Экскурсия в Питерский офис Почтатеха
Как появился, развивался и как выглядит сегодня IT-центр Почты России на Неве
У Почты России есть собственное цифровое подразделение — «Почтовые технологии», которое занимается разработкой программного обеспечения, цифровых услуг и продуктов. Филиалы Почтатеха открыты уже в девяти российских городах, и сегодня мы познакомим вас с Питерским офисом, который недавно переехал в новое здание на берегу Невы.
Почему мы переезжаем в новое большое пространство, когда многие переходят в онлайн? До пандемии казалось, что удаленка — это очень круто и скоро офисы вымрут, как динозавры. Но после нескольких месяцев онлайн-встреч и удаленной работы стало понятно почему этого не произойдет — людям нужно место в котором можно встретиться с коллегами, пообщаться, обменяться идеями и сосредоточится на работе в комфортной обстановке.
Чем интересен филиал Почтовых технологий в Санкт-Петербурге? Тем, что отсюда берет начало появление Почтатеха и тем, что именно питерская команда весной этого года разрабатывала дистанционные сервисы, которые помогали людям оставаться дома в пандемию: заказ доставки посылок и мелких пакетов до двери, юридически значимую переписку с государственными органами в электронном формате, онлайн-оформление и отправку посылок через портал и мобильное приложение.
С чего начинался Почтатех
Историю Почтатеха можно отсчитывать с 2013 года, еще до официального появления подразделения. Тогда в Почту пришла команда, которая занялась разработкой цифровых продуктов. Возглавил ее Родион Шишков, бывший президент по инновациям Yota, который привел с собой свою питерскую команду.
Первые сотрудники разместились в историческом здании ДК Связи, которое известно тем, что тут зарождалась ленинградская школа русского рока: здесь выступали и записывались «Аквариум» и «Кино». Сейчас бывший дворец культуры вместе с Главпочтамтом и домом-усадьбой Ломоносова вошел в проект реновации почтового квартала, где появится новое общественное пространство.
В самом начале в команде работали 14 человек. В штате не было собственных разработчиков, только руководители продуктов. Тогда проекты создавались силами подрядчиков, а на себе мы оставили компетенции по управлению продуктами и архитектурой. Так за 3 месяца удалось запустить обновленное мобильное приложение, перезапустить портал pochta.ru, тогда же начали разрабатывать сервис электронных заказных писем и онлайн-подписку.
Штат постепенно разрастался и пополнялся новыми людьми — архитекторами, аналитиками, продактами. Перестав помещаться в ДК Связи, мы переехали в пространство площадью 300 квадратных метров на территории Санкт-Петербургского УФПС.
В 2017 возникла идея создания Почтатеха как отдельного подразделения. Тогда стало понятно, что работа с подрядчиками хоть и эффективна, но имеет свои ограничения: требовалось время на проведение конкурсов, за счет чего проекты запускались дольше; существовала опасность «вендорлока» — разработки таких решений, которые может обслуживать только сам исполнитель. Но основной причиной перехода на собственную разработку стало желание быть ближе к бизнесу и производству. Своя команда лучше считывает запросы, быстрее на них реагирует, нет разрыва в коммуникациях, как при работе с внешними исполнителями. К тому же нам хотелось развивать ключевую экспертизу внутри компании. Мы до сих пор работаем с подрядчиками по некоторым проектам, но все самые важные компетенции сосредоточили у себя.
Уже когда Почтатех был выделен в отдельное подразделение, продолжали возникать новые направления: появился отдел, занимающийся развитием сервисов для электронной коммерции, служба интеграции, система управления транспортом, команда дизайнеров. Людей становилось больше и мы арендовали первый коворкинг, куда перевезли часть команды, а потом сняли еще один и при этом продолжали расти.
Кроме услуг и приложений для b2c-клиентов, которые мы упоминали выше, в Санкт-Петербурге разрабатывают собственное программное обеспечение: создают ПО для сортировочных машин, с помощью которого которого будем совершенствовать и ускорять сортировку посылок, развивают автоматизированную систему управления франкировальными машинами, которой пользуются тысячи сотрудников и клиентов, чтобы наносить знаки почтовой оплаты на отправления, дорабатывают систему управления складами (WMS) для процесса фулфилмента (это комплекс услуг хранения, упаковки и доставки товаров для интернет-магазинов и маркетплейсов).
Новое пространство для 200 человек
У нас есть все условия для того, чтобы нанимать лучших сотрудников: интересные и амбициозные задачи; высокие зарплаты; можно видеть, как результат работы облегчает жизнь миллионам людей. Но вот с офисом до недавних пор была проблема — несоответствие рабочих условий ожиданиям мешало найму. В прошлом году мы проанализировали причины увольнений и поняли, что новый офис поможет значительно сократить текучку. Это одна из причин, по которой питерские и московские команды переезжают в новые, более комфортные и современные пространства.
После всех перемещений и расширений у питерского филиала оказалось три офиса: два в городе и один в пригороде, в Пушкине. Офис в Пушкине остается для удобства сотрудников — чтобы тем, кто живет за городом, не пришлось тратить по два часа на дорогу. А разбросанные по городу команды теперь будут работать под одной крышей в коворкинге Avenue Page на Аптекарской набережной, откуда открывается потрясающий вид на Большую Невку. Здесь, на двух этажах оборудованных рабочими местами, общими зонами и красивым озеленением, мы планируем разместить 200 разработчиков, аналитиков и сотрудников службы поддержки.
Чтобы минимизировать time to market (время от задумки до выхода в продакшн) мы объединяем сотрудников в небольшие продуктовые команды и рассчитываем, что такой подход позволит быстрее проверять гипотезы, чаще выпускать релизы и в целом быть более гибкими. Пространство нового офиса отлично подходит для этих целей — здесь есть отдельные комнаты для групп по 3–4 и 10–12 человек, где и расположатся мини-команды. Помимо постоянных мест тут есть собственный коворкинг для тех, кто приезжает не каждый день.
Пока что из-за ограничений, связанных с пандемией, большая часть помещения пустует, хотя здесь достаточно просторно для того, чтобы соблюдать все существующие нормы. Сейчас в коворкинг приходят только те сотрудники, которым надоело сидеть дома. Чуть позже мы планируем войти в привычный режим и вернуть сотрудников в офис, сохранив при этом возможность иногда работать удаленно.
Планы на будущее
В 2019 году цифровые продукты, над которыми работает Почтатех, принесли Почте выручку в 21 миллиард рублей — это почти 10% от совокупного дохода компании, а в будущем есть задача довести этот показатель до 50%. Так что задач Почтатеху хватит. В течение ближайшего года планируем увеличить его штат до 1200 человек и инвестируем в него 1,5 млрд рублей для запуска новых продуктов. Каких — расскажем в одной из следующих статей.
Открытые вакансии Почтовых Технологий в Санкт-Петербурге и еще 8 городах России можно посмотреть на hr.pochta.tech/vacancies.