ЭПОЛ ОБРЕЧЕНА!!! (или “о результатах квартала”)
Вчера Apple объявила о результатах продаж в последнем квартале 2015 года (в отчетности компании этот квартал проходит как первый квартал финансового 2016 года). Почитать официальный пресс-релиз можно на сайте у Apple, а комментарии «в прямом эфире» я транслировал у себя в твиттере (но это было ночью по Москве).
Основные показатели квартала, которые были озвучены компанией, такие:
— выручка составила жалкие 75,9 млрд долларов
— прибыль составила микроскопические 18,4 млрд долларов
— продано 74,8 млн iPhone
— продано 16,1 млн iPad
— продано 5,3 млн Mac
— категория «другие продукты», куда входят Apple TV, Apple Watch, наушники Beats и iPod, принесла компании 4,35 млдр долларов.
Теперь поговорим о том, что все это значит и когда Apple уже наконец-то будет по-настоящему обречена.
Основная проблема, как я и предполагал в предыдущем посте, заключается в том, что компания больше не показывает рост по сравнению с кварталом год назад. Если сравнить выручку и прибыль год назад, то они составили 74,6 млрд и 18 млрд долларов соответственно. Да, рост есть, но всего 1,7%. Правда, Тим Кук на звонке для инвесторов после публикации пресс-релиза говорил о том, что такой показатель связан с нестабильностью на мировых рынках и колебаниями курса валют; если бы курсы валют не менялись по сравнению с годом назад, то рост выручки составил бы 8%, а сумма превысила бы 80 млрд долларов.
С продажами устройств тоже не все так гладко. Год назад Apple продала 74,5 млн iPhone, так что можно констатировать, что рост практически прекратился. С одной стороны, это год «S-модели», где, как известно, меняется начинка, но дизайн остается от прошлогодней модели, так что пользователи могут не спешить обновляться. Да и сказать, что у телефонов 6S/6S Plus есть нечто революционное, ради чего стоит бросаться покупать новую модель, тоже нельзя. Так что в какой-то мере результат даже закономерный и неплохой, как для «промежуточной» модели. Экономические проблемы по всему миру, о которых неоднократно во время звонка говорил Тим Кук, тоже никуда пока что не деваются. Проблема, однако, в том, что эту модель Apple нужно еще полгода как-то продавать, до анонса iPhone 7 в сентябре, к тому же неизвестно, сможет ли Apple удивить чем-то таким потребителя, чтобы он активней «пошел апгрейдиться». Всего за календарный 2015 год компания продала 231 млн iPhone.
С iPad ситуация еще хуже, количественно продажи планшетов упали на 25% по сравнению с кварталом год назад (правда, в финансовом выражении падение составило 21% — это означает, что более дорогой iPad Pro немного компенсировал падение продаж). В плане планшетов Apple оказалась заложником своего же успеха: планшеты оказались гораздо более «долгоиграющими» устройствами, чем iPhone, поэтому люди не спешат обновлять даже довольно старые планшеты. Плюс выпуск iPhone с большим экраном каннибализировал продажи небольших планшетов iPad mini, поэтому показатели могут показаться удручающими на первый взгляд. Но если бы Apple не выпустила iPhone с большим экраном, эту рыночную нишу отъели бы другие конкуренты, так что лучше, конечно, «каннибализировать самой себя», как неоднократно говорили Стив Джобс и Тим Кук.
Все эти проблемы сами по себе еще ничего, но вместе они создают предпосылки для «идеального шторма» в этом квартале, который и так традиционно самый слабый в году. В итоге Apple прогнозирует, что выручка во втором квартале финансового 2016 года составит 50–53 млрд долларов, что само по себе неплохо, но в сравнении с кварталом год назад рисует не очень приятную картину. Тогда Apple прогнозировала выручку 53–55 млрд, а в реальности получилось 58 млрд долл. Соответственно, если сейчас выручка попадет в пределы прогнозируемой (а это случается последние несколько кварталов), то это будет означать первый за длительное время квартал для Apple, в котором компания покажет негативный рост выручки. Интересно, что в after hours trading (торги на бирже после ее закрытия) акции компании особо не отреагировали на такие результаты и прогнозы, очевидно, эти риски уже были включены в текущую стоимость акций, которая за последние несколько месяцев потеряла 25% стоимости.
Другие интересные наблюдения и анализ по результатам квартала:
— Китай продемонстрировал весьма существенный рост продаж, с 16,8 млрд долл до 18,4 млрд долл
— Тим Кук говорит, что в Индии компания видит существенный рост и перспективы
— Развивающиеся рынки, в том числе Россия, были упомянуты как фактор с нестабильным курсом валют, который как раз и привел к тому, что показатель выручки не оказался таким высоким, как мог бы быть.
— Apple объявила о том, что количество активных в последние 90 дней устройств — Маки, iPhone, iPad, Apple TV, Apple Watch и iPod touch — составило 1 млрд штук. Не знаю, это был укол инвесторам, которые восторгаются миллиардными показателями DAU у Facebook или просто Тиму Куку хотелось похвастаться (или отвлечь внимание от финансовых показателей в пресс-релизе). Это, кстати, означает, что активных iOS-устройств примерно 800 млн.
— у Apple Music — более 10 млн платных подписчиков. Очень хорошие темпы, будет интересно посмотреть, получился ли у Apple в 2016 году обогнать Spotify.
Во время телефонного звонка, на котором Тим Кук и финансовый директор Apple Лука Маэстри отвечали на вопросы журналистов и аналитиков, у меня сложилось впечатление, что Тима и Лука волнует только текущий квартал, а в отношении к остальным они довольно спокойны (хотя при этом Тим говорил, что компания не особо заморачивается прогнозами на более длительный срок). Возможно, что анонсы новых продуктов в период марта-июня позволят выровнять ситуацию и избавиться от «черной метки» негативного роста. В этом плане интересны два момента из звонка:
— Тим Кук отметил, что среди текущих пользователей iPhone 60% до сих пор пользуются моделью, которая вышла до iPhone 6, то есть в основном моделями iPhone 5/5s. Если предположить, что многие из них не меняют телефон, потому что их устраивает экран размером 4 дюйма по диагонали, то новая модель с экраном такой диагонали, о которой ходят упорные слухи последние несколько недель, может оказаться именно тем, что этим пользователям нужно. 60% — это достаточно большая аудитория потенциальных «апгрейдеров», чтобы их окучить новой моделью в линейке. При этом не стоит обольщаться, что это может оказаться «дешевый iPhone», такой вопрос на звонке был и Тим Кук прямо ответил, что дешевых устройств компания делать не планирует.
— На вопрос о том, что Тим Кук думает о виртуальной реальности, Тим Кук неожиданно ответил, что считает ее интересным направлением и не считает это нишевым рынком. В свете того, что Apple недавно наняла одного из самых известных специалистов по технологии VR Дага Боумэна (Doug Bowman), можно ожидать каких-то телодвижений от Apple и в этом направлении. Сейчас этот рынок VR-устройств напоминает зарождающийся рынок MP3-плееров 15 лет назад, и, возможно, ему не хватает «iPod» от компании, которая понимает что и зачем она делает.
— Довольно много времени на звонке Apple посвятила тому, что сервисные подразделения компании тоже зарабатывают много денег. 5,5 млрд долларов выручки в квартал за всевозможные App Store/iTunes и проч — это, в общем-то, не копейки, в год эта сумма сравнима с выручкой многих крупнейших компаний, чьи акции успешно торгуются на бирже. Apple таким образом хочет привлечь внимание инвесторов к тому, что «не айфоном единым», и я думаю, что этот рефрен будет раздаваться от компании все чаще и чаще.
— Средняя цена продажи iPhone составила 691 доллар. Я думаю, вы сами прекрасно понимаете, что это значит.
— Финансовые «запасы» компании составляют 216 млр долларов. Если вычесть кредиты, взятые компанией (брать кредиты в США дешевле, чем компании возвращать свою выручку из-за границы домой, где в этом случае придется заплатить высокие налоги), то чистый cash составит 160 млрд долларов. За несколько лет программы «возврата капитала» Apple выплатила акционерам компании более 150 млрд долларов.
В общем, получается следующая картина: у Apple только что закончился квартал с самой высокой прибылью в корпоративной истории США, но многие аналитики попытаются подать это как провал. Следующий квартал со снижением продаж до «всего лишь» 50–53 млрд долларов только усиливает этот месседж. Почему-то вот такое отношение к Apple, что прибыль в 18,4 млрд долларов может считаться провалом. Да, выручка компании перестает расти (в текущем продуктовом миксе), но эти сотни миллионов пользователей, о которых я говорил выше, никуда не деваются. Это не повторение истории 90-х, когда у Apple было несколько миллионов пусть очень верных, но немногочисленных сторонников и отсутствие финансовой «подушки», но разве это когда-то мешало аналитикам, которые забывают принимать выписанные им лекарства и весь свой бред вываливают на голову читателям? Если задуматься, то статьи из серии «Apple обречена и умирает», они ведь никуда из 90-х и не девались, их было меньше, конечно, а сейчас, когда Apple, возможно, достигла плато роста, их, конечно, будет больше. Так что готовьтесь читать «аналитические материалы» про то, как «Эпол обречена». А тем временем Apple в своем привычном режиме будет готовить новые продукты, которые позволят ей расти дальше.
PS несмотря на то, что в целом квартал хороший, я призываю отказаться от шапкозакидательства. Следующий (текущий) квартал будет довольно болезненным с точки зрения результатов квартала, так что самые неприятные новости еще впереди.