Е-байк Airwheel R8: недомопед или перевелосипед
Соберите в одной компании владельцев Audi, BMW и, например, Peugeot, и вы получите запальную дискуссию о преимуществах родной машины. И это ещё про iOS vs Android не вспомнили. Но все эти «зарубы» ничто по сравнению с группой велосипедистов, обсуждающих своих железных коней. Они готовы воткнуть спицу в душу и посадить на вилку всех, кто считает все велосипеды равными между собой средствами передвижения по городской или парковой среде. Мы решили ввязаться в такую дискуссию и рассказать об Airwheel R8 — как бы выразился Карлсон, самом лучшем в мире привидении велосипеде с моторчиком (но это не точно).
Ещё недавно наш блог на Хабре был в основном про е-буки, а теперь вот ещё и про е-байки будет немного :) А всё потому, что героем сегодняшнего обзора является Airwheel R8 — интересная новинка, велосипед с электромотором. И, чтобы не тянуть кота за хвост, давайте сразу к делу.
Технические характеристики
Перед дальнейшим знакомством с транспортным средством важно посмотреть на его технические характеристики. Существует две модификации, которые ниже обозначены [1] и [2]:
Тип двигателя: мотор-колесо, бесщёточный двигатель
Мощность электромотора: 235 Вт (0.32 лс)
Непрерывная выходная мощность: 200 Вт
Номинальный выходной вращающий момент: 9 Н⋅м
Номинальное напряжение: 36 В
Диапазон скорости: 210 об/мин
Мощность двигателя относительно небольшая — на рынке существуют модели вдвое/втрое мощнее. Но в этом вопросе есть один важный нюанс, который заключается в пункте 1.2 ПДД. А там:
»Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.»
Получается, что Airwheel R8 это в первую очередь именно велосипед, но на стероидах в виде электродвигателя, причём с практически максимальной для этой категории мощностью. Ебайк:) Кстати, за бугром транспортные средства с такими характеристиками называют «педелек» — pedelec (Pedal Electric Cycle). Ещё чуть-чуть и он стал бы мопедом, со всеми вытекающими последствиями: только с 16 лет, необходимость иметь права категории М (и постоянно возить их с собой), шлем (впрочем, это не столько хотелка закона, сколько здравый смысл) и т.д. А сейчас получается, что велосипед доступен всем желающим.
Тип батареи: Li-Ion
Производитель: LG (Корея)
Ёмкость батареи: [1] — 162.8 Вт⋅ч, [2] — 214.6 Вт⋅ч
Время зарядки: 120 [1] или 180 [2] минут
Зарядное напряжение: AC 220 В, 50−60 Гц
Зарядное устройство: 2 А, 42 В
Показатель защиты от пониженного напряжения: ⩾ 30,5 В
Показатель защиты от перегрузки по току: ⩽ 18 А
Напряжение на USB-выходе: 5 В
Оптимальная температура: -10°C ~ 40°C
Защита от: перенапряжения, перезаряда, переразряда, перегрузки, замыкания, перегрева, переполюсовки.
Запас хода на одном заряде: [1] — 15–20 км, [2] — 20–25 км
Максимальная скорость: 27 км/ч
Максимально допустимый наклон: ~15°
Материал рамы: алюминий
Длина/высота рамы: 620 (24») / 510 (20») мм
Максимальная нагрузка: 100 кг
Диаметр колёс: 26 дюймов
Размер: 1730 × 630 × 1100 мм
Вес изделия: 19.5 кг
Цвет: чёрный или белый
Внешний вид и нюансы конструкции
Рама
Основой любого велосипеда является рама, конструкция которой определяет его потенциал, характер и надёжность; это примерно как скелет у человека. Если говорить о профессиональной езде, то там любая мелочь имеет значение — не только материал рамы, её форма и размеры, но и множество других нюансов — высота каретки, угол рулевого стакана и т.д. А как следует даже из вводных фотографий выше, Airwheel R8 — велосипед не для профессиональных и экстремальных покатушек, поэтому будет правильней рассматривать его в первую очередь как «гражданский» транспорт, со стороны обычного среднестатистического пользователя.
Стабильность и манёвренность — две важных характеристики любой рамы, порой приходится выбирать что-то одно, но в у велосипеда из обзора есть конструктивные особенности от каждой из характеристик. В основе рамы R8 лежит профилированная треугольная труба из алюминия (в плане жёсткости это лучше, чем труба с круглым сечением). Верхняя, нижняя и подседельная трубы образуют треугольник с закруглёнными углами (во как!), сварных швов на ней не видно. Первый шов, который попадается на глаза — в районе рулевого стакана, остальные — в районе каретки и задних перьев. Кареточный узел ниже уровня осей колёс. Верхнее перо заднего треугольника довольно длинное, через контактную площадку приварено к подседельной трубе, но к нижнему перу оно крепится болтами.
В целом, довольно необычное сочетание — чувствуется, что инженеры сражались за этот велосипед, но дизайнеров было тупо больше:) Впрочем, нельзя сказать, что рама получилось неудачной или ненадёжной — вполне себе приличная рама, которая в испытаниях никак негативно себя не проявила.
А вот что реально расстраивает в Airwheel R8 — то, что он является ригидом (rigid — твёрдый), то есть не имеет амортизаторов (не считая крошечного амортика-пружинки с ходом в 1.5 см, встроенного в подседельный штырь).
Это один из самых старых типов конструкций, но сейчас он если где и используется, то в основном на шоссейниках, коим R8 точно не является. Как и не является он хардкорным внедорожником, несмотря на относительно «злую» стоковую резину. Поэтому в данном случае имеем дело, скорее, с одним из способов удешевления конструкции, а как следствие — со снижением комфорта (для рук, булок и для потенциально закреплённого на руле смартфона) во время езды по местам с «неровным» покрытием.
Почему-то в голове всплывает автомобильная метафора под названием «кроссовер» — городские автомобили повышенной проходимости. Возможно сейчас кто-то подумал »хм, у меня кроссовер и я на нём в такиииие места заезжал! » и будет прав — то же самое можно сказать и про Airwheel — заехать на нём можно много куда и по любым дорожкам. Но с подвесом было бы всяко комфортней :) С другой стороны, у жёсткой вилки тоже есть свои плюсы, да и в детстве мы на таких великах отлично катали и ничё. В конце концов ничто не мешает вам отдельно купить вилку с амортизатором и поставить её взамен штатной.
Что касается крыльев — их «из коробки» нет, но опционально их можно поставить. Спереди — в вилку или вместе с креплением фары, сзади — либо в отверстия на верхнем пере, либо через хомут на подседельный штырь.
Седло и педали
В комплекте с Airwheel R8 идёт мягкое широкое седло, в простонародье — «диван». Такое комфортно для длительных поездок, хотя вещь — сугубо индивидуальная, поэтому если штатное седло не подойдёт, его всегда можно заменить на другое.
Подседельный штырь довольно большой, входит в подседельную трубу, есть возможность регулировки сиденья по высоте. Рамка седла крепится к штырю через болт с внутренним шестигранником.
Педали — довольно простенькие пластиковые топталки с шипами. Зачем-то складные. Впрочем, иной раз как раз из-за выпирающего сантиметра не закрывается багажник или не умещается что-то в гараже, поэтому пусть лучше будут складные — это никак не мешает.
Руль
Ещё одна важная, но опять же довольно индивидуальная вещь, которую в случае необходимости легко и относительно недорого можно поменять под потребности. Но вряд ли на этом R8 нужны усы, бабочки, бараньи рога и прочая экзотика — штатный (довольно простой) флэт-руль, весьма характерный для горных великов, вполне решает возложенные на него задачи.
Так, например, на руле уместились все необходимые навесные железяки (тормоза, переключатели скоростей, бортовой компьютер, блок включения фар/сигнала) и при этом ещё остаётся немало места для потенциального дооснащения. Грипсы ровные, из довольно жёсткой резины — можно кататься без перчаток, но с перчатками будет комфортней. Впрочем, это тоже лучше выбирать отдельно, по своим предпочтениям.
Крепление осуществляется на простеньком металлическом выносе, который зажимает руль одним болтом с шестигранником. Вынос длинноват — если всё же использовать R8 для покатушек по лесам и полям, то лучше поставить укороченный вынос.
Тормозная система
Спереди и сзади на Airwheel R8 устанавливаются механические дисковые тормоза. Отличное решение: эффективнее ободных механизмов, надёжное и, но не такое дорогое (и геморройное в обслуживании), как в случае с гидравлическими. Тормозные ручки довольно простые.
Для неизбалованного пользователя потенциала тормозной системы хватит с головой.
Колёса
А что колёса? Про них известно лишь то, что они имеют диаметр в 26 дюймов. Гора спиц, спереди и сзади используются алюминиевые втулки Quando.
Резина — типичные полуслики: невысокий и ровный протектор в центральной части с небольшими шипами по бокам.
Такая резина универсальна, подходит как для езды по ровному асфальту (с отличным накатом), так и для лёгкого бездорожья (не очень для мягкого грунта, хотя это ни разу не остановило от езды по песку). Что, собственно, ещё раз подчёркивает «кроссоверность» велосипеда, упомянутую выше.
А впрочем, один важный «колёсный» момент всё же есть, даже, пожалуй, ключевой в этом обзоре — на втулке заднего колеса закреплён бесколлекторный (бесщёточный) электромотор, который и будет приводить велосипед в движение при необходимости.
Размером чуть больше планетарной втулки, с высоким КПД, бесшумный, без вибраций, долговечный — вот это вот всё. Где-то там же внутри скрыт редукторный механизм с муфтой свободного хода (она же обгонная муфта), который не будет мешать вращению педалей, если вдруг захочется поехать своим ходом.
Переключение скоростей, фары и прочий обвес
Как известно, дополнительные опции в автомобиле иногда легко добавляют половину к изначальной стоимости. Похожий расклад с велосипедами — количество и качество обвеса определяет удобство/надёжность/крутизну велика, но и, как следствие, его стоимость. На простую раму можно поставить дорогой и навороченный обвес — получится конфетка, если на навороченную раму поставить простой обвес — получится что-то нелогичное. Не берусь судить о качестве рамы Airwheel R8 спустя пару недель покатушек, но если говорить про его обвес, то он тут довольно простой.
Начнём сверху вниз, слева направо.
Слева на руле, вплотную к грипсе, расположен небольшой блочок управления с двумя кнопками — красная включает свет, зелёная издаёт сигнал.
За блоком — ручка переднего тормоза, от которого помимо тросика идёт кабель, передающий команду отключения мотора при торможении.
За свет спереди отвечает закреплённая на короне вилки фара с довольно выпуклой линзой — в тёмное время суток светит очень здорово, даёт яркий и сфокусированный поток света, угол наклона можно регулировать. Из неё же издаётся звуковой сигнал, который, к слову, ни разу не похож на велосипедный (но для обозначения своего присутствия пойдёт).
За свет сзади отвечает фонарь с 27 (9 штук в 3 ряда) светодиодами — он автоматически загорается при торможении (ярче), либо постоянно горит при нажатой кнопкой на руле. Свет также очень яркий.
Говоря проще, в Airwheel R8 вопрос с освещением решён «из коробки», а это довольно важный момент.
Правая часть руля более загруженная — на ней, помимо ручки заднего тормоза, расположен переключатель скоростей Shimano, а также бортовой компьютер с переключателем электромотора, о котором чуть ниже.
Суммарно от руля уходит аж 8 проводов, которые толстой некрасивой косичкой крепятся к выносу и далее расползаются по всему транспортному средству. Зато всё питается от аккумуляторного блока, а не от аккумуляторов или батареек (как обычные навесные гаджеты).
Кстати, что касается «скоростей» — используется 7-скоростная кассета с задним переключателем начального уровня Shimano Tourney TY300. Вариант явно не для гонщиков, а просто для большинства среднестатистических вело-пользователей.
На нижнем левом пере расположена боковая подножка, с которой велосипед можно поставить куда угодно — конструкция получается весьма устойчивой. Но вообще недавно у друзей подсмотрел такой вариант крепления: внутри рамки педалей они приклеивают мощный неодимовый магнит, благодаря которому велосипед легко «присасывается» к заборам и любым столбикам.
Как видно, из минимально необходимого обвеса есть всё (ну разве что подстаканник можно к раме прикрутить), на руль можно прикрепить ещё пару ништяков и какую-нибудь сумочку под раму (для ключей и прочих мелочей). А вот с багажником для груза и уж тем более с детским креслом, боюсь, будет сложновато.
Бортовой компьютер
Пожалуй, второй по важности (после моторчика) компонент Airwheel R8 — маленькая коробочка на правой части руля. Он не универсальный, поэтому его надо беречь — если с ним что-то случится, то крутить педали придётся только ногами :)
Устройство включается автоматически при нажатии кнопки на аккумуляторном блоке (он выступает источником питания, с ним же передаются все данные). На экране выводится различная информация — заряд аккумулятора, текущая скорость, пройденное за поездку расстояние, общее пройденное расстояние и т.д. А также текущий режим работы и уровень вмешательства электромотора в процесс передвижения. Режимов передвижения три: полностью на электромоторе, с помощью электромотором и на мускульной силе.
Если ехать только на электромоторе, то кнопками на гаджетике можно выбрать один из 16 уровней мощности, которые тут идут от 1 до 9 и далее от A до F, где F — самый мощный режим.
В режиме помощи электромотора велосипедисту («Режим с усилителем»), уровней уже 9 — ну типа как помощь с шагом в 10%, от 0 до 90%. По сути это такой же режим, что и предыдущий, но тут ещё надо крутить педали (забирая часть затрачиваемой на движение мощности на себя).
Ну и третий режим — собственно, просто велосипедный, когда велосипедист сам крутит педали без участия электромотора.
Есть еще четвёртый режим, секретный — катание без включения мотора и прочих электронных штучек, как на обычном велосипеде. В таком случае компьютер ничего не будет показывать, но зато окружающие не будут говорить, что вы читер :)
Чтобы задействовать помощь мотора в выбранном режиме, достаточно нажать ручку под велокомпьютером и велосипед поедет. Мощность добавляется плавно, но чем сильнее жмёшь, тем интенсивнее набираются обороты (и расходуется аккумулятор).
Со смартфоном велосипед никак не связывается, хотя некоторые другие транспортные средства из арсенала Airwheel на это способны. Впрочем, ничто не мешает использовать какой-нибудь RunKeeper или Strava — он покажет и скорость, и расстояния и всё-всё-всё.
Аккумулятор
Как уже можно было заметить, в «треугольнике» рамы закреплён пластиковый корпус контроллерно-аккумуляторного блока — внутри находятся аккумуляторная батарея и микросхемки для управления всем этим арсеналом.
Слева на корпусе расположен USB-разъём, от которого можно заряжать смартфон или запитать девайс типа action-камеры. Но надо понимать, что торчащий провод может мешать крутить педали, поэтому нужен провод с L-образным штекером (для того же айфона идеальным будет провод Nonda ZUS с пожизненной гарантией).
Справа — кнопка включения электрической составляющей велосипеда, а также штекер для зарядки. Все три разъёма защищены резиновыми заглушками, однако, кататься в дождь всё равно не стоит.
Аккумулятор велосипеда заряжается через адаптер от обычной розетки, на что уходит около трёх часов (для версии с аккумулятором на 214.6 Вт⋅ч).
Блок опционально можно снять и унести домой, но это не такое простое занятие. Поэтому лучше во время зарядки подкатывать велосипед к розетке — например в гараже или в офисе.
Испытания
— Дорогой, ты спишь?
— Да
— Тогда слушай…
Вероятно вам не очень интересно читать о том, как я где-то катался на велосипеде, а больше хочется узнать про возможности электромотора. Но, как говорится, строчкой больше, строчкой меньше:)
Катался много где — и в городе, и по лесу, и по песчаному карьеру, как в гору, так и с неё. Дискомфорта, который пророчат диванные велосипедисты при виде жёсткой вилки тут нет — да, может не так комфортно, как было бы с амортизатором, но ничего ужасного нет. Не S-класс, но и не УАЗик.
Для тех, кто умеет ездить на велосипеде, привыкать к чему-то новому не придётся — это всё тот же велосипед, который при нажатии рычажка сможет поехать сам. Но да, эта самая помощь непривычна и ощущается как что-то необычное, инородное. Хотя очень скоро привыкаешь :)
Производитель заявляет запас хода в 20–25 км для более мощной версии R8 — эти цифры очень похожи на правду, хотя замера «от звонка до звонка» на ровной дороге на одном только аккумуляторе произвести так и не удалось. В смешанном режиме за раз проезжалось по 30–40 километров. Но то, что аккумулятор не сдыхает раньше — это точно. В других обзорах можно увидеть информацию о том, что на одном заряде удавалось выжать более 30 километров на электротяге — при определённых обстоятельствах это наверняка возможно. Ведь у каждого всё индивидуально: вес велосипедиста, его аэродинамика :) скорость, равномерность движения, рельеф местности, качество дорожного покрытия, погода, давления в шинах и т.д. Даже само начало движения имеет значение: одно дело когда вы с места жмёте «тапок в пол» для электродвигателя, другое дело — когда начинаете ехать сами и только потом добавляете электрической магии.
В один из дней был тяжёлый во всех смыслах заезд по лесу, полю и песчаному карьеру (прямо по песку) — вот где электротяга выручала. Наверняка вам знакома ситуация, когда колёса «тонут» и расползаются в песке, нужно со всей силы крутить педали, но через пару метров велик всё равно останавливается. Так вот, с R8 такого нет — по песку он гребёт вполне уверенно :) Но и аккумулятор в таком режиме разряжается быстрее, равно как и при езде в гору. Просто жмёте рычажок — аккумулятор со 100% сразу «разряжается» вдвое, но когда нагрузка падает, запас восстанавливается.
Ну нет, конечно же это постановочный кадр — по такой толще песка никто бы не проехал (да и не провалился бы настолько)
Вот как было на самом деле — по такому рельефу велосипед легко проезжает
В горку R8 заезжает довольно легко, но максимальная скорость в таком случае составляет не больше 15–20 км/ч, в то время как максимальная скорость на электротяге составляет 27 км/ч. В большую горку по песку (как на заднем плане) и по песку R8, к сожалению, сам не заезжает.
Что происходит, когда аккумулятор разряжается? Несложно догадаться — ебайк превращается в элегантный велик с 7 скоростями, один на один с «секретным четвёртым режимом» :) Реакция на переключатель электродвигателя пропадает — байк просто перестаёт сам ехать. Впрочем, разрядить его так, чтобы не работал даже бортовой компьютер, у меня так и не получилось.
Цепь на кочках иногда задевает нижнее правое перо — стандартная болячка многих велосипедов, от которой есть немало средств исцеления: от народных перемоток изолентой до фирменных наклеек и прочей кожуры (цена вопрос — 0–200 рублей).
Стоимость
Часто производители не указывают в обзорах цену продукта, чем бесят. Но про цену хочется написать не только для того, чтобы избежать первого комментария «и почём?», а ещё и потому, что цена… мм… довольно адекватная. По цене обычного велосипеда с хорошим обвесом.
Модель с аккумулятором 162.8 Вт⋅ч стоит 43 490 рублей, в то время как версия с аккумулятором 214.6 Вт⋅ч стоит на 3 тысячи дороже — 46 490 рублей.
Скидка 10%: любую модификацию Airwheel R8 можно взять со скидкой в 10%, если до 30 июня (включительно) в интернет-магазине Palmstore в поле «Купон» ввести кодовое слово »habrr8».
Много это или мало? За эти деньги можно купить хороший велик с качественным обвесом, который прослужит много лет. Но в котором педали придётся крутить самостоятельно (что в общем-то даже хорошо). Если же говорить про электровелосипеды, то найти что-то качественное за эти же деньги вряд ли получится: даже «conversion kit»-ы порой стоят дороже, а тут уже сразу велик «под ключ». Который, хочется верить, также прослужит не один год, но это, как говорится, покажет только время.
Вместо вывода
Велосипеды всех мастей — формирующееся лицо новой городской среды. И Airwheel R8 — отличный велосипед для размеренной и неагрессивной езды, который откроет вам калитку в мир электротранспорта (электровелосепед — первый шаг к Tesla).
Кстати, интересно, почему Элон Маск решил делать огнемёты, а не ебайки?