«Эковольт» — из рендеров в реальность, российский двухпалубный речной электрокатамаран на выставке «Нева-2019»

gcl7i5dl8kgqmrra1xguj26bqay.jpeg
Катамаран «Эковольт» на выставке «Нева-2019»

Российская компания «НПК Морсвязьавтоматика» из Санкт-Петербурга, занимающаяся разработкой и производством судовой электронной техники, презентовала на выставке «Нева-2019» свою полностью электрическую разработку — катамаран «Эковольт».
О разработках компании «НПК Морсвязьавтоматика» в конце августа 2019 года уже была новостная статья на Хабре «В России разработали серию пассажирских электрических судов с салоном-трансформером». Но тогда все картинки и описания были только по данным производителя. Теперь же на одно из проектируемых ранее электросудов (двухпалубный речной катамаран) под названием Ecovolt можно посмотреть поближе и даже заглянуть внутрь, увидеть двигатели и не только.

В компании «НПК Морсвязьавтоматика» своими силами полностью спроектировали и начали производство трех модели электрических речных видов транспорта: covolt, Ecocroiser, Cityvolt

  • «Cityvolt» (Ситивольт) — однопалубный монокорпусный речной теплоход типа «Фонтанка» (экскурсионный\прогулочный речной трамвайчик);
  • «Ecocruiser» (Экокрузер) — скоростной катамаран класса река-море, который способен составить конкуренцию скоростным дизель-моторным традиционным судам типа «Метеор», курсирующим на главном городском туристическом маршруте Санкт-Петербурга от Дворцовой набережной в Петергоф;
  • «Ecovolt» (Эковольт) — двухпалубный речной катамаран.


xqo_tbpbv-qwqqqn69bnxb93nkq.jpeg
Рендеринг трех электросудов.

На данный момент разработка теплохода «Cityvolt» находится на стадии доработки проектных решений, строительство корпуса катамарана «Ecocruiser» уже началось. А опытный образец катамарана «Ecovolt», предназначенного для речных туристических прогулок и бизнес-встреч, был продемонстрирован на судостроительном форуме «Нева-2019» в конце сентября этого года.

Характеристики катамарана «Ecovolt»:

  • пассажировместимость до 86 человек;
  • экипаж 2 человека;
  • салон-трансформер, который позволяет на базе стандартного модуля создавать различные вариации судового салона;
  • дальность хода: до 10 часов (до 140 км);
  • скорость: до 7,5 узлов (14,5 км/ч);
  • размеры (ДхШ): 18,5×6,9 м, осадка 1,1 м.


До 80% внутренних систем новых электросудов в «НПК Морсвязьавтоматика» разрабатывают и производят самостоятельно, что уникально по сравнению с классическими западными верфями. У компании есть собственные ноу-хау для этих проектов: накопители энергии, движитель судна, комплексы внутрисудовой связи, системы вентиляции и кондиционирования.

Катамаран «Ecovolt» почти полностью оснащен оборудованием, разработанным компанией «НПК Морсвязьавтоматика», среди которого:

  • две винторулевые колонки с кольцевым движителем-винтом на постоянных магнитах мощностью до 25кВт каждая;
  • судовые системы кондиционирования;
  • система накопления энергии «Прометей», энергоемкостью 600 кВт/ч;
  • частотные преобразователи и двунаправленные инверторы для зарядки судна и работы электрического пропульсивного комплекса с учетом энергопотребления на собственные нужды судна;
  • планируется оснащение мест стоянки катамарана береговыми зарядными станциями различной мощности (от 75кВт до 5МВт).


Катамаран «Ecovolt» оснащен системами судовой электроники, автоматики и навигации, разработанные компанией «НПК Морсвязьавтоматика»:

  • системой управления и распределения электрической энергией;
  • системой внутрикорабельной связи;
  • системой приема внешних звуковых сигналов;
  • метеостанцией;
  • системой контроля дееспособности вахтенного;
  • системой видеонаблюдения;
  • системой управления зарядкой судна электрической энергией.

Мостик управления и связи (кликабельно) катамарана «Ecovolt»:

_l7ys9jji5n_zl6a1sa0_md5fiq.jpeg

Сертификация и ходовые испытания катамарана «Ecovolt» запланированы на апрель 2020 года.

Себестоимость перевозки на судах, подобных моделям Ecovolt, Ecocroiser, Cityvolt, даже при тарификации по цене единого проездного билета, не требует бюджетных дотаций и субсидий, так как она меньше в 5–7 раз, чем на обычном дизельном судне. Это делает их использование коммерчески интересным для потенциальных судовладельцев.

При работе над проектом катамарана «Ecovolt» специалистами компании был применен ряд технологий, не распространенных в судостроении:

  • лазерная резка элементов корпуса и стыковка по принципу «шип-паз»;
  • разработка технологичного и негорючего утепления корпуса судна (в первую очередь батарейного отсека);
  • применение топкоута (специальный состав, предназначенный для декоративно-защитного покрытия изделий из композитных материалов) для окраски алюминиевого корпуса;
  • порошковую окраску элементов отделки со структурой «под дерево».


Специально для катамарана «Ecovolt» была разработана новая концепция поворотного пульта управления судном, введены новые элементы оформления.

Катамаран «Ecovolt» имеет модульную конструкцию, на его сборку и разборку требуется от двух до пяти дней. В процессе постройки была отработана технология стыковки и монтажа отдельно изготовленных комплектных модулей корпуса судна.

i2lsincryqkfkxksxhiyyxn0ezi.jpeg

«С одной стороны мы ограничили себя необходимой конечной стоимостью продукта, с другой стороны поставили задачу сделать технологичное и современное судно. Главной особенностью катамарана является электрическая силовая установка. Само судно «Ecovolt» построено на разборной, мультифункциональной платформе катамаранного типа. Помимо экологичности и экономической эффективности для судовладельца, использование электродвижения создает новый уровень качества перевозки пассажира: отсутствие вибраций и дизельного выхлопа в салоне и на открытой палубе», — рассказал Андриан Правдин, генеральный директор «НПК Морсвязьавтоматика».

obs14nxgrxkqulxcpjpwx5n2mxs.jpeg

Катамаран «Ecovolt» на выставке «Нева-2019»

Элементы салона катамарана можно легко трансформировать при необходимости в разные зоны — ресторан, площадку для танцев, кинотеатр, переговорную комнату. Комфортабельные раскладывающиеся кресла и подлокотники легко двигаются по салону.

kdmygvugtyfa19r5dmdht7m71vg.jpeg
y8id-k1mezry4vpppkwqzt3jnxo.jpeg

Открытая верхняя палуба катамарана «Ecovolt», которая частично также солнечная батарея для внутренних потребностей электросистем судна.

kc9ulpls_cal8ndpulq8wt4szvg.jpeg
batdnphiqxcpkwwz6a1y-m67voi.jpeg

Кресло капитана катамарана, внутренний поворотный модуль которого крутится на 360 градусов (реализована специальная новая концепция поворотного пульта управления судном):

kqpizlxyqj0ru0rybatpvejmnqy.jpeg

po5bl1ul_jiow1cz5rl2okpasa0.jpeg
4pail5ctqny16qfe8xn1fwcerd4.jpeg

По бокам поворотной части мостика установлены два рулевых рычага для управления тягой и курсовым направлением для независимого изменения режима работы каждого из двух электродвигателей.

kqwyj_whcbnh0aos_nlnjedewju.jpeg

На катамаране установлены два линейных герметичных электродвигателя мощностью 25 кВт с обмоткой в роторе магнита, этот узел — полностью собственная разработка и производство «НПК Морсвязьавтоматика». Таким образом, на катамаране по сути даже нет отдельного машинного отделения.

tuq5wjcdywhwmvmwljoaql57y4c.jpeg

Винторулевая колонка с кольцевым движителем-винтом на катамаране «Ecovolt».

nsczhvz3gdxf7pks7_p1ykp5bos.jpeg
fd4gufgvpelankavkgkdqh1pyvi.jpeg

Отдельно вынесенная на площадку винторулевая колонка с кольцевым движителем-винтом на постоянных магнитах мощностью до 25кВт для катамарана «Ecovolt».

Аккумуляторные батареи для питания электродвигателей распложены в двух больших поплавках катамарана «Ecovolt», этот узел также используется в качестве балластного.

По данным «НПК Морсвязьавтоматика» полного заряда батарей должно хватитьна 10 часов хода (140 км). На процедуру восстановления полного заряда батарей необходимо не менее 70 минут. Есть другие режимы организации заряда батарей катамарана, например, в быстром режиме за 15 минут зарядки судно получит энергию для последующего прохождения еще 22 км.

Зарядные станции для электросудов «НПК Морсвязьавтоматика» производит своими силами. Процедуру зарядки электрических пассажирских судов предполагается выполнять с помощью:

  • специальных стационарных зарядных станций, подключенных к внешней сети электропитания на причалах;
  • плавучих зарядных станций, запитанных от газогенераторов.


Стоимость катамарана «Ecovolt» до 100 млн рублей в зависимости от комплектации. Производитель заявляет, что модульная конструкция катамарана позволяет разместить его элементы в пяти стандартных фурах для перевозки в любой регион страны.

viicoiiack2yzn8o5z-p6vjxr74.jpeg

© Habrahabr.ru