Экзотические структуры данных: Modified Merkle Patricia Trie

«Какого дьявола я должен помнить наизусть все эти чёртовы алгоритмы и структуры данных?».

Примерно к этому сводятся комментарии большинства статей про прохождение технических интервью. Основной тезис, как правило, заключается в том, что всё так или иначе используемое уже реализовано по десять раз и с наибольшей долей вероятности заниматься этим рядовому программисту вряд ли придётся. Что ж, в какой-то мере это верно. Но, как оказалось, реализовано не всё, и мне, к сожалению (или к счастью?) создавать Структуру Данных всё-таки пришлось.

Загадочное Modified Merkle Patricia Trie.

Так как на хабре информации об этом дереве нет вообще, а на медиуме — немногим больше, хочу поведать о том, что же это за зверь, и с чем его едят.

КДПВ


Что это?

Disclaimer: основным источником информации при реализации для меня являлись Yellow paper, а также исходные коды parity-ethereum и go-ethereum. Теоретической информации по поводу обоснования тех или иных решений было минимум, поэтому все выводы по поводу причин принятия тех или иных решений — мои личные. В случае, если я в чем-то заблуждаюсь — буду рад исправлениям в комментариях.

Дерево — структура данных, представляющая собой связный ациклический граф. Тут всё просто, все с этим знакомы.

Префиксное дерево — корневое дерево, в котором можно хранить пары ключ-значение за счёт того, что узлы делятся на два типа: те, что содержат часть пути (префикс), и конечные узлы, которые содержат хранимое значение. Значение присутствует в дереве тогда и только тогда, когда мы, используя ключ, можем пройти от корня дерева весь путь и в конце найти узел со значением.

PATRICIA-дерево — это префиксное дерево, в котором префиксы бинарны — то есть, каждый узел-ключ хранит информацию об одном бите.

Дерево Мёркла — это дерево хешей, построенное над какой-то цепочкой данных, агрегирующее эти самые хеши в один (корневой), хранящий информацию о состоянии всех блоков данных. То есть, корневой хеш — это эдакая «цифровая подпись» состояния цепи блоков. Используется эта штука активно в блокчейне, и подробнее про неё можно почитать тут.

Тяжелая это работа...

Итого: Modified Merkle Patricia Trie (далее MPT для краткости) — это дерево хешей, хранящее пары ключ-значение, при этом ключи представлены в бинарном виде. А в чем именно заключается «Modified» мы узнаем чуть позже, когда будем обсуждать реализацию.


Зачем это?

MPT используется в проекте Ethereum для хранения данных об аккаунтах, транзакциях, результатах их выполнения и прочих данных, необходимых для функционирования системы.
В отличие от Bitcoin, в котором состояние неявно и вычисляется каждым узлом самостоятельно, в эфире баланс каждого аккаунта (а также ассоциированные с ним данные) хранятся непосредственно в блокчейне. Более того, нахождение и неизменность данных должны быть обеспечены криптографически — мало кто станет пользоваться криптовалютой, в которой баланс случайного аккаунта может измениться без объективных на то причин.

Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики Ethereum — это создание структуры данных, которая позволяет эффективно хранить пары ключ-значение и при этом обеспечивать верификацию хранимых данных. Так и появилось MPT.


Как это?

MPT является префиксным PATRICIA-деревом, в котором ключами являются последовательности байтов.

Ребрами в данном дереве являются последовательности нибблов (половинок байтов). Соответственно, у одного узла может быть до шестнадцати потомков (соответствующих веткам от 0×0 до 0xF).

Узлы делятся на 3 вида:


  • Branch node. Узел, используемый для ветвления. Содержит до от 1 до 16 ссылок на дочерние узлы. Также может содержать значение.
  • Extension node. Вспомогательный узел, который хранит какую-то часть пути, общую для нескольких дочерних узлов, а также ссылку на branch node, лежащий далее.
  • Leaf node. Узел, содержащий часть пути и хранимое значение. Является конечным в цепочке.

Как уже было упомянуто, MPT строится поверх другого kv-хранилища, в котором хранятся узлы в виде «ссылка» => »RLP-закодированный узел».

И тут мы встречаемся с новым понятием: RLP. Если коротко — то это метод кодирования данных, представляющих собой списки или байтовые последовательности. Пример: [ "cat", "dog" ] = [ 0xc8, 0x83, 'c', 'a', 't', 0x83, 'd', 'o', 'g' ]. Вдаваться в подробности я особо не буду, и в реализации для этого использую готовую библиотеку, поскольку освещение еще и данной темы слишком раздует и без того немаленькую статью. Если же вам всё же интересно, более подробно вы можете почитать тут. Мы же ограничимся тем, что мы можем закодировать данные в RLP и раскодировать их обратно.

Ссылка на узел же определяется следующим образом: в случае, если длина RLP-закодированного узла составляет 32 или более байт, то ссылкой является keccak-хеш от RLP-представления узла. Если же длина меньше 32 байт, то ссылкой является само RLP-представление узла.

Очевидно, что во втором случае сохранять узел в базу данных не нужно, т.к. он целиком будет сохранен внутри родительского узла.

Узлы бывают разные

Комбинация трёх видов узлов позволяет эффективно хранить данные и в случае, когда ключей мало (тогда большая часть путей будет храниться в extension и leaf нодах, а branch-узлов будет мало), и в случае, когда узлов много (пути не будут храниться явно, а будут «собираться» во время прохода по branch нодам).

Полный пример дерева, использущего все виды узлов:

Дерево полное, но не толстое

Как вы могли заметить, хранимые части путей имеют префиксы. Префиксы нужны для нескольких целей:


  1. Чтобы отличать extension-узлы от leaf-узлов.
  2. Чтобы выравнивать последовательности, состоящие из нечетного количества нибблов.

Правила создания префиксов очень просты:


  • Префикс занимает 1 ниббл. Если длина пути (без учета префикса) нечетная, то путь начинается сразу же после префикса. Если длина пути четная — для выравнивания после префикса сперва добавляется ниббл 0×0.
  • Префикс изначально равен 0×0.
  • Если длина пути нечетная, то к префиксу добавляется 0×1, если четная — 0×0.
  • Если путь ведет к Leaf-узлу, то к префиксу добавляется 0×2, если к Extension узлу — 0×0.

На битиках, думаю, будет понятнее:

0b0000 => четная длина, Extension узел
0b0001 => нечетная длина, Extension узел
0b0010 => четная длина, Leaf узел
0b0011 => нечетная длина, Leaf узел


Удаление, которое не удаление

Несмотря на то, что дерево имеет операцию удаления узлов, на самом деле всё, что однажды было добавлено, остается в дереве навсегда.

Нужно это для того, чтобы не создавать полное дерево для каждого блока, а хранить только разницу между старой и новой версией дерева.

Соответственно, используя разные root-хеши в качестве точки входа, мы сможем получить любое из состояний, в котором когда-либо пребывало дерево.

Что написано пером...

Это не все оптимизации. Там есть ещё, но об этом не будем — и так статья большая. Впрочем, можете почитать сами.


Реализация

С теорией покончено, переходим к практике. Использовать будем лингва франка от мира IT, то бишь python.

Так как кода будет много, и для формата статьи многое придется сокращать и разделять, сразу же оставлю ссылку на github.
В случае необходимости, там можно посмотреть на картину целиком.

Для начала определим интерфейс дерева, который мы хотим получить в итоге:

class MerklePatriciaTrie:
    def __init__(self, storage, root=None):
        pass

    def root(self):
        pass

    def get(self, encoded_key):
        pass

    def update(self, encoded_key, encoded_value):
        pass

    def delete(self, encoded_key):
        pass

Интерфейс предельно прост. Доступные операции — получение, удаление, вставка и измененение (объединенные в update), а также получение корневого хеша.

В метод __init__ будет передаваться хранилище — dict-like структура данных, в которой мы будем хранить узлы, а также root — «вершина» дерева. В случае, если в качестве root передан None — считаем, что дерево пустое и работаем с нуля.

_Ремарка: возможно, вам интересно, почему переменные в методах названы как encoded_key и encoded_value, а не просто key/value. Ответ прост: по спецификации все ключи и значения должны быть закодированы в RLP. Мы же этим себя утруждать не будем и оставим сие занятие на плечи пользователей библиотеки._

Однако, прежде чем мы приступим к реализации самого дерева, необходимо сделать две важных вещи:


  1. Реализовать класс NibblePath, представляющий собой цепочки нибблов, чтобы не кодировать их вручную.
  2. Реализовать класс Node и в рамках данного класса — Extension, Leaf и Branch.


NibblePath

Итак, NibblePath. Так как по дереву мы будем активно передвигаться, основой функциональности нашего класса должна быть возможность задавать «смещение» от начала пути, а также получать конкретный ниббл. Зная это, определим основу нашего класса (а также пару полезных констант для работы с префиксами далее):

class NibblePath:
    ODD_FLAG = 0x10
    LEAF_FLAG = 0x20

    def __init__(self, data, offset=0):
        self._data = data  # Данные, по которым итерируемся.
        self._offset = offset  # Насколько мы сдвинулись от начала

    def consume(self, amount):
        # "Поглощение" N нибблов можно реализовать через увеличение смещения.
        self._offset += amount
        return self

    def at(self, idx):
        # Определяем индекс нужного нам ниббла
        idx = idx + self._offset

        # Зная номер нужного ниббла, рассчитываем номер байта, в котором он лежит,
        # а также определяем, нужный нам ниббл - первый или второй в этом байте.
        byte_idx = idx // 2
        nibble_idx = idx % 2

        # Берем нужный байт.
        byte = self._data[byte_idx]

        # Берем нужный ниббл в этом байте.
        nibble = byte >> 4 if nibble_idx == 0 else byte & 0x0F

        return nibble

Всё довольно просто, не так ли?

Осталось написать только функции для кодирования и декодирования последовательности нибблов.

class NibblePath:
    # ...

    def decode_with_type(data):
        # Смотрим на флаги:
        # определяем, четное или нечетное количество нибблов, а также тип узла.
        is_odd_len = data[0] & NibblePath.ODD_FLAG == NibblePath.ODD_FLAG
        is_leaf = data[0] & NibblePath.LEAF_FLAG == NibblePath.LEAF_FLAG

        # Если количество нибблов четное, то за нибблом префикса
        # идёт пустой ниббл выравнивания. offset укажет нам,
        # сколько нибблов нужно пропустить до начала "актуальных" данных.
        offset = 1 if is_odd_len else 2

        return NibblePath(data, offset), is_leaf

    def encode(self, is_leaf):
        output = []

        # Для начала нужно определить, четное или нечетное количество у нас нибблов.
        nibbles_len = len(self._data) * 2 - self._offset
        is_odd = nibbles_len % 2 == 1

        # Определяем префикс.
        prefix = 0x00
        # Если количество нибблов нечетное, то выравнивание не нужно.
        # Сразу же берем первый ниббл (self.at(0)) и добавляем к байту префикса.
        # В противном случае за нибблом префикса должен быть пустой ниббл (0x0).
        prefix += self.ODD_FLAG + self.at(0) if is_odd else 0x00
        # Устанавливаем флаг, обозначающий Leaf node, если нужно.
        prefix += self.LEAF_FLAG if is_leaf else 0x00

        output.append(prefix)

        # Определяем, добавили ли мы уже один ниббл, или нет.
        pos = nibbles_len % 2

        # К этому моменту количество нибблов уже выравнено и кратно двум,
        # поэтому просто берем по 2 ниббла, формируем из них байт,
        # и добавляем к закодированной последовательности,
        # пока путь не кончится.
        while pos < nibbles_len:
            byte = self.at(pos) * 16 + self.at(pos + 1)
            output.append(byte)
            pos += 2

        return bytes(output)

В принципе, это минимум, необходимый для удобной работы с нибблами. Разумеется, в настоящей реализации есть еще некоторое количество вспомогательных методов (таких как combine, сливающий два пути в один), но их реализация весьма тривиальна. Если интересно — полную версию можно найти тут.


Node

Как мы уже знаем, узлы у нас делятся на три вида: Leaf, Extension и Branch. Все они могут быть закодированы и декодированы, а единственное отличие — данные, которые хранятся внутри. Если честно, тут так и просятся алгебраические типы данных, и на Rust, например, я бы написал что-то в духе:

pub enum Node<'a> {
    Leaf(NibblesSlice<'a>, &'a [u8]),
    Extension(NibblesSlice<'a>, NodeReference),
    Branch([Option; 16], Option<&'a [u8]>),
}

Однако, в питоне как таковых АТД нет, поэтому мы определим класс Node, а внутри него — три класса, соответствующие типам узлов. Кодирование реализуем непосредственно в классах узлов, а декодирование — в классе Node.

Реализация, тем не менее, элементарна:

Leaf:

class Leaf:
    def __init__(self, path, data):
        self.path = path
        self.data = data

    def encode(self):
        # Закодированная версия узла -- список из двух элементов,
        # где первый - путь нибблов, а второй - хранимые данные.
        return rlp.encode([self.path.encode(True), self.data])

Extension:

class Extension:
    def __init__(self, path, next_ref):
        self.path = path
        self.next_ref = next_ref

    def encode(self):
        # Закодированная версия узла -- список из двух элементов,
        # где первый - путь нибблов, а второй - ссылка на следующий узел.
        next_ref = _prepare_reference_for_encoding(self.next_ref)
        return rlp.encode([self.path.encode(False), next_ref])

Branch:

class Branch:
    def __init__(self, branches, data=None):
        self.branches = branches
        self.data = data

    def encode(self):
        # Закодированная версия узла -- список из семнадцати элементов, где
        # первые 16 - ссылки на дочерние узлы (некоторые могут отсутствовать),
        # а семнадцатый - хранимые данные (также могут отсутствовать).
        branches = list(map(_prepare_reference_for_encoding, self.branches))
        return rlp.encode(branches + [self.data])

Всё очень просто. Единственное, что может вызвать вопросы — функция _prepare_reference_for_encoding.

Тут каюсь, пришлось использовать небольшой костыль. Дело в том, что используемая библиотека rlp декодирует данные рекурсивно, а ссылка на другой узел, как мы знаем, может быть rlp-данными (в случае, если длина закодированного узла менее 32 символов). Работать с ссылками в двух форматах — байты хеша и декодированная нода — весьма неудобно. Поэтому я написал две функции, которые после расшифровки узла возвращают ссылки в формат байтов, а перед сохранением, если нужно, декодируют их. Вот эти функции:

def _prepare_reference_for_encoding(ref):
    # Если ссылка короткая (то есть, не является хешом) -- раскодируем её.
    # Перед сохранением она будет закодирована обратно :)
    if 0 < len(ref) < 32:
        return rlp.decode(ref)

    return ref

def _prepare_reference_for_usage(ref):
    # Если ссылка была раскодирована - кодируем её обратно.
    # В результате вне зависимости от типа ссылки работаем с байтиками.
    if isinstance(ref, list):
        return rlp.encode(ref)

    return ref

Закончим с узлами, написав класс Node. В нём будет всего 2 метода: раскодировать узел и превратить узел в ссылку.


class Node:
    # class Leaf(...)
    # class Extension(...)
    # class Branch(...)

    def decode(encoded_data):
        data = rlp.decode(encoded_data)

        # 17 элементов - гарантированно Branch узел.
        if len(data) == 17:
            branches = list(map(_prepare_reference_for_usage, data[:16]))
            node_data = data[16]
            return Node.Branch(branches, node_data)

        # Если узлов не 17, значит их 2. И первый - путь.
        # Декодируем его и смотрим на то, что же это за узел.
        path, is_leaf = NibblePath.decode_with_type(data[0])
        if is_leaf:
            return Node.Leaf(path, data[1])
        else:
            ref = _prepare_reference_for_usage(data[1])
            return Node.Extension(path, ref)

    def into_reference(node):
        # Превращаем узел в ссылку.
        # Если длина закодированного узла меньше 32 байтов,
        # то ссылка - сам закодированный узел.
        # В противном случае считаем хеш от данных.
        encoded_node = node.encode()
        if len(encoded_node) < 32:
            return encoded_node
        else:
            return keccak_hash(encoded_node)


Перерыв

Фух! Информации получается много. Думаю, самое время отдохнуть. Вот вам ещё один котик:

На перерыве можно и перекусить

Милота, правда? Ладно, вернемся к нашим деревьям.


MerklePatriciaTrie

Ура — вспомогательные элементы готовы, переходим к самому вкусному. На всякий случай напомню интерфейс нашего дерева. Заодно реализуем метод __init__.

class MerklePatriciaTrie:
    def __init__(self, storage, root=None):
        self._storage = storage
        self._root = root

    def root(self):
        pass

    def get(self, encoded_key):
        pass

    def update(self, encoded_key, encoded_value):
        pass

    def delete(self, encoded_key):
        pass

А вот с оставшимися методами будем разбираться по одному.


get

Метод get (как, в принципе, и остальные методы) будут у нас состоять из двух частей. Сам метод будет производить подготовку данных и приведение результата к ожидаемой форме, тогда как настоящая работа будет происходить внутри вспомогательного метода.

Основной метод чрезвычайно прост:

class MerklePatriciaTrie:
    # ...
    def get(self, encoded_key):
        if not self._root:
            raise KeyError

        path = NibblePath(encoded_key)

        # Вспомогательному методу нужно передать ссылку на
        # корневой узел, а так же путь, по которому нужно пройти.
        result_node = self._get(self._root, path)

        if type(result_node) is Node.Extension or len(result_node.data) == 0:
            raise KeyError

        return result_node.data

Впрочем, _get не сильно сложнее: для того, чтобы добраться до искомого узла, нам нужно пройти от корня весь предоставленный путь. Если в конце мы обнаружили узел с данными (Leaf или Branch) — ура, данные получены. Если же пройти не удалось — то искомый ключ отсутствует в дереве.

Реализация:

class MerklePatriciaTrie:
    # ...
    def _get(self, node_ref, path):
        # Получаем ноду по ссылке из хранилища.
        node = self._get_node(node_ref)

        # Если путь пустой -- наше приключение закончено.
        # Родительский метод проверит, есть ли в этой ноде данные.
        if len(path) == 0:
            return node

        if type(node) is Node.Leaf:
            # Если мы дошли до Leaf-узла, то либо это наш узел,
            # либо нужный ключ отсутсвует в дереве.
            if node.path == path:
                return node

        elif type(node) is Node.Extension:
            # Если текущий узел -- Extension, нам нужно спускаться дальше.
            if path.starts_with(node.path):
                rest_path = path.consume(len(node.path))
                return self._get(node.next_ref, rest_path)

        elif type(node) is Node.Branch:
            # Если текущий узел -- Branch, просто идём в соответствующую ветку.
            # Заботиться о том, что путь окончен и нам нужны данные из этого узла
            # не нужно: это уже проверено в начале метода.
            branch = node.branches[path.at(0)]
            if len(branch) > 0:
                return self._get(branch, path.consume(1))

        # Если мы оказались тут, значит ни один из приемлемых вариантов не сработал,
        # и ключ в дереве отсутствует.
        raise KeyError

Ну и заодно напишем методы для сохранения и загрузки узлов. Они простые:

class MerklePatriciaTrie:
    # ...
    def _get_node(self, node_ref):
        raw_node = None
        if len(node_ref) == 32:
            raw_node = self._storage[node_ref]
        else:
            raw_node = node_ref
        return Node.decode(raw_node)

    def _store_node(self, node):
        reference = Node.into_reference(node)
        if len(reference) == 32:
            self._storage[reference] = node.encode()
        return reference


update

Метод update уже интереснее. Просто пройти до конца и вставить Leaf-узел получится далеко не всегда. Вполне вероятна ситуация, что точка разделения ключей будет находиться где-то внутри уже сохраненного Leaf или Extension узла. В таком случае придется их разделить и создать несколько новых узлов.

В целом, всю логику можно описать следующими правилами:


  1. Пока путь целиком совпадает с уже имеющимися узлами, рекурсивно спускаемся по дереву.
  2. Если путь окончен и мы находимся в Branch или Leaf узле — значит, update просто обновляет значение, соответствующее данному ключу.
  3. Если пути разделились (то есть, мы не обновляем значение, а вставляем новое), и мы находимся в Branch-узле — создаем Leaf-узел и указываем ссылку на него в соответствующей ветке Branch-узла.
  4. Если пути разделились и мы находися в Leaf или Extension узле — нам нужно создать Branch узел, разделяющий пути, а также, если необходимо — Extension узел для общей части пути.

Давайте постепенно выражать это в коде. Почему постепенно? Потому что метод большой и скопом его понять будет тяжеловато.
Впрочем, ссылку на полный метод я оставлю тут.

class MerklePatriciaTrie:
    # ...
    def update(self, encoded_key, encoded_value):
        path = NibblePath(encoded_key)

        result = self._update(self._root, path, encoded_value)

        self._root = result

    def _update(self, node_ref, path, value):
        # Если ссылка на узел не предоставлена (например, дерево пока пустое),
        # значит нам нужно просто создать новый узел.
        if not node_ref:
            return self._store_node(Node.Leaf(path, value))

        # В противном случае мы смотрим на тип текущего узла
        # и ориентируемся по ситуации.
        node = self._get_node(node_ref)

        if type(node) == Node.Leaf:
            ...

        elif type(node) == Node.Extension:
            ...

        elif type(node) == Node.Branch:
            ...

Общей логики довольно мало, все самое интересное находится внутри ifов.


if type(node) == Node.Leaf

Сперва разберемся с Leaf узлами. С ними возможны всего 2 сценария:


  1. Остаток пути, по которому мы идём, полностью совпадает с путём, хранящимся в Leaf-узле. В таком случае нам нужно просто поменять значение, сохранить новый узел и вернуть ссылку на него.


  2. Пути отличаются.
    В таком случае нужно создать Branch узел, который разделит эти два пути.
    Если один из путей пуст — то его значение перекочует непосредственно в Branch-узел.
    В противном случае, нам придется создать два Leaf-узла, укороченных на длину общей части путей + 1 ниббл (этот ниббл будет обозначен индексом соответствующей ветки Branch-ноды).


Также нужно будет проверить, есть ли общая часть пути, чтобы понять, нужно ли нам создавать ещё и Extension-узел.

В коде это будет выглядеть так:

if type(node) == Node.Leaf:
    if node.path == path:
        # Пути совпадают. Просто обновляем значение и сохраняем новый узел.
        node.data = value
        return self._store_node(node)

    # Нам нужно разделить узлы.

    # Ищем общую часть путей.
    common_prefix = path.common_prefix(node.path)

    # Обрезаем общую часть от обоих путей.
    path.consume(len(common_prefix))
    node.path.consume(len(common_prefix))

    # Создаем Branch узел.
    branch_reference = self._create_branch_node(path, value, node.path, node.data)

    # Проверяем, нужен ли нам Extension-узел.
    if len(common_prefix) != 0:
        return self._store_node(Node.Extension(common_prefix, branch_reference))
    else:
        return branch_reference

Процедура _create_branch_node выглядит следующим образом:

def _create_branch_node(self, path_a, value_a, path_b, value_b):
    # Создаем ветки для Branch-узла.
    branches = [b''] * 16

    # Определяем, будут ли в нашем Branch-узле данные.
    branch_value = b''
    if len(path_a) == 0:
        branch_value = value_a
    elif len(path_b) == 0:
        branch_value = value_b

    # Создаем внутри веток Leaf-узлы, если необходимо.
    self._create_branch_leaf(path_a, value_a, branches)
    self._create_branch_leaf(path_b, value_b, branches)

    # Сохраняем Branch-узел и возвращаем на него ссылку.
    return self._store_node(Node.Branch(branches, branch_value))

def _create_branch_leaf(self, path, value, branches):
    # Смотрим, нужен ли нам вообще Leaf-узел.
    if len(path) > 0:
        # Берем первый ниббл (индекс ветки).
        idx = path.at(0)

        # Создаем Leaf-узел с остатком пути, кладем его в соответствующую ветку.
        leaf_ref = self._store_node(Node.Leaf(path.consume(1), value))
        branches[idx] = leaf_ref


if type(node) == Node.Extension

В случае с Extension-узлом всё похоже на Leaf-узел.


  1. Если путь из Extension-узла является префиксом для нашего пути — просто рекурсивно движемся дальше.


  2. В противном случае нам нужно сделать разделение с использованием Branch-узла, как и в вышеописанном случае.


Соответственно, код:

elif type(node) == Node.Extension:
    if path.starts_with(node.path):
        # Просто движемся дальше и обновляем ссылку в текущем узле.
        new_reference = \
            self._update(node.next_ref, path.consume(len(node.path)), value)
        return self._store_node(Node.Extension(node.path, new_reference))

    # Разделяем Extension-узел.

    # Находим общую часть для путей.
    common_prefix = path.common_prefix(node.path)

    # Делаем обрезание.
    path.consume(len(common_prefix))
    node.path.consume(len(common_prefix))

    # Создаем Branch-узел и, если нужно, добавляем в него значение.
    branches = [b''] * 16
    branch_value = value if len(path) == 0 else b''

    # По необходимости создаем дочерние Leaf- и Extension- узлы.
    self._create_branch_leaf(path, value, branches)
    self._create_branch_extension(node.path, node.next_ref, branches)

    branch_reference = self._store_node(Node.Branch(branches, branch_value))

    # Проверяем, нужен ли нам Extension-узел.
    if len(common_prefix) != 0:
        return self._store_node(Node.Extension(common_prefix, branch_reference))
    else:
        return branch_reference

Процедура _create_branch_extension логически эквивалентна процедуре _create_branch_leaf, но работает с Extension-узлом.


if type(node) == Node.Branch

А вот с Branch-узлом всё просто. Если путь пустой — мы просто сохраняем в текущем Branch-узле новое значение. Если же путь не пустой — «откусываем» от него один ниббл и рекурсивно идём ниже.

Код, думаю, в комментариях не нуждается.

elif type(node) == Node.Branch:
    if len(path) == 0:
        return self._store_node(Node.Branch(node.branches, value))

    idx = path.at(0)
    new_reference = self._update(node.branches[idx], path.consume(1), value)

    node.branches[idx] = new_reference

    return self._store_node(node)


delete

Фух! Остался последний метод. Он же — самый веселый. Сложность удаления заключается в том, что нам необходимо вернуть структуру в то состояние, в которое она попала бы, если бы мы проделали всю цепочку update-ов, исключив только удаляемый ключ.

Это крайне важно, так как в противном случае возможна ситуация, в которой для двух деревьев, содержащих одни и те же данные, будет отличаться корневой хеш. А такая «особенность», как вы понимаете, перечеркнет весь смысл данной структуры данных.

Данное требование порождает довольно большое количество возможных сценариев действий. Более того, функция на N-ном уровне вложенности после непосредственно удаления должна будет знать, что произошло на N+1 уровне. Для этого мы введем дополнительный enum — DeleteAction, который будем возвращать наверх.

Выглядить остов метода delete будет следующим образом:

class MerklePatriciaTrie:
    # ...

    # Enum, показывающий, что за действие было произведено на предыдущем шаге удаления.
    class _DeleteAction(Enum):
        # Узел был полностью удален.
        # Когда мы возвращаем данный вариант,
        # возвращаемым типом будет кортеж из двух элементов (_DeleteAction, None).
        DELETED = 1,
        # Узел был изменен (например, в нем поменялась ссылка).
        # Когда мы возвращаем данный вариант, возвращаемым типом будет
        # кортеж из двух элементов: (_DeleteAction, ссылка_на_новый_узел).
        UPDATED = 2,
        # На предыдущем шаге Branch-узел стал бесполезным. Возвращаемый тип --
        # кортеж из двух элементов:
        # (_DeleteAction, (путь_до_следующего_узла, ссылка_на_новый_узел))
        USELESS_BRANCH = 3

    def delete(self, encoded_key):
        if self._root is None:
            return

        path = NibblePath(encoded_key)

        action, info = self._delete(self._root, path)

        if action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED:
            # Дерево стало пустым.
            self._root = None
        elif action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED:
            # Поменялся корневой узел.
            new_root = info
            self._root = new_root
        elif action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.USELESS_BRANCH:
            # Поменялся корневой узел.
            _, new_root = info
            self._root = new_root

    def _delete(self, node_ref, path):
        node = self._get_node(node_ref)

        if type(node) == Node.Leaf:
            pass
        elif type(node) == Node.Extension:
            pass
        elif type(node) == Node.Branch:
            pass

В целом выглядит похоже на то, что мы видели в методах get и update. Разбираться также будем по частям. Ссылка на полный метод вот.


if type(node) == Node.Leaf

Самая простая часть. Мы добрались до конечного узла. И либо это искомый узел — и мы его просто удалим, либо это не тот узел, который мы ищем.

Код элементарен:

if type(node) == Node.Leaf:
    if path == node.path:
        return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED, None
    else:
        raise KeyError

На всякий случай напомню, что «удаление» — не совсем настоящее удаление. Старые узлы остаются в хранилище и доступны, если создать дерево от старого корня. А вот в дереве от нового корня мы этот узел уже найти не сможем.


if type(node) == Node.Extension

C Extension-узлом программа действий следующая:


  1. Сперва проверяем, является ли сохраненный в Extension-узле путь префиксом для пути удаляемого узла. Если нет — ключ отсутствует в дереве.
  2. Рекурсивно вызываем _delete, «откусив» нужную часть пути.
  3. Смотрим на произошедшее действие. Возможные варианты:


  • Следующий узел был удален. Тогда со спокойной совестью удаляем также и текущий узел.
  • Следующий узел был обновлен. Тогда мы просто меняем сохраненную ссылку.
  • Следующий узел был ставшим ненужным Branch-узлом. В таком случае мы должны создать вспомогательный узел вместо текущего. Тип нового узла зависит от того, почему Branch-узел стал не нужен. Если в нём не осталось веток, но было значение, то мы создаем Leaf-узел. В противном случае — мы создаем Extension-узел.

В коде это выглядит так:

elif type(node) == Node.Extension:
    if not path.starts_with(node.path):
        raise KeyError

    # Рекурсивно продолжаем удаление.
    # Получаем тип действия и соответствующую ему информацию.
    action, info = self._delete(node.next_ref, path.consume(len(node.path)))

    if action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED:
        return action, None
    elif action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED:
        # Берем из информации ссылку, которую мы теперь должны хранить.
        child_ref = info
        new_ref = self._store_node(Node.Extension(node.path, child_ref))
        return action, new_ref
    elif action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.USELESS_BRANCH:
        # Берем информацию об удаленном Branch-узле.
        stored_path, stored_ref = info

        # Смотрим, что же хранил этот Branch-узел.
        child = self._get_node(stored_ref)

        new_node = None
        if type(child) == Node.Leaf:
            # В branch-узле были данные.
            # Объединяем пути и создаем Leaf-узел вместо Extension.
            path = NibblePath.combine(node.path, child.path)
            new_node = Node.Leaf(path, child.data)
        elif type(child) == Node.Extension:
            # В Branch-узле хранился Extension-узел.
            # Просто объединяем эти два пути в один.
            path = NibblePath.combine(node.path, child.path)
            new_node = Node.Extension(path, child.next_ref)
        elif type(child) == Node.Branch:
            # В Branch-узле была ссылка на ещё один Branch-узел.
            # Добавляем к нашему Extension-узлу ниббл и обновляем ссылку.
            path = NibblePath.combine(node.path, stored_path)
            new_node = Node.Extension(path, stored_ref)

        new_reference = self._store_node(new_node)
        return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED, new_reference


if type(node) == Node.Branch

Вот и конец.

Ну, почти. Если мы удаляем Branch-узел, то вещи становятся несколько запутанными…

Почему? Потому что Branch-узел одновременно может выступать в роли Leaf-узла (хранить значение) и в роли набора Extension-узлов (хранить ссылки на другие узлы).
Соответственно, в результате удаления данный узел может стать ненужным. Если в нём не останется ссылок, но останется значение — ему на замену придет Leaf-узел. Если в нём нет значения и останется одна ссылка — его нужно будет заменить на Extension-узел. Если же останется хотя бы одна ссылка и значение, либо не будет значения, но ссылок сохранится 2 и более — то Branch-узел будет просто обновлен.

И как нам это распутывать? Давайте разбираться:

Сперва разбираемся с удалением:


  1. Если путь уже пуст, удаляем хранимое значение.
  2. Если путь не пуст, вызываем _delete для соответствующей ветки.

В коде это выглядит вот так:

elif type(node) == Node.Branch:
    action = None
    idx = None
    info = None

    if len(path) == 0 and len(node.data) == 0:
        raise KeyError
    elif len(path) == 0 and len(node.data) != 0:
        node.data = b''
        action = MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED
    else:
        # Сохраняем индекс ветки, с которой мы работаем.
        # Он нам понадобится позже.
        idx = path.at(0)

        if len(node.branches[idx]) == 0:
            raise KeyError

        action, info = self._delete(node.branches[idx], path.consume(1))

        # Обозначаем ветку, с которой работали, как пустую.
        # Если действием окажется не удаление - на это место
        # будет добавлена обновленная ссылка.
        node.branches[idx] = b''

В результате мы имеем _DeleteAction и можем начать разбираться с текущим узлом.


  1. Если произошло обновление узла или нижележащий Branch-узел стал ненужным, наш узел гарантированно остается нужным (не было ни удаления значения, ни удаления веток). В таком случае нам нужно просто обновлить ссылку в ветке по индексу.
if action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED:
    # Просто обновляем ссылку.
    next_ref = info
    node.branches[idx] = next_ref
    reference = self._store_node(node)
    return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED, reference
elif action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.USELESS_BRANCH:
    # Также просто обновляем ссылку.
    _, next_ref = info
    node.branches[idx] = next_ref
    reference = self._store_node(node)
    return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED, reference


  1. Если же произошло удаление (либо данных, либо ветки), нам необходимо проверить, не стал ли наш узел ненужным.

Для этого подсчитаем количество непустых веток. Возможные варианты:


  • Нет ни одной ветки и нет данных. Если честно, я не думаю, что такой вариант возможен, но будем обрабатывать его на всякий случай. Защитное программирование, все дела.
  • Все ветки пустые, но есть данные. Нужно создать Leaf-узел с этими данными. Обработают его выше по стеку вызовов.
  • Данных нет, осталась одна ветка. Нужно создать новый узел, исходя из того, что именно хранится в этой ветке.
  • Если вышеописанное неверно, значит, наш Branch-узел по прежнему нужен. Сохраняем его и говорим, что _DeleteAction — UPDATED.
if action == MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED:
    non_empty_count = sum(map(lambda x: 1 if len(x) > 0 else 0, node.branches))

    if non_empty_count == 0 and len(node.data) == 0:
        # Branch-узел пуст, удаляем его.
        return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.DELETED, None
    elif non_empty_count == 0 and len(node.data) != 0:
        # Нет веток, есть только значение.
        path = NibblePath([])
        reference = self._store_node(Node.Leaf(path, node.data))

        return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.USELESS_BRANCH, (path, reference)
    elif non_empty_count == 1 and len(node.data) == 0:
        # Нет значения, только одна ветка.
        return self._build_new_node_from_last_branch(node.branches)
    else:
        # Есть 1+ ветка и значение, либо 2+ ветки.
        # Branch-узел не бесполезен, поэтому действие - UPDATED.
        reference = self._store_node(node)
        return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.UPDATED, reference

Метод _build_new_node_from_last_branch находит ту самую единственную ветку и создает из неё новый узел.

Если нижележащий узел — Leaf или Extension, то нам нужно добавить в начало хранимого в них пути ниббл, соотвтетствующий индексу ветки.

Если же нижележащий узел — Branch, то нам нужно создать дополнительный Extension узел, путь в котором будет состоять из одного ниббла, а ссылка будет вести на Branch.

def _build_new_node_from_last_branch(self, branches):
    # Ищем индекс последней ветки.
    idx = 0
    for i in range(len(branches)):
        if len(branches[i]) > 0:
            idx = i
            break

    # Создаем из этого ниббла путь.
    prefix_nibble = NibblePath([idx], offset=1)

    # Смотрим на нижележащий узел
    child = self._get_node(branches[idx])

    path = None
    node = None

    # Создаем новый узел.
    if type(child) == Node.Leaf:
        path = NibblePath.combine(prefix_nibble, child.path)
        node = Node.Leaf(path, child.data)
    elif type(child) == Node.Extension:
        path = NibblePath.combine(prefix_nibble, child.path)
        node = Node.Extension(path, child.next_ref)
    elif type(child) == Node.Branch:
        path = prefix_nibble
        node = Node.Extension(path, branches[idx])

    # Завершаем работу.
    reference = self._store_node(node)

    return MerklePatriciaTrie._DeleteAction.USELESS_BRANCH, (path, reference)


Остальное

Наше выстраданное дерево готово к бою. Хотя стоп, нет… Осталось реализовать метод root.

Вот:

class MerklePatriciaTrie:
    # ...

    def root(self):
        return self._root

Это было сложно, но мы справились.

Ах да… Ещё тесты. Но тут, к нашему счастью, за нас всё продумали авторы Ethereum и разместили стандартные тестовые векторы для проверки реализаций тут. Описывать, как их подключить, я, пожалуй не буду. Но созданная нами реализация их проходит, поверьте на слово :)

Теперь, если захотите поиграться с этим чудовищем, вам достаточно сделать pip install -U eth_mpt — и всё.

That's all folks!


Результаты

К чему же это всё было?

Ну, во-первых, я не теряю надежды на то, что кто-то тоже будет биться с реализацией этой структуры, и моя статья ему поможет понять, что к чему. Если это произойдет — то ура, всё было не зря и я доволен.

Во-вторых, мне хотелось показать, что ситуации, когда сражаться на доселе неизведанном поле алгоритмов и структур данных приходится — возможны. Не скажу, что это повод мучать кандидатов задачками на skip list и interval tree, но способность их написать — навык, определенно, полезный.

В-третьих, и

© Habrahabr.ru