Eppie: чего не хватает новому интернету?
Привет, Хабр! Давайте знакомиться. Это Eppie — децентрализованный сервис обмена зашифрованными сообщениями. Проект еще в разработке, но представиться профессиональному сообществу уже пора.
Eppie будет работать в одноранговой p2p сети. Приложение шифрует сообщения по стандарту PGP, разбивает на фрагменты и рассылает их случайным нодам на хранение. В таком «перепутанном» виде данные остаются в сети. У Eppie нет почтовых серверов, все устройства участвуют в работе системы на равных. А в учетной записи пользователя нет ничего, кроме публичного ключа — он же адрес в сети. Приватный ключ дает доступ к содержанию переписки. Взломать такую систему практически невозможно. И поскольку никто не может прочитать чужие сообщения и метаданные, в Eppie невозможна цензура и использование персональных данных для рекламного таргетинга.
Это наша первая публикация, и в ней мы хотим рассказать, почему считаем, что интернету следующего поколения не обойтись без собственного почтового протокола.
Web3 не спешит на помощь
Для начала договоримся о терминологии. Под web3 будем понимать интернет, основанный на децентрализации и сильной криптографии. Метавселенную и другие концепции, которые часто связывают с будущим глобальной сети, вынесем пока за скобки.
Одна из главных проблем современного интернета — неограниченный доступ технологических компаний к данным о поведении пользователей. Когда-то, на раннем этапе существования Web 2.0, изучение взаимодействия человека с технологиями подтолкнуло развитие мировой экономики и самих технологий. Но сегодня централизованное хранение этих данных создает не меньше проблем, чем решает. Киберпреступность и кибершпионаж, кризис права на тайну частной жизни, цензура, монополизация и новые формы социального неравенства — все это в той или иной мере побочные эффекты «подглядывающего капитализма» (Surveillance Capitalism), в котором мы сегодня существуем.
Концепция web3 предлагает решить проблему с помощью децентрализации, криптографии и экономики токенов. Но надо признать, что до реализации этой идеи еще далеко. Да, индустрия растет. При всей своей незрелости и противоречивости, она умеет защищать данные пользователей. Но существующие сегодня web3 продукты не решают проблему глобально. Чтобы стать конкурентоспособными в рамках действующей экономической модели, они вынуждены оставаться одной ногой в действующей версии интернета, серверная архитектура которого возникла еще в 80-х. Авторизация в криптокошельке через аккаунт Google, NFT сообщества в Discord и продвижение в поисковике через таргетированную рекламу — обычная практика современных web3 приложений.
Отдельные децентрализованные решения пока не могут объединиться в самостоятельную экосистему. Важным инструментом такого объединения должен стать универсальный протокол коммуникации.
Реклама — двигатель подглядывания
Никакой бизнес не может быть успешным без качественной связи с целевой аудиторией. Среди всего многообразия людей и их потребностей рекламное сообщение должно найти своего покупателя. В традиционных каналах продвижения, до появления таргетированной рекламы в интернете, все решалось большим охватом — все смотрели телевизор, и нужная аудитория тоже. Но цена за размещение в охватных каналах высока — рекламодатель платит за всех зрителей, а не только за нужных. Конечно, у разных каналов разные аудитории, но точность такой сегментации не сравнить с той, которую предложил бизнесу Web 2.0.
Интерактивный интернет, с помощью анализа персональных данных, помог технологическим компаниям намного лучше понять своих пользователей, и совершить таким образом революцию в маркетинге. Таргетированное размещение позволяет не тратить лишние деньги на коммуникацию с теми, кто точно ничего не купит. А понимание потребностей человека и умение предсказывать их изменение в моменте повышают конверсию рекламного сообщения в целевое действие — в покупку, подписку, переход на сайт и так далее. Стоит заказать в интернет-магазине одноразовый бритвенный станок, а магазин уже знает, где и когда показать вам баннер с тем же продуктом в следующий раз.
Основной аргумент в пользу безвредности этой системы: рекламные платформы работают с деперсонализированными данными. Но зачем им знать, как вас зовут, если они уже знают все остальное: где вы находитесь, и кто с вами рядом, сколько вы зарабатываете, с кем дружите, как ваше здоровье, когда у вас родился ребенок, как в последнее время изменилось ваше поведение в социальных сетях, какая у вас машина, что вы едите на завтрак, каковы ваши политические взгляды, о чем вы спрашиваете умного помощника в телефоне, какую музыку слушаете… Чтобы накормить алгоритмы машинного обучения, техногиганты скупают новые сервисы и присоединяют их пользовательские базы к своим. Это приводит к монополизации рынка. Существуют даже облачные решения, которые позволяют нескольким независимым операторам совместно обрабатывать свои базы в облаке, и таким образом обходить запрет на передачу данных третьим лицам. Так, например, банк, может предложить человеку персонализированные условия по ипотеке в районе, где он часто бывает, основываясь на данных геолокации сотового оператора. Технически каждый остается при своей базе.
Принимаемые по всему миру законы о защите персональных данных требуют от операторов строгих мер безопасности. Но это не противоречит интересам самих операторов — они защищают свои активы. Таким образом, несмотря на формальные препятствия, рекламные платформы продолжают повышать эффективность алгоритмов поведенческого анализа, предсказания и, в конечном счете, манипуляции поведением потребителя.
Бизнес зависит от персональных данных. Сегодня отказаться от их использования — значит на ровном месте создать для своей компании непреодолимое препятствие в продвижении и развитии.
Интернет — это средство общения
Чтобы создать настоящую альтернативу подглядывающему капитализму, web3 должен предложить не только техническое решение, но и создать условия для появления новой формы экономических отношений. Криптоэкономика у нас уже почти есть — пора заняться «отношениями».
Открытый децентрализованный протокол связи соединит отдельные части web3 в единое целое. Речь идет не просто о почте, но о новой модели коммуникации для всех участников экосистемы — людей, технологий и бизнеса. Почтовый сервис, с которого мы начали — один из способов использования протокола. Но технически Eppie может стать чем угодно: почтой, мессенджером, чат-ботом, социальной сетью, безопасным файлообменником, криптовалютным платёжным сервисом и провайдером децентрализованных идентификаторов.
Реализовав базовые сервисы с помощью децентрализованных технологий, web3 сообщество сможет воссоздать функциональность старого интернета, и таким образом сделать его ненужным. Бизнес встроится в архитектуру будущего интернета. И компании, уважающие право своих клиентов на тайну частной жизни, смогут оставаться с ними на связи — через децентрализованные сообщества и другие, возможно, еще не придуманные, инструменты децентрализованного маркетинга.
Только теперь «целевая аудитория» будет не пассивным объектом этой коммуникации, а полноправным участником. Каждый человек будет сам решать, с кем и какой информацией делиться, чью рекламу смотреть или не смотреть.
* * *
Если вас заинтересовал проект, и вы хотите поучаствовать в бета-тестировании, записывайтесь на нашей странице.
В этом блоге мы будем рассказывать о проблемах, связанных с разработкой распределенной криптографической системы и делиться мыслями о децентрализованных технологиях и будущем интернета. Ну и, конечно, мы будем рады комментариям и вопросам здесь на Хабре.