Электроовцы съели людей: возможные последствия от развития ИИ для рынка труда

fe607dacd4e64fa888bed767d24165d0.jpg

В своей очередной лекции у нас в офисе автор одной из сильнейших российских шахматных программ, специалист по методам машинного обучения и основатель портала 22century.ru Сергей oulenspiegel Марков рассказал о ближайших и отдалённых перспективах автоматизации в различных областях экономики. А мы в свою очередь как всегда подготовили пост по мотивам выступления.

Какие именно технологии создают предпосылки для замены людей в тех или иных профессиях? Какие конкретные проекты последних лет являются важными вехами на пути к полной автоматизации различных видов работ? ConvNet, LSTM, DNC, что дальше? Куда именно мы бежим всё быстрее? Жив ли бионический подход? Ходжкин, Хаксли, гигантские аксоны кальмара — каким он будет дивный новый мир?…
Чему учит нас история: можно ли извлечь какую-то практическую пользу из поиска исторических аналогий для нынешней ситуации? Какие профессии оказались под угрозой уже сейчас? Кого предположительно заменят машиной через 5, 10, 20 лет? Какие новые рабочие места и новые профессии создаёт развитие технологий машинного обучения? Возможные пути решения возникающих проблем: могут ли в этом помочь новые технологии?

Название моей лекции весьма претенциозно: электроовцы съели людей. Кто такие электроовцы, наверное, вы знаете. По ставшему культовым произведению Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?» снят фильм «Бегущий по лезвию» с Харрисоном Фордом в главной роли. Мне трудно оценить действительную значимость этого произведения, но это была первая ассоциация, которая у меня возникла со знаменитыми «овцами, которые съели людей».

«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города» (Томас Мор. «Утопия»)


В Англии XV—XVI вв из-за развития ткацкого производства особую прибыль стало приносить овцеводство, поставлявшее сырьё для развивающейся промышленности. Чтобы расширить площадь пастбищ, лендлорды сгоняли крестьян с земель, ликвидируя земледельческие общины, и это привело к очень серьезным социальным проблемам — множество людей осталось без средств к существованию. Правительство боролось с этим достаточно негуманными, но соответствующими духу времени, методами. Вспыхивавшие восстания (например, восстание Томаса Кета) подавлялись, ужесточались наказания, принимались законы против бродяг. Например, в 1495 году английский парламент принял статут, предписывающий властям «хватать всех таких бродяг, бездельников и подозрительных и заковывать в колодки, и держать их так три дня и три ночи на хлебе и воде; и по истечении этих трëх дней и трëх ночей выпускать их на волю, приказывая, чтобы те больше не появлялись в городе». Результатом этих мер стало сокращение населения по некоторым оценкам на 30%. Для сравнения, СССР потерял во Второй мировой войне 15% своего населения. Можно представить себе масштабы катастрофы, которая была вызвана сменой технологического уклада.

Понятно, что согнанные с земли люди пополнили строй промышленных рабочих в городах. Но промышленность развивалась недостаточно быстро, чтобы съедать эту высвободившуюся рабочую силу. Поэтому об этой истории остались достаточно тяжелые исторические воспоминания.

В начале лекции я подобрал 24 профессии, в которых на горизонте 10—20 лет ожидается заметное сокращение количества рабочих мест за счет прихода туда современных машин, использующих технологии ИИ и новейшие инженерные достижения. Мы пробежимся по этим 24 профессиям, и по каждой я покажу несколько примеров проектов, направленных на снижение потребности в человеческом труде. На самом деле, стоит затронуть такую тему, и ты понимаешь, что таких профессий отнюдь не 24 и даже не 124. Про каждую из них нужно сделать не один слайд, а минимум 7—8, чтобы более-менее подробно рассказать о том, что происходит в этой области. Тем не менее, я думаю, что после нашей небольшой пробежки вы сможете составить впечатление о масштабах происходящих процессов.


Начнем по алфавиту, первая буква «Б» — бухгалтер. Не знаю, задумывались вы или нет, но до изобретения электронных вычислительных машин в эпоху триумфального шествия индустриальной революции возникла достаточно серьезная потребность в расчетах. Существовали крупные компании, монополии, тресты, которые организовали массовое промышленное производство. Военные корабли, паровозы или самолеты, сходившие с конвейеров заводов в первой половине XX века, были технологически достаточно сложными изделиями, каждое из них состояло зачастую из нескольких тысяч, а то и десятков тысяч деталей. Внутри корпорации осуществлялись операции по учёту и контролю, выполнялись достаточно нетривиальные расчеты в больших объемах.

Понятно, что в начале века туда пришла автоматизация в виде механических, электромеханических счетных устройств, табуляторов (в общем-то, механические устройства использовались для расчётов и раньше, например, знаменитая «Паскалина», но лишь на рубеже XIX и XX веков они стали применяться массово). Но основой всего учета и основой массовых вычислений были людские коллективы.

ceec84d4171a4aa59b80f2d0bf798979.jpg

Справа как раз фотография людей, занятых поточными вычислениями. Во времена создания первых образцов атомного оружия в СССР и США были сформированы большие рабочие группы и сложные вычислительные технологии используемые при организации работы таких групп. Таких людей называли буквально human calculators или human computers. В книге Дэвида Алана Гриера, обложка которой приведена слева, можно более подробно узнать о людях-вычислителях и счётных технологиях того времени. Книга называется «Когда счетчиками (компьютерами) были люди».

Зачастую для вычислений организовывался целый конвейер. Одни девушки, выполнявшие на механических машинках какую-либо операцию, передавали результаты следующему ряду девушек, где осуществлялся следующий рутинный расчёт и так далее. Такой коллектив был способен осуществлять достаточно сложные матричные вычисления. Понятно, что с появлением электронно-вычислительных машин все эти люди лишились работы. Механизация и автоматизация вытесняют не самые примитивные виды труда. Девушки, занимающиеся вычислениями, были представительницами образованных слоев общества. Несмотря на то, что это была достаточно интеллектуальная для своего времени работа, она пала одной из первых жертв вычислительных машин, которые пришли здесь на смену людям.

Это происходит и сейчас по мере того, как в том же самом производстве совершенствуются способы сбора и обработки информации. По мере того, как медленно и со скрипом безбумажные технологии пробивают себе дорогу, количество бухгалтеров и других офисных клерков уменьшается. Если сегодня вы бухгалтер и не обладаете высокой квалификацией, а осуществляете рутинные операции, то, вероятно, где-то в недрах какого-либо стартапа уже разрабатывается система, призванная вас заменить.


Про эти истории все знают достаточно хорошо. Слева вверху Google Car, слева внизу Tesla Model S, оснащённая функцией автопилота. Справа чуть менее известная история: концерн Daimler получил лицензию на проведение испытаний автоматизированных грузовиков, которые затем с большой помпой проехали достаточно длинный маршрут по дорогам штата Невада.

cc13835e84854721bcf3b5f9819ed29e.jpg

Машины движутся друг за другом на очень маленьком расстоянии, потому что автопилот не может заснуть за рулем. За счет этого сразу же достигается прямой экономический эффект. Оказывается, что когда грузовики следуют на такой малой дистанции, снижается сопротивление воздуха и расход топлива на достаточно большом промежутке трассы становится существенно ниже. Если подобная технология найдет массовое применение, то это будет означать практически полное исчезновение профессии водителя.


ad79d917c73040509851bbb350a32684.jpg

Здесь меня даже удивляет только то, что это не произошло раньше. Технологически и технически вождение корабля является более простой задачей, чем вождение автомобиля, из-за менее интенсивного трафика и более низких скоростей. Возможно, проблема была в нехватке инвестиций. Не так много существует в мире городов, которые используют водные артерии в качестве основных транспортных магистралей.

Что касается океанских сухогрузов, танкеров и других больших кораблей, то и сейчас уровень автоматизации управления ими впечатляет. Люди выполняют надзорные функции и иногда участвуют в маневрах в случае интенсивного водного движения в портах. Если сравнить два примерно одинаковых по размерам и водоизмещению военных корабля — американский концепт ракетоносца проекта Arsenal (1996) и японский линкор «Ямато», заложенный в 1937 году, то выяснится, что команда второго в 50 раз больше (2500 человек против 50).

В Амстердаме открыта пятилетняя программа, в рамках которой рассматривается возможность создания транспортной сети на основе автоматизированных плавсредств. Чтобы сэкономить на нэйминге проект назвали просто Roboat, а сэкономленные 25 млн евро решили потратить на то, чтобы к 2017 году получить работающий прототип такой лодки. Словом, водители будут заменяться не только в наземном транспорте, но и в водном.


Не знаю, слышали ли вы о практике компании Amazon в этой области, но эта корпорация успешно внедряет уже восьмое поколение роботизированных складов. Люди, которые интересуются складскими технологиями, хорошо знают, что в мире существует множество компаний, готовых под ваши задачи построить роботизированный склад. Даже в России таких компаний как минимум несколько штук. У Amazon один из самых больших в мире роботизированных складов (если вообще не самый большой), на нем трудится 15 тыс. роботов.

09e8d914b097475b9c1f602d2365f1f2.jpg

Это небольшие тележки высотой всего 30 см, но способные перевозить более 300 кг груза. Согласованным перемещением тележек управляет централизованная система — логистический искусственный интеллект, который стремится оптимизировать все транспортные транзакции внутри склада.

Судя по тому, что это уже восьмое поколение роботизированных складов, технология является полностью жизнеспособной. В основе решения от Amazon — стартап Kiva Systems, приобретённый транснациональным гигантом за 775 млн долларов. Впрочем, Amazon мало и этого, сейчас компания активно ведёт переговоры с правительством, чтобы получить разрешение использовать дроны для доставки небольших грузов на короткие расстояния. Основной предмет торга как раз заключается в том, что по мнению правительства эта технология может быть внедрена только при условии сохранения количества рабочих мест. Точкой преткновения являются именно социальные последствия такой автоматизации.


8583f1e6322b424f9176ba075e5bcc52.png

Понятно, что космос с самого начала принадлежал машинам, из-за сложности условий работы в космическом пространстве, к которым относятся и жесткое излучение, и высокие/сверхнизкие температуры, отсутствие воздуха и куча других проблем. Вдобавок ко всему люди не способны переносить высокие перегрузки, что сильно ограничивает темпы освоения пространства. Если посмотреть статистику пилотируемых полетов, то их количество сильно снизилось по сравнению с 70—80-ми годами. На сегодняшний момент многие специалисты и ученые придерживаются мнения, что людям не нужно летать в космос — это слишком опасно и не слишком эффективно. От человека мало пользы в космосе в случае целого ряда длинных разведывательных миссий.

29 ноября ТАСС со ссылкой на Фонд Перспективных Исследований сообщил, что Россия планирует использовать роботов при строительстве и эксплуатации напланетных баз, в частности на Луне. А в первый полёт на корабле «Федерация» в 2021 году отправится робот «Фёдор». Я думаю, что со временем к нему должны будут присоединиться роботы «Матроскин» и «Шарик».


Когда мы говорили об Amazon, то уже упоминали возможность использования дронов для доставки грузов. Из ярких медийных историй на эту тему вспоминается также PR-акция компании Dodo Pizza, в ходе которой эта фирма продемонстрировала доставку пиццы при помощи коптеров. Впрочем, Госавинадзор быстро указал ретивым стартаперам на места зимовки речных ракообразных, и безобразия были успешно пресечены. Впрочем, как вы понимаете, это не единственный подобный стартап в мире.

381a3991796047948fb143038f9d299e.jpg

Технология дронов находит все более широкое применение во многом в силу роста емкости аккумуляторов. Во многих московских гипермаркетах уже сегодня можно приобрести за 6—7 тыс. рублей вполне функциональный дрон с камерой. И если не большую пиццу, то несколько пирожков он точно может поднять.

DHL, как и Amazon, не хочет оставаться в обозе прогресса. У этой компании уже есть довольно страшная тележка, которая возит посылки. Более консервативные немцы решили не связываться с дронами и довериться старым проверенным колёсам.


5e6339407bd148db9fa0e696a2cc93e2.png

Компания Uber анонсировала серьезную программу по созданию аэротакси VTOL. Это аппарат вертикального взлета, по сути, грузоподъемный дрон. Любопытно то, что машина является полностью беспилотной, и не совсем понятно, что будет с летчиками, которые занимаются пассажирскими перевозками на малые расстояния.


8f8904c77ae049c58b357a654d89c2af.jpg

Эта картинка мне очень нравится, как минимум потому, что японские дизайнеры всегда умеют тонко потроллить. Впрочем, несмотря на юмористическое исполнение, проект призван решить достаточно важную для Японии проблему, связанную с острой нехваткой младшего медицинского персонала. Создатели RoBear ставили перед собой задачу создать специального робота, который будет помогать ухаживать за частично или полностью иммобилизованными пациентами. Машину научили бережно носить человека на механических руках, в том числе по лестнице. Робот оборудован множеством сенсоров, которые помогают обеспечить бережное обращение с больным. С выходом каждой новой модели робот становится легче, последняя модель весит 140 кг (масса предыдущей была около 200). В ближайшие годы подобные механические помощники будут применяться там, где существует дефицит медицинского персонала, но по мере совершенствования и удешевления технологии, по всей видимости, они найдут более широкое применение. Роботы не просят кушать, не устраивают забастовок, не болтают лишнего: словом, с точки зрения бизнеса у них есть множество преимуществ перед людьми.


51199e65181a48b99feee5bb68fed690.jpg

Должен признаться, что одна из рабочих групп, работающих под моим началом, разрабатывает такую систему. Первые пилотные проекты в этом направлении будут запущены уже в начале 2017 года, а к середине 2018 мы рассчитываем на то, что ИИ сможет достичь эффективности работы, сопоставимой со среднестатистическим оператором узкоспециализированного банковского колл-центра. Конечно, это не значит, что половину операторов тут же заменят машины, но определённо фокус кадровой политики будет смещаться от найма низкоквалифицированных операторов, по сути выполняющих механическую работу, к найму сотрудников-интеллектуалов, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

На данный момент в индустрии уже существует весь стек технологий для замены оператора специализированного контактного центра, о них я расскажу чуть позже, чтобы было более понятно, почему мы всерьез рассматриваем проект по созданию такой системы и не считаем, что с ним связаны какие-либо существенные технологические риски.


На сегодняшний день в мире существует довольно много забавных проектов по автоматизации работы повара. На картинке ниже показана антропоморфная машина, но чаще такие проекты ограничиваются набором роборук, как, скажем, в проекте «Автоматическая Кухня» (Automated Kitchen) от Moley Robotics. Используя систему рельсовых направляющих для перемещения различных элементов аппаратного комплекса автоматической кухни можно заодно заменить и официантов, как это сделано в ресторане Baggers (Нюрнберг, Германия). В ближайшие 10—20 лет роботы, по всей видимости, роботы смогут заменить людей при выполнении практически любых рутинных операций на кухне, полностью вытеснив из этой сферы людей.

62db25a9962640a39df9759726e5a2c1.jpg

Из-за дорогой рабочей силы Япония является одним из пионеров в этой области автоматизации. В 1977 году Минору Икисима (Мinoru Ikishimа), владелец сети суши-баров, начал проект по созданию первого в мире суши-робота — машины для автоматизации производства суши. Созданный спустя три года рабочий прототип произвел настоящий фурор. Количество желающих приобрести суши-робота только в одном регионе Японии исчислялось сотнями. Это сподвигло предприимчивого японца задуматься об открытии отдельного бизнеса по производству и поставке оборудования для суши-баров и суши-ресторанов. В настоящий момент на Японию приходится около 70—80% продаж суши-роботов. Используются такие устройства и в России.

Преимущества автоматических поваров очевидны: строгое соблюдение рецептуры и технологии, гарантированное отсутствие прямого контакта с руками человека, повышение производительности труда, возможность объединения процесса приготовления пищи с автоматизированными процессами фасовки и доставки.


Можно ли автоматизировать работу политика? Думаю, что можно, вот только политики, скорее всего, будут дольше всех сопротивляться. В одной из последних серий «Черного зеркала» нарисован дистопичный мир, в котором на смену деньгам пришли оценки, которые люди ставят друг-другу, и на основе которых формируется некий рейтинг, определяющий уровень доступа человека к общественным благам. Хочешь арендовать машину — хорошая машина в аренду только для тех, у кого рейтинг больше 4. Если у тебя рейтинг низкий, то дают развалюху с устаревшим интерфейсом для зарядки.

6e1218ab8798464b804a0afe7d3d60c4.jpg

Ужасный по-своему мир, в котором, однако, возможности демократической системы по сбору обратной связи от населения доведены до своего логического абсолюта. Уже сейчас прямая демократия в обществе технически осуществима, для неё есть все необходимые инструменты: интерфейсы, системы хранения и передачи данных, криптографические схемы, которые позволяют организовать честное голосование.

И тогда возникает вполне логичный вопрос: почему это не внедряется? Опасения властных элит, на мой взгляд, в данном случае заключаются в том, что, если демократия действительно будет работать так, как её описывает идеальная модель из школьного учебника, то мало не покажется никому: мало ли какие решения могут принять люди, не получившие доступа к качественному образованию, не обладающие достаточной полнотой и качеством информации, воспитанные бедностью и улицей? То, что мы сейчас считаем демократией, по своим формальным характеристикам является скорее олигархией: медиа контролируются крупным бизнесом, на политические процессы влияют через лоббирование определенных законов. Подавляющее большинство членов общества в демократических странах номинально участвует в процедуре голосования, но в действительности мнения людей во многом определяется параметрами поступающих к ним информационных потоков, определяемыми отнюдь не демократическим путём. Более того, если в сфере политики принятие решений в развитых странах хотя бы номинально осуществляется в результате демократических процедур, то в сфере хозяйственной решения представляют собой слабо контролируемый произвол собственников крупных компаний, большая часть из которых получили право принятия подобных решений на основании права наследования.

«Есть много истин, правда лишь одна:
Штампованная признанная правда.
Она готовится
Из грязного белья
Под бдительным надзором государства
На все потребности
И вкусы и мозги.
Ее обычно сервируют к кофе
Оттиснутой на свежие листы,
Ее глотают наскоро в трамваях,
И каждый сделавший укол с утра
На целый день имеет убежденья
И политические взгляды:
Может спорить,
Шуметь в собраньях и голосовать».
Максимилиан Волошин. «Путями Каина»

Представители технической интеллигенции, скептически относящиеся как к компетенции собственников бизнеса, так и к способности широких слоёв населения принимать действительно разумные решения, часто поддерживают идею меритократии. Почему бы не экзаменовать людей на наличие у них знаний, необходимых для принятия квалифицированных решений? Допустим, мы будем считать, что голос необразованного человека имеет при голосовании меньший вес, чем голос образованного. Или же сделаем так, что эксперты в какой-то области будут иметь больший вес при принятии решений в своей области, и так далее. За такими схемами всегда стоят различные опасения, которые достаточно воспитанному человеку нельзя озвучивать вслух, ведь демократия является одной из основополагающих декларируемых ценностей первого мира. На мой взгляд корень проблемы с демократией заключается именно в том, каким образом организован доступ к знаниям, к образованию в мире. Как много тратит наше общество на воспитание и образование подрастающего поколения? Почему вместо школ и институтов мы предпочитаем тратить ресурсы на огромный аппарат военного, полицейского и идеологического подавления, призванный бороться с последствиями голода, темноты и неграмотности? Многие современные исследователи считают, что описанные проблемы вполне можно преодолеть, используя именно ресурсы прямой демократии. Такие исследователи как Пол Кокшотт и Аллин Коттрелл из Университета Глазго ещё в начале 90-х в книге «К новому социализму» («Towards new socialism») рассмотрели возможности изменения нашего общества на базе возможностей, предоставляемых прогрессом новых информационных технологий.


С автоматическими продавцами, я думаю, все уже сталкивались. Помимо вендинговых автоматов, установленных сейчас практически на каждом углу, запущено в работу множество полностью автоматизированных супермаркетов. Такие магазины давно перестали быть диковинкой в Европе, где их уже довольно много, открываются первые подобные торговые предприятия и в России. Например, «Ашан» открыл первый автоматизированный супермаркет в Калуге ещё в 2009 году.

48c9c1e0d0bb473bb949cb8e7b0a6c10.jpg

Существует несколько возможных моделей автоматизации работы супермаркета. Это и простые кассы самообслуживания, когда вы оплачиваете покупки на выходе при помощи специального терминала. Понятно, что при такой схеме всё равно необходим штат надзирателей-охранников. Их численность во многом зависит от уровня социальной ответственности населения. В конце концов и в нашем советском прошлом уже были «автоматические кондукторы», простые устройства, позволяющие пассажиру самостоятельно отматывать билетики, положив затем в деньгоприёмник соответствующую сумму денег. Думаю, что подобная схема в ритейле выглядит на сегодняшний момент слишком фантастичной, но снабжённая некоторым разумным сочетанием автоматизированного и ручного контроля вполне может порождать к жизни рабочие бизнес-модели. Экспериментальный магазин Amazon Go в Сиэтле осуществляет автоматический трэкинг товаров при помощи QR-меток — помещение товара в корзину, возврат его на полку, выход для оплаты в кассовую зону. Тиражирование проекта планируется начать через четыре года.

Есть и другая схема — самодвижущаяся тележка для покупателя, снабжённая платежным терминалом. Обычный интернет-магазин тоже, по сути, является разновидностью торговой автоматизации, доля онлайн-покупок существенно выросла за последнее десятилетие.


На эту тему у меня есть интересное видео: так уже сегодня делают машины KIA.

На Youtube есть куча роликов с разной промышленной автоматизацией, их бесконечное количество. Можете погуглить, robotic lathe, всякие роботизированные станки токарно-фрезерные — это очень красивые машины, которые вытворяют совершенно невообразимые вещи. В производственной сфере машины давно и уверенно теснят людей, оставляя им лишь функции разработки, наладки и сопровождения.


6a6e083ac3b1470a88f69878adbbec83.jpg

До тех пор пока нам ещё нужны люди на заводах, будут нужны и роботы, способные безопасно работать рядом с этими людьми, так называемые коллаборативные роботы. Самый известный сегодня пример такого робота — Baxter, созданный компаний Rethink Robotics. Теперь новая компания Tend.ai разработала роборуку, к которой можно прикрепить обычную веб-камеру. Предполагается, что роборука облегчит процесс работы с множеством 3D-принтеров. Она предназначена помогать с «обслуживанием станков», помещая материал в 3D-принтеры и извлекая из них готовые изделия. Tend.ai — это не единственный стартап, призванный по сути «заткнуть» прорехи в автоматизации производственных процессов, возникающие на месте стыка нескольких разнородных технологических решений. Запрограммировав роборуку на выполнение тех или иных несложных операций, можно избавиться от части сотрудников, занятых подачей материалов, рутинным обслуживанием производственных механизмов, перемещением промежуточных результатов работы в производственном пространстве.


Сегодняшние виртуальные ассистенты пока не совсем выполняют функции секретарей, но они к этому стремятся. Множество относительно простых функций, которые раньше выполнял секретарь, виртуальный помощник может выполнять уже сейчас. Заказ билета на самолет, в театр или кино, поиск информации в сети, набор текста под диктовку — всё это под силу продвинутому прикладному ИИ.

2882193f443244e4bae16c351f8ccb0a.jpg

Умный человек-ассистент полезен тем, что может выполнять сравнительно сложные, творческие задания, поэтому ему, скорее всего, ничего и не грозит в ближайшие 10 лет. А вот у человека, который выполняет поручения из серии «позвони туда, купи это», даже в пределах довольно короткого временного горизонта могут возникнуть серьёзные проблемы с трудоустройством.


В некоторых странах это полноценная профессия, поэтому мы посмотрим, как и в эту сферу приходит автоматизация. Тема эта интересная, волнует в той или иной мере практически всех, по ней есть множество статей и обсуждений разной степени серьёзности. Размышляют обычно о том, этично или нет заниматься сексом или даже просто флиртовать с машинами, какие есть в этом вопросе плюсы, минусы, подводные камни, к чему это всё нас приведет. Пока одни точат лясы, другие выводят промышленные образцы на рынок.

c9a83159065c48509bfff37ef1ea6b52.jpg

Разработка Roxy была представлена ещё в 2010 году. Сейчас она производится в промышленных масштабах. В 2010 году компания-разработчик получила 4000 предварительных заказов. Как говорят, все вполне реалистично. И даже аккумулятора хватает на три часа. Думаю, этого более чем достаточно, в крайнем случае перед окончательной разрядкой робот может пожаловатся на то, что он устал и у него болит голова. Впрочем, сейчас появились литий-металлические аккумуляторы, поэтому можно будет удвоить время работы машины.

Эта разработка обошлась в 1 млн долларов. Достаточно скромный стартап по меркам бизнеса.


6bd00d54f61649b281e971a10e1f10b3.jpg

Понятно, что военные с их астрономическими бюджетами очень часто оказываются в области автоматизации впереди планеты всей. На весь мир прославились американские ударные дроны, которые себя то ли хорошо, то ли плохо зарекомендовали (смотря, с какой стороны на это смотреть). Старается не отставать и Россия — на картинке справа машины из роботизированного ударного комплекса «Уран-9», об испытании которого в Сирии недавно сообщили СМИ. С возможностями комплекса можно ознакомиться в целом ряде видео на YouTube:

А вот и альтернативная разработка:

Трудно сказать, каковы реальные успехи авторов этого проекта, но ролик получился залихватский. Мечта о телеуправляемых машинах для убийства достаточно давняя. С 1929 года в СССР велась активная разработка телетанков, но тогда эта технология в силу ряда инженерных ограничений не смогла пробить себе дорогу в жизнь. Ещё до появления современных ударных дронов было создано множество разведовательных машин, но всё-таки дроны — это устройства телеуправляемые, они не совсем роботы, для управления дроном всё ещё нужен человек. Можно ли давать роботу оружие в руки и позволять убивать людей? На эту тему сломано множество копий в жарких онлайн-спорах и в прессе, но лично я думаю, что военные не собираются особенно слушать мнения гражданских экспертов. В отношении любой телеуправляемой машины всегда существует угроза разрыва канала связи. Сегодня существуют достаточно эффективные средства электромагнитной борьбы. Понятно, что если ты воюешь в Афганистане с армией, оснащённой по канонам прошлого столетия, то это, вероятно, не самая большая проблема. Но если ты сталкиваешься с более технологически развитым противником, то вероятные меры противодействия имеют все шансы существенно снизить эффективность применения телеуправляемых машин. Поэтому уже сейчас подобным машинам предоставляются определенные возможности действий в условиях разрыва связи с оператором.

Для начала это могут быть достаточно простые алгоритмы, наподобие подрыва машины с уничтожением того, что находится рядом с ней. От такого устройство нужно сделать совсем небольшой шаг вперёд, чтобы получить полноценного боевого робота.

Довольно интересный ролик появился пару месяцев назад на Youtube. Очередную нейронную сеть научили играть в Doom, ориентируясь только на картинку с монитора. Такие проекты неплохо демонстрируют потенциальные возможности современных технологий на поле битвы.

Лично мне, впрочем, больше всего нравится вот эта короткометражка:


Я всегда думал, что в этой сфере с самого начала было очень много роботов. Когда читаешь примеры таких рекламных кампаний, то понимаешь, что если это и люди, то они уже низведены до уровня несложных механизмов. Не знаю, как вам, а мне как активному пользователю социальных сетей каждый день приходит две-три заявки от каких-то аккаунтов, у которых либо нет со мной общих друзей, либо два-три общих друга. И я их каждый месяц мониторю и разгребаю, захожу на страницы, смотрю, что там написано, что там в комментах. Пытаюсь понять, это живой человек меня зафрендил или просто штука, которая потом пригласит меня в очередную группу, добавит в какой-то нелепый чат, будет слать приглашения и так далее.

f046b735753e4da3ab2caaf14a938bf6.png

И с каждым месяцем это становится сложнее понять. Потому что изготовить правдоподобного пользователя соцсети очень несложно: сгенерировать стену из каких-то репостов, взять современную разговорную модель на LSTM-нейросети. То, что рекламные боты сейчас не являются достаточно изощрёнными, чтобы обмануть практически любого, не означает, что для этого не хватает нужных технологий. На самом деле сегодня очень простой бот может легко обмануть 90% людей, а тратить дополнительные средства на что-то более технологически продвинутое без веских причин никто не станет.

Преимущества ботов в том, что они не спят, не едят, четко следуют установленным правилам. Иногда это минус, но зачастую лучше, чем творчество недалёких людей-SMM-щиков, которые нет-нет, да и напишут что-то такое, от чего потом придется долго отмываться.


6656c25ac3ea468da1a119b9d0474f2f.jpg

В своём поведении за последние годы я заметил забавную девиацию. У меня есть шахматная программа, наверное, вы уже прочитали в анонсе, что я занимаюсь шахматным программированием. И я стал ловить себя на мысли, что люблю просто смотреть на то, как шахматные движки играют между собой. В основном работа над программой заключается в том, что короткие периоды внесения изменений в код, занимающие редко больше 10—20 минут в день, сменяются длинными сериями игр разных версий программы между собой. Обычно программы должны сыграть друг с другом минимум 2—3 тысячи партий, чтобы можно было с достаточной степенью уверенности сделать вывод о том, усилили внесённые изменения программу или, напротив, ослабили. Машины на коротких контролях играют в очень красивые шахмат

© Geektimes