Экспресс-исследование корпоративных коммуникаций в России 2023

Результаты опроса 500 верифицированных специалистов, которые внедряют и обслуживают системы видеосвязи и корпоративные мессенджеры. География: 13 городов России.

Рейтинг ВКС-решений
Облако или локальный сервер
Новые технологии и привычки
Субъективная безопасность
Как мы проводим исследование
Кто наши эксперты

Рейтинг ВКС-решений

c7a8dcf376317b8ff084ff84cf9da31e.png

Несмотря на санкции и политику импортозамещения, иностранные вендоры все еще пользуются спросом в России. 

31% опрошенных экспертов подтверждает, что в их компаниях используется только иностранное решение для видеосвязи, 33% — только российское, 30% — и то, и другое.

39% тех, кто используют иностранные решения, оплачивают его.

26d6d6959def67f861ae997cefcc365c.png

Судя по рейтингу, многие умудряются поддерживать в рабочем состоянии даже системы Cisco, официально прекратившего работу в стране еще в марте 2022 года. Популярны и те, кто не отказывался от поставок бесплатных тарифов — Microsoft, Zoom. 

Последние два года с введением санкций в топ рейтинга начали активно продвигаться российские решения. Крупные компании и госорганы запрещают сотрудникам использовать популярные мессенджеры в рабочих целях и переходят на отечественный софт. Взаимодействие проходит в закрытых системах видеоконференцсвязи и внутренних чатах.

Видео+Конференция 2023, Дмитрий Мирошник, Softline:
— Мы все видим, как ушли основные западные вендоры, и вместе с ними уходят технологии… Это создает некоторую нестабильность и много мыслей

Малым и средним предприятиям стал доступен выбор отечественных облачных решений, которые постепенно обрастают функционалом для бизнеса. Российские разработчики ощутимо активизировались, это видно на графике — Яндекс, МТС Link (бывший Webinar) набирают популярность. Многие отечественные решения даже не встречались раньше в анкетах.

Облако или локальный сервер

ed2f1c9a2f8b366808f46f1fb280fa18.png

58% предпочитают локальное развертывание. Скорее всего, причина — в текущей нестабильной ситуации и санкциях, когда необходим контроль за своими данными и контентом. Это позволит не зависеть от провайдеров и блокировок со стороны зарубежных IT-компаний. 

Облачный сервис выбирают всего 12%. Оба показателя выросли по сравнению с прошлым годом, меньше стало неопределившихся.

d9450b225c9c508f5ab8ec047ce129ee.png

В таблице видно, как растет предпочтение локального развертывания с ростом количества сотрудников в компании.

Видео+Конференция 2023, Игорь Клушин, «Газпром нефть»:
— Мы даже думали договориться с Microsoft, чтобы организовать Teams в виде on-premises инсталляции для Газпрома… Но потом Microsoft отказался вообще рассматривать эту ветку развития продукта и полностью перешел на подписную модель

Новые технологии и привычки

a2529397caabe0c86735dd1d336bfe52.png

Привычка работать на ходу — по-прежнему редкое явление. Регулярно этим увлекаются всего 20% специалистов.

В условиях санкций стали недоступны многие комфортные мобильные приложения и другие инструменты для выполнения рабочих задач на ходу. Особенно их полнофункциональные платные версии. Российские вендоры пока активно дорабатывают полноценные офисные продукты.

Однако почти на 10% за 2 года сократилось количество тех, кто никогда не совещался с мобильного устройства. Возможно, это тенденция — проверим через год.

e4a55dfc8c9b5835a0093f8e95807854.png

71% опрошенных специалистов все еще не завели архив, не хранят централизованно записи собраний и видеовстреч. Записывают встречи только для тех кто пропустил. 

Это создает риски утечки конфиденциальной информации в сеть или сторонним лицам. 13% вообще не задумываются о возможности записывать видео или не в курсе, записываются ли встречи у них на предприятии. 

Хорошая тенденция: по сравнению с прошлым годом произошел сдвиг на 5% в сторону централизованной записи и хранения.

Хранят записи в специальных сервисах по-прежнему только 5%. Однако хранение — не самоцель. Единый архив нужен для систематизации, поиска по базе знаний. Он помогает быстро принимать решения. Судя по графику, системы хранения и поиска по видео, подобные Panopto, Kaltura, Qumu, у нас не скоро станут услугой первой необходимости. 

bbfcccf006db343913b610b26840be0f.png

Google, Microsoft, Zoom и другие известные облачные вендоры сейчас активно внедряют интеллектуальные сервисы, которые облегчают человечеству обработку терабайтов обсуждений и помогают быстрее принимать решения. 

Постепенно привычка пользоваться такими услугами придет и к нам, дело за разработчиками. Пока специальными сервисами по-прежнему пользуется всего 1% опрошенных. 

Зато уже 34% (в прошлом году 23%) выделяют обработку того, что обсуждалось на встрече, в отдельную функцию, а не просто совещаются.

Видео+Конференция 2023, Игорь Клушин, «Газпром нефть»:
— Каждое действие должно иметь административный след. Если конференция по принятию решений имеет какой-то результат, то он ложится в протокол

Автоматическое протоколирование, которое уже фактически по умолчанию встроено в любые сервисы западных вендоров — как гигантов, так и стартапов — пока нельзя назвать трендом отечественных коммуникаций. Хотя решений от разработчиков на рынке уже достаточно.

2e30f35c2357fa8b016c9a3a4d307560.png

Для языковых моделей и ИИ-помощников 2023 год оказался годом взрывного роста. Однако в бизнес-процессы эти технологии не успели сильно проникнуть. Используют чат-боты в работе только 17% опрошенных. 

Помимо ботов-помощников, которые обобщают и систематизируют информацию с разным качеством и степенью искажения в зависимости от заложенных алгоритмов, на собраниях могут использоваться другие способы обработки данных. Удаляются не только шумы — можно заменить, улучшить, приукрасить фон. Сейчас уже доступны технологии замены собеседника в реальном времени.

Видео+Конференция 2023

Вопрос из зала:
— Должна быть какая-то иконка, отметка: «вы сейчас в конференции используете искусственный интеллект». Есть ли такие сервисы, чтобы человек понимал, что он видит ненастоящую картинку: достроенную, обеззвученную и так далее?

Максим Трошин, SDK Effects:
— В рамках ВКС-систем я такого не видел. Есть системы, которые пытаются распознавать фейки. Защита и понимание, что перед вами фейк — это один тех сервисов, который действительно будет нужен

Дмитрий Одинцов, Труконф:
— А против него будет сервис, который против этого сервиса. АОН-АнтиАОН — мы все это уже проходили))

Субъективная безопасность

1c79b3974118794acc87865dcd5d51a6.png

45% опрошенных беспокоятся о возможном доступе злоумышленников к незакрытой камере и уже предпринимают меры. 

1cdcc532f0688533b3c4d11500934cf3.png

64% наших экспертов уверены в том, что их системы не подвергались взлому. 12% сигнализируют о том, что вмешательства извне имели место.  

По данным Solar, хакерские атаки являются причиной 15% утечек конфиденциальной информации в организации. Еще 15% — это случайности, остальные 70% — это злонамеренные действия сотрудников.

Видео+Конференция 2023, Михаил Моисеев, Solar:
— 33% сливов конфиденциальной информации происходят через мессенджеры. Когда вы разрешаете сотрудникам работать в мессенджерах, вы по сути сами санкционируете широкий круг возможных нарушений

Помимо передачи текста и слива файлов, сотрудники записывают скринкасты, снимают скриншоты, в том числе и во время видеозвонков. Есть экзотические способы — сохранение критичных данных в ВКС в виде черновиков с последующим открытием на личном устройстве. Нередко бывшие сотрудники не сразу удаляются из рабочих чатов, что тоже чревато утечками.

Однако мессенджеры — эффективный и удобный рабочий инструмент. Для профилактики утечек и защиты данных существуют DLP-системы (Data Leak Prevention), которые контролируют сетевой трафик, вывод на печать, копирование на съемные носители, запись экрана, звука и еще очень много пунктов. В будущем может появиться даже защита от фотографирования рабочих экранов личным смартфоном.

Как мы проводим исследование

Уже несколько лет мы проводим конференции и обучающие семинары. Они рассчитаны на IT-специалистов, которые внедряют и обслуживают системы видеосвязи и корпоративные мессенджеры. Также мы приглашаем AV-инженеров и руководителей IT-департаментов. География: Россия

Сначала собирали данные для внутренней аналитики, потом решили делиться со всеми кому интересна отрасль ВКС и коммуникаций. Можем включать в анкету актуальные вопросы от партнеров и СМИ в новом сезоне.

Тема семинаров: видеоконференцсвязь, ПО и оборудование для переговорных, оснащение рабочих мест, организация удаленной работы и дистанционного обучения. 

В 2023 году с марта по ноябрь побывали в 13-ти городах и получили обратную связь от почти 500 специалистов.

Воронеж
Екатеринбург
Казань
Краснодар
Москва
Мурманск
Нижний Новгород
Новосибирск
Пермь
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Уфа
Челябинск

Кто наши эксперты


Участники исследования — это руководители и специалисты IT-отделов, которые занимаются корпоративными коммуникациями. Все, кто переводит сотрудников на дистанционный режим, внедряет и обслуживает системы видеоконференцсвязи, оборудует переговорные пространства, проводит вебинары и онлайн-мероприятия, учит дистанционно.

e29571f2104a71626fda16087041993d.png

По сфере деятельности ⅔ — это представители ИТ-отрасли, телекома, госструктур и промышленности. Также традиционно темой ВКС интересуются в системе образования.

5f60f571dff4241d88102da611b93f99.png

12% занимаются вопросами ИТ в крупных корпорациях, где число сотрудников превышает 10 000.
23% — крупный бизнес или госорганы, где работает до 10 000 человек.
19% опрошенных работают в компаниях с количеством сотрудников от 300 до 1000 человек.
46% — малый и средний бизнес со штатом до 300 человек.

© Habrahabr.ru