Эффективный альтруизм: что стоит за моральной философией аристократов Кремниевой долины
Люди во главе корпораций Кремниевой долины в наши дни всё больше напоминают фараонов древности: они аккумулируют огромное богатство, триллионы долларов в совокупности, огромные ресурсы, которые идут рядом с этим богатством, но главное — вокруг них возникла целая собственная мифология, которая вписывает их в управление будущим человеческой цивилизации наравне с тем, как мифы Древнего Египта размещали фараонов в пантеоне богов. Частью этой мифологии является вера, что они обладают видением направления развития цивилизации, необходимым для определения и разрешения её будущих проблем. Эта вера была сформулирована и получила широкое распространение в их кругах в видео идеологии «эффективного альтруизма».
С другой стороны, всего за несколько недель мы прошли через самое ошеломляющее разоблачение класса миллиардеров, которое, возможно, когда-либо видел мир.
Элизабет Холмс, аферистка, стоявшая за оценивавшимся в своё время в миллиарды долларов стартапом Theranos, на короткое время признанная одним из лидеров нового поколения глобальных элит, приговорена к 11 годам тюрьмы за обман инвесторов.
Илон Маск самый богатый человек на планете, превозносимый многими супергений, попал под прицельный огонь критики после того как, купив Твиттер, начал «чинить» эту соцсеть, не разбираясь в её проблемах, пока его основной капитал — Tesla — стремительно обесценивается.
И Сэм Бэнкман-Фрид, владелец криптобиржи FTX, любимец медиа и элит, оказался откровенным мошенником, очередным Берни Мэдоффом в овечьей шкуре простого IT-бро.
Что их объединяет, кроме того, что они миллиардеры, поднявшиеся на IT? Все они были любимцами медиа и признанными рукопожатными влиятельнейшими политиками США и других стран, но держалось и их богатство, и их репутация, на мифе, который был отчасти продуктом чистого обмана, отчасти — продуктом эффективного пиара. С одной стороны, их влиятельность была функцией их богатства, но с другой — само их богатство было функцией их имиджа.
В этом смысле и Холмс, и Маск, и Бэнкман-Фрид все на одной шкале, где с одного края Элизабет Холмс, стартап которой Theranos был беспримесной ложью от начала и до конца: обещая аппарат для полного анализа крови по одной капле, они не имели такой технологии и получали часть результатов традиционными тестами и фальсифицировали все остальные. Как только они были разоблачены — от их бизнеса ничего не осталось.
С другой стороны Илон Маск, два главных бизнеса которого производят реальный и успешный продукт: автомобили Tesla и ракеты SpaceX, но при этом с невероятно переоценнённым уровнем богатства благодаря значительно переоценённой с чисто финансовой точки зрения биржевой стоимости акций Tesla. Однако даже если оценка «Теслы» упадёт в разы до рыночной оценки сопоставимых по объёмам выпуска и продаж автомобилей автокорпораций, «вещественная» основа бизнеса Маска никуда не денется.
Ну и посередине Сэм Бэнкман-Фрид, который владел реальным бизнесом, выполнявшим свою функцию — криптобиржей FTX. Но функционирование этой биржи целиком зависело от доверия пользователей к тому, что в запасе у FTX всегда достаточно ликвидности для выполнения её операций. Это было не так, но пока это не было известно — биржа могла функционировать ещё долго. Как только стало известно — все начали забирать из неё свои средства, и именно это, а не отсутствие средств как таковое, её обанкротило. То есть, она схлопнулась как обычная финансовая пирамида.
По многим критериям это разные бизнесы, но по одному важному они находятся в одной категории: всё это примеры того, как репутация, сделанная в Кремниевой Долине, подхваченная медиа, подкреплённая инвестициями и признанием серьёзных политиков (и Холмс, и Банкман-Фрид обладали связями в американском политическом истеблишменте, а Маск — в международном), способно поднять любой бизнес на один-два порядка от уровня, где они должны быть. Современный миф демиурга Кремниевой долины способен сделать из фейкового стартапа миллиардный бизнес, из неликвидной криптобиржи — бизнес с оценкой в десятки миллиардов долларов, а из нишевой автомобильной компании — бизнес стоимостью сотни миллиардов долларов.
Предыдущая статья о мифе современных демиургов: Что движет прогрессом: критика гипотезы демиурга на примере Илона Маска
Во всех трёх случаях мифы держались не на реальных или воображаемых свойствах самого продукта, а на легенде непосредственно их владельца — мифе о современных демиургах, который ими осознанно и целеустремлённо культивировался.
И в короткий период времени, буквально одного месяца в 2022 году, пересеклись все три мифа, переживающих тяжёлый период от разочарования до разоблачения, от крушения иллюзий до уголовного преследования.
Разоблачение этих миллиардеров эффективно разоблачило весь элитный класс. Разоблачило журналистов, особенно в деловой прессе, которые некритически принимали этих миллиардеров как гениев, как новаторов, как пророков, продвигая их в массы, утверждая, что их место на вершине меритократии было более чем заслуженно. Разоблачило инвесторов и банкиров, которые вложениями миллиардов долларов в переоценённые и просто мошеннические проекты тем самым их легитимизировали, позволив своим деньгам стать их маркером серьёзности и легитимности.
Основой мифа демиургов Кремниевой долины было утверждение, что нам, массам — как людям, не имеющим отношения к IT-индустрии, так и миллионам работников IT по всему миру, на которых она держится — на самом деле повезло, что эти гении решили посвятить свою жизнь добру, меняющему мир, вместо того, чтобы просто бездумно жить в роскоши, которую они, безусловно, заслуживают. Но недостаточно увидеть подделку и увидеть дистанцию между легендой и реальностью того, кем на самом деле являются эти люди.
Очень важно, чтобы мы понимали их мифы и их идеологию, потому что на самом деле они являются просто логическим завершением мифов и идеологии, которую проповедует все наше общество. Мы создавали, формировали и формировали этих людей такими, какие они есть. И также важно, чтобы мы понимали, что эта идеология, доведённая до крайности такими людьми, как Сэм Бэнкман Фрид и такими людьми, как Илон Маск, на самом деле пронизывает современное общества и на самом деле представляет экзистенциальную угроза демократии, свободе и прогрессу.
Разоблачить идеологию таких людей как Сэм Бэнкман Фрид и Илон Маск тем проще, что они сами её представили нам в деталях через свою популярную философию, называемую эффективным альтруизмом.
Илон Маск сказал, что эффективный альтруизм тесно связан с его собственной философией. Его советник по благотворительности связан с сообществом сторонников эффективно альтруизма и сам часто выражает взгляды эффективного альтруизма.
Соучредитель Facebook Дастин Московиц также является приверженцем, и в общей сложности капиталы, стоящие за людьми, поддерживающими движение, сейчас исчисляются даже не в десятки, а в сотни миллиардов долларов, что отражает его популярность среди сверхбогатых людей.
Эта философия в значительной степени финансировалась самим СБФ и имеет довольно много последователей среди лордов и потенциальных лордов Силиконовой долины.
И вот теперь на эффективный альтруизм обратился скептический взгляд тех самых медиа, которые его долгое время поддерживали, стали появляться такие заголовки как в New York Times: «Крах FTX бросает тень на благотворительное движение», которая связывает вместе и Московица, и Бэнкмана Фрида.
Что такое эффективный альтруизм
На первый взгляд, основная концепция ЭА звучит безобидно и конструктивно:
люди должны посвятить свою жизнь причинению максимального блага для максимального числа людей — и что эта цель оправдывает многие средства.
лонгтермизм, долгосрочность — аккумулировав свое большое состояние, вы должны использовать его для достижения наибольшего блага не с точки зрения настоящего момента, а с перспективы миллиона лет.
Однако в реализации философии вы можете увидеть, как быстро все становится очень плохо. Например, сторонники ЭА верят, что это не только нормально, но и самое благородное использование жизни — попытаться накопить как можно большее состояние, чтобы пожертвовать его на благотворительные цели.
Это, очевидно, очень удобная логика для честолюбивых миллиардеров: это не только нормально, что они имеют непостижимый уровень богатства, в то время как люди во всем мире тратят жизни на обеспечение себе и своим семьям базовой экономической стабильности — это на самом деле хорошо и благородно, и поскольку цель оправдывает средства.
Мандат на накопление богатства во имя высшего блага даёт псевдоморальное оправдание, например, кражи миллиардов клиентских средств с брокерских счетов FTX для перевода на нужды другого личного бизнеса. В конце концов, кому как не Сэму Бэнкману Фриду, одному из ведущих мировых эффективных альтруистов, лучше, чем всяким простолюдинам знать, как использовать средства, попавшие в его распоряжение, в долгосрочных интересах на благо человечества — кража в несколько миллиардов долларов ничто в большой картине потенциальных достижений эффективного альтруизма.
Вторая особенность эффективного альтруизма — лонгтермизм, долгосрочность, тоже на первый взгляд безобидная и конструктивная, тоже превращается в свою противоположность на практике. Во-первых, это ведёт к тому, что значительная часть усилий и ресурсов, связанных с громадными капиталами в сотни миллиардов долларов, сосредотачивается на таких усилиях, как уменьшение на крошечную долю теоретической возможной вероятности уничтожения искусственным интеллектом всего человечества, вместо, например, прекращения голода, бездомности, смертей войн и катастрофических последствий глобального потепления в наши дни и жизни ближайших поколений.
Таким образом, это не только оправдывает, но и поздравляет сегодняшних миллиардеров-королей-философов за то, что они игнорировали нынешние страдания, чтобы не упускать из виду главный риск потенциально возможного социального коллапса в будущем через миллион лет.
Проблема не в том, что развитие ИИ угрожает или не угрожает будущему человечества. Проблема в том, что решение этого вопроса и взвешивание рисков для будущего цивилизаций относительно вполне вероятного риска ядерного апокалипсиса или неизбежных в перспективе на четыре порядка ближе миллиона лет катастрофических последствий глобального потепления отдаётся группе самоназначенных королей-философов.
По удивительному совпадению, кучка технарей с вселенских масштабов нарциссизмом постановили, что самая главная угроза будущему человеческой цивилизации оказалась в сфере их компетенции: искусственный интеллект, ИИ — тем самым еще раз поставив себя прямо в центр вселенной. Как удобно.
Вы можете услышать отголоски этой философии, в том как Маск оправдывают свою покупку Твиттера тем, что «для будущего цивилизации важно иметь общий цифровой мир»: it«s «important to the future of civilization to have a common digital town square,» «to try to help humanity, whom I love.»
Это оправдывает его хаотическое правление в Твиттере, небрежный подход к увольнению тысяч сотрудников и подрядчиков — их нынешняя боль ничто по сравнению с великим размахом миллионов лет возможного будущего человеческого потенциала.
Научная критика эффективного альтруизма
Более десяти лет назад Стэнфордский обзор социальных инноваций сказал об эффективном альтруизме, что это
элитарная философия, сводившаяся к не более чем благотворительному империализму, согласно которой мое дело справедливо, а ваше в той или иной степени является пустой тратой драгоценных ресурсов.
The Elitist Philanthropy of So-Called Effective Altruism
Сегодняшние цели эффективного альтруизма
За разговорами о перспективах решений кучки миллиардеров проблем на дистанции в тысячи и миллионы лет, теряется сиюминутная актуальная польза, которую это им приносит.
Новая версия мифа почему плохо на самом деле хорошо, почему массы, которые пашут на то, чтобы в руках великого лидера аккумулировалось богатство и власть фараонов — это справедливость, очень удобно для тех, кто уже является миллиардером или верит в свои перспективы пополнить теснейшие ряды этого класса. Это даёт вполне практическое оправдание тезиса, почему миллиардеры вообще не должны облагаться налогами.
Современный миф меритократии, утверждающий, что только самые лучшие, тяжело работающие и инноваторские личности поднимаются на вершину и заслуживают баснословных вознаграждений, что они их заслуживают, потому что на самом деле превосходят массы, при всей своей эзотерической природе, служит вполне практическим целям. Если в этой мифологии есть правда, что господствующий правящий класс заслуживает своего богатства, заслуживает их уважения, то логически следует, что мы действительно должны полагаться на них во всех человеческих делах — например, какие проблемы мы должны решать, какие ресурсы должны быть выделены для них, какие люди и людские проблемы достойны времени и внимания, а какие — просто должны пойти на топливо в паровую топку цивилизации.
В конце концов, именно так функционирует современная политическая система. Формально, у каждого есть право голоса и выборы проводятся со священной регулярностью. Но реальное влияние исходит от людей, которые могут купить доступ, и от лоббистов, которые следят за миллионами политических кандидатов и покупают освещение в СМИ для своих излюбленных целей. Единственный способ, которым мы позволяем этой системе сохраняться, — это то, что в основе нашего общества лежит ложь, что эти люди на самом деле лучше, что они на самом деле умнее, что они действительно знают, что лучше для наших интересов, чем рядовые люди, которые работают на них и других капиталистов каждый день.
Если Билл Гейтс говорит, что биг фарма должна сохранить свои патенты на вакцины, то кто мы такие, чтобы сомневаться в нем. Если Сэм Бэнкман Фрид хочет выбирать победителей на праймериз политических партий США — он может это сделать. Если Илон Маск хочет десятки миллиардов реальных денег, чтобы назначить единоличным распорядителем свободы слова — кто мы такие, чтобы его остановить. Если Джефф Безос хочет купить одну из самых влиятельных газет планеты The Washington Post — зачем говорить ему «нет».
Эффективный альтруизм — еще один способ оправдать, почему мы должны верить в прихоти и расчеты миллиардеров, почему мы должны полагаться на их справедливость в оплате и организации условий труда, вместо того, чтобы создавать профсоюзы, опираться на демократию, облагать их богатство высокими налогами и позволять гражданам коллективно, демократически определять потребности и интересы нашего общества, проблемы и риски строительства общей человеческой цивилизации и распределять коллективные ресурсы, необходимые на их решение.
Два месяца виртуального сервера VPS/VDS по цене одного по промокоду HABRNEW от AdminVPS
P.S. Телеграм автора Левый угол.