Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили

В прошлый раз мы говорили о Fidelipac, который стал первым коммерчески успешным плёночным форматом. Сегодня поговорим о его наследнике — Stereo-Pak, который проложил магнитной ленте дорогу в автомобильные проигрыватели. Короткий рассказ о его истории — под катом.

1a6vbjkovybrn8vemixizse_gr4.jpeg
Фото Leonard Nevarez / CC BY

Как появился Stereo-Pak


В середине 50-х годов формат с «бесконечной» лентой Fidelipac стали использовать на радиостанциях, в первую очередь для воспроизведения джинглов и рекламных роликов. Дело в том, что, помимо стереопары, пленка в картридже Fidelipac имела служебную дорожку для тонов-индексов. Они управляли работой магнитофона во время эфира — останавливали воспроизведение, перематывали ленту и выполняли другие функции. Но дальше радиостанций кассеты Fidelipac не ушли. Отчасти этот факт связан с тем, что они хранили всего десять минут музыки. Слушать такие записи было не очень удобно, так как приходилось часто менять картриджи в проигрывателе.

Исправить ситуацию и популяризировать кассеты взялся американский предприниматель Эрл Мюнц (Earl Muntz), который владел автокомпанией Muntz Car Company. Его фирма выпустила почти четыре сотни спортивных родстеров Muntz Jet, среди владельцев которых числились звезда немого кино Клара Боу, певец Вик Дамон и саксофонист Фредди Мартин.

В середине 1950-х годов в руки Мюнца попали кассеты Fidelipac с записанными рекламными роликами фирмы Echomatic (она производила и до сих пор производит бытовую химию). Он связался с автором Fidelipac — Джорджем Эшем (George Eash) — и предложил доработать картридж, увеличив его ёмкость. Для этого инженеры заключили в пластиковый корпус ленту шириной 6,35 мм с четырьмя звукозаписывающими дорожками и скоростью протягивания в 3,75 дюйма за секунду. Такой подход незначительно ухудшил качество звучания, но увеличил время воспроизведения до часа.

Модифицированный формат, который назвали Stereo-Pak, получил широкое распространение. В основном его слушали в автомобилях (подробнее об этом поговорим далее), где из-за большого числа посторонних шумов небольшая потеря в качестве звучания не играло особой роли.

Запустив производство новых кассет, Мюнц основал фирму MEC (Muntz Electronics Corporation). На Stereo-Pak выходили песни The Beatles, The Beach Boys, работы Фрэнка Заппы и Джими Хендрикса. Многие композиции в Stereo-Pak’е предлагал лейбл Columbia Records.

Рынок автомагнитол


80 лет назад автопроизводители устанавливали в свои машины только радиоприемники. Тогда о прослушивании собственных записей за рулем не могло идти и речи. Ситуация начала меняться в середине 1950-х, когда в Chrysler поставили аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.

Для него даже разработали специальный формат винила:


Но проигрывателю было не суждено получить массовое распространение. Во-первых, он был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Во-вторых, система была «капризной» в плане обслуживания, а в случае поломки владельцу приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Также имелся третий очевидный недостаток: при езде по кочкам игла проигрывателя соскакивала, что мешало наслаждаться музыкой и управлять машиной.

Эрл Мюнц решил, что Stereo-Pak гораздо лучше подходит для прослушивания в автомобиле, и спроектировал соответствующую автомагнитолу. Предприниматель сам подготовил техническую документацию и развернул производство проигрывателей кассет. На плеерах Мюнца было небольшое количество органов управления, чтобы лишний раз не отвлекать водителя. При этом «бесконечная пленка», которая лежала в основе Stereo-Pak, позволяла воспроизвести весь музыкальный альбом в стереоформате, не вынимая и не переворачивая картридж.


Но у системы были свои проблемы — например, переключать дорожки все же приходилось вручную, с помощью специального рычага на плеере. При этом из-за особенностей механизма, наматывающего пленку, кассету нельзя было перематывать вперед — это приводило к разрыву ленты. Сам проигрыватель также был довольно дорогим — $130 в 1963 году (для сравнения, в то время четыре литра молока стоили чуть больше 80 центов, а два килограмма сахара — 43 цента).

Несмотря на недостатки, системы Мюнца неплохо продавались вплоть до 1970 года — среди клиентов были даже крупные звезды. Фрэнк Синатра поставил проигрыватель в свой Buick Riviera. Его примеру последовали коллеги из группы «Крысиная стая» — Дин Мартин, Сэмми Дэвис и Питер Лоуфорд.

Stereo-Pak оставался одним из самых популярных пленочных форматов с середины 50-х до начала 70-х годов. Но на рынок вышел новый формат — 8 Stereo. И перехватил инициативу. Он предложил еще большее число дорожек, а, следовательно, и большую емкость. Несмотря на тот факт что формат уступал по качеству звукозаписи своим конкурентам, он быстро закрепился не только в автомобилях американцев, но и их жилых домах. Как это произошло, мы расскажем в следующем материале.


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngМагнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.png«Highway Hi-Fi»: с чего началась история проигрывателей пластинок для автомобилей
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.pngАудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным
1osf72wkwrjhzpl2bwl5hcmwnbq.png«Между винилом и кассетой»: история тефифона

© Habrahabr.ru