно, на настройке ациклического переключения раскладок и подключения типографского слоя мои вопросы к клавиатуре закончились, и я к ней не возвращался, вплоть до последних дней.

Сейчас, напротив, клавиатуру и раскладку я поменял в качестве логичного продолжения реорганизации рабочего места. Вообще, ещё с Китая у нас стояла дешёвенькая китайская Langtu с одной латиницей. Пару раз я порывался купить на неё наклейки, но оба раза ‒ неудачно. Меня отсутствие русских букв на клавиатуре особо не беспокоило, дочка тоже как-то пользовалась, а жена в итоге почти полностью переехала на телефон.

Поскольку маячил переезд на беспроводные клавиши и мышь ‒ хотелось двинуться немного ближе к эргономике, чем это было на старой китайской Langtu, купленной, кажется, за смешные ~ 20元 (около 200₽). Купил, в итоге, беспроводной комплект Perix за 50€. Клавиатура не без недостатков: очень много пустого пространства под большие пальцы, и очень нагруженные безымянные и мизинцы. 

49a3f7cdac3935580c526b8eab2bdedf.png

Но модели с зонами под большие пальцы, вроде Iris ‒ уже заметно бьют по карману. Особенно, учитывая то, что я не был уверен, что мне вообще зайдёт сплит и смена раскладки. Но, в этом случае я как раз хочу  всех колеблющихся гиков успокоить: это действительно удобно, и почти не требует усилий для переезда. С одним «но» ‒ стоит всё-таки не полениться, и напечатать на клавишах раскладку ‒ это здорово помогает.

Кстати, в варианте клавиатуры с немецкой раскладкой на одну клавишу больше, на которую я повесил знаки пунктуации.

Ещё за 10€ можно докупить пин-пад, с которым я активно работаю: допустим в MuseScore или в Blender. Но пока переезд шёл под эгидой минимальных затрат

© Habrahabr.ru