Эксперты ГРЧЦ: 95% российских пользователей не дочитывают до конца пользовательские соглашения
По информации издания «Известия», эксперты научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ, входит в структуру Роскомнадзора) выяснили, что 95% российских пользователей не дочитывают до конца пользовательские соглашения на программное обеспечение или при регистрации в различных сервисах в интернете.
Подведомственная структура РКН предупредила, что нельзя так халатно относиться к документам в сети, а нужно их полностью читать, а в случае возникновения вопросов — обращаться с жалобой к производителю ПО или владельцу сервиса.
Эксперты ГРЧЦ пояснили, что часто там есть неправомерные условия в соглашениях, которые могут привести к утечке персональных данных пользователей и другим неприятным последствиям.
Специалисты по ИБ из компании ESET подтвердили, что действительно российские пользователи в большинстве игнорируют или поверхностно пролистывают соглашения, а также ставят нужные галочки, чтобы быстрее установить программу или получить доступ к сервису. Пользователям не нравится мелкий шрифт в соглашениях, слишком длинный текст и обилие непонятных терминов, из-за которых у них возникает полное непонимание ситуации и того, что от них требуется, кроме, как безоговорочно согласиться.
Эксперты пояснили изданию, что в США и Европе пользователи более разборчивы и обладают большей цифровой грамотностью, чем российские. Последние чаще спешат и хотят быстро получить желаемое, пропуская важный шаг в процессе регистрации в сервисе.
Представители рынка уточнили изданию, что в российских пользовательских соглашениях часто встречаются неправомерные требования, особенно в случае обработки персональных данных пользователей. Например, там не должно быть пункта «принимая данное соглашение, вы даете согласие на обработку и передачу, в том числе третьим лицам, своих персональных данных и соглашаетесь на рекламную рассылку», так как по закону «О персональных данных», в соглашении должны быть четко прописаны все цели обработки и список компаний, кому будут предоставлены данные пользователя.
Специалисты Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде (начал работу с сентября 2021 года, входит в ФГУП «Главный радиочастотный центр» и является подведомственной Роскомнадзору) рассказали, что с осени прошлого года подготовили 14 досудебных претензий к операторам данных с требованием исключить из пользовательских соглашений неправомерные условия. Причем часть операторов удовлетворили требования Центра и устранили нарушения в соглашениях в своих сервисах в досудебном порядке.