Дзен в управлении продуктами
Всем привет!
На связи GlowByte Soft. В серии статей мы хотим рассказать о разных подходах к управлению продуктами, проектами и услугами в разрезе практической реализации фреймворков. В качестве инструмента будем использовать ZenTao — профессиональный инструмент для управления проектами, разработкой и тестированием.
Как быстро установить ZenTao Max на Windows или Astra Linux, рассказали в наших предыдущих статьях. Устанавливайте и пробуйте!
А подробнее о самой системе и о том, какие ИТ- и бизнес-процессы могут быть реализованы в ZenTao, можно прочитать тут: ZENTAO — больше чем просто ITSM-платформа.
Это послужит основой, на которой будем строить понимание более комплексных и специализированных практик, о чем и планируем рассказывать в последующих статьях.
Основная концепция ZenTao: роли, процессы, контроль качества и т. д.
Итак, поехали!
Прежде чем начать создание продукта, давайте разберемся в концепции ZenTao.
Концепция ZenTao
Уровни управления и реализации
В основе ZenTao лежит »Программа» — набор скоординированных проектов, которые связаны на высшем уровне. В ней стейкхолдер формулирует стратегические направления, распределяет ресурсы на макроуровне и поддерживает иерархический принцип управления.
Руководители могут выстраивать стратегию с помощью многоуровневой структуры:»Программа» → «Продукт» или «Программа» → «Подпрограмма» → «Проект». Как показано на схеме ниже, «Программа» находится на высшем уровне, под ней могут управляться одна или несколько «Подпрограмм», «Продукты» и «Проекты».
«Программа», «Подпрограмма», «Продукт» и «Проект» в ZenTao могут быть изолированы друг от друга посредством управления доступами.
Ключевые объекты
В ZenTao четко определены понятия продукта, проекта и теста: команда продукта, команда разработчиков и команда тестирования работают вместе, проверяя друг друга, настраивая и используя фреймворки соответствующей практики. Команды взаимодействуют друг с другом посредством основных объектов: стори, кейса, задачи и бага.
Рабочий процесс
В ZenTao уже настроено 15 рабочих процессов: «Программа», «Продукт», «Проект», «План», «Релиз», «Стори», «Обратная связь», «Запрос», «Кейс», «Баг», «Задача», «Сборка», «Спринт», «Библиотека кейсов», «Тестовый набор».
Команды могут создавать и настраивать рабочие процессы в зависимости от практики, функциональных модулей и типа проекта в модуле »Процессы».
Фреймворки
Чтобы упростить настройку и адаптацию под нужды конкретного проекта, в ZenTao Max преднастроены 5 фреймворков:
Скрам (Scrum),
Каскадная (Waterfall),
Канбан (Kanban),
Эджайл+ (Agile+): Скрам + Канбан,
Каскадная+ (Waterfall+): Каскадная + Скрам+ Канбан.
Создать проект» />
Пользователь выбирает фреймворк в модуле »Проект» → Создать проект
Фреймворк Скрам в ZenTao
Скрам-команда
Владелец продукта
Скрам-мастер
Команда разработки
ZenTao для владельца продукта в Скрам
Роль владельца продукта («Продакта», или PO — Product owner) — ключевая в контроле реализации максимальной ценности продукта, создаваемого командой. Его основной артефакт — продуктовая инициатива. Для ее успешной реализации задачи владельца продукта разделяются на два основных направления:
организацию и ведение списка функции продукта — бэклога;
работу в тесном взаимодействии с командой разработки.
Фреймворк ZenTao для владельца продукта
Основной инструмент для владельца продукта в ZenTao — одноименный модуль »Продукт». В нем централизованы все функции, которые владелец продукта использует в работе, — от разработки структуры продукта до анализа обратной связи по итогу релиза.
Интерфейс дашборда для владельца продукта
Планирование
Начнем с верхнего уровня стандартного ИТ-продукта (и не только) — планирования разработки и реализации.
Для того, чтобы реализовать »Дорожную карту» (или Roadmap) в системе ZenTao, владелец продукта использует подмодуль »План». Здесь составляется список всех ключевых этапов, создаются дочерние планы, определяются планируемые сроки реализации и др.
Продукт → План → Создать план
На основании такого «Плана продукта» в системе по умолчанию формируется «Дорожная карта». Она визуально показывает весь жизненный цикл продукта, иллюстрируя сборки, планы и сроки.
Продукт → Дорожная карта
Управление бэклогом продукта
В классическом Скраме всем известно понятие «Пользовательская история» (User story) — краткое описание функциональных возможностей от лица пользователя.
В системе ZenTao для ведения бэклога владелец продукта использует подмодуль »Стори». Здесь составляется список функциональных требований с описаниями, распределяются приоритеты, осуществляется контроль и др.
Продукт→ План → Выбрать нужный → Создать стори
ИЛИ
Продукт → Стори → Создать стори
В сферу управления бэклогом продукта входит:
описание элементов бэклога продукта;
определение приоритета этих элементов;
оптимизация качества работы скрам-команды;
обеспечение прозрачности и понимания для всех участников команды.
Создавать «Стори» для продукта может любой участник скрам-команды. Владелец продукта получит «Стори» на рассмотрение, и, только если он ее утвердит, она будет в конечном итоге включена в бэклог.
При создании «Стори» важно указать приоритет и категорию согласно этапу жизненного цикла продукта и срокам.
Продукт→Стори→Создать стори→Приоритет
Владелец продукта может настраивать и редактировать «Стори», управлять рассмотрением и привязывать «Кейс», используя боковую панель, выбрав нужную «Стори» из списка.
В управлении комплексными продуктами можно также использовать подмодуль »Эпик»– для группировки нескольких «Стори» бэклога.
Взаимодействие с командой
Эффективная коммуникация всех участников скрам-команды — ключ от успешного релиза. Владелец продукта выступает в качестве связующего между командой и пользователями, а также отвечает за формулирование видения продукта для стейкхолдера, чтобы последний мог визуализировать ожидания посредством дорожной карты продукта.
Работа РО с командой ведется в следующих конфигурациях:
в отслеживании хода выполнения задач бэклога в каждом спринте;
в участии в скрам-собраниях, включая планирование, обзор и ретроспективу спринта;
в адаптации команды к препятствиям по ходу разработки продукта.
Отслеживание прогресса бэклога
Контроль и визуализация степени влияния изменений требований.
Продукт→Отслеживать
Вся история изменений
Продукт→Динамика
Участие в собраниях Скрам
Согласно подходу Скрам, команда продукта и команда разработчиков проводят регулярные «совещания по планированию спринта». В ходе встреч владелец продукта объясняет участникам команды требования, которые необходимо реализовать в текущем спринте, и обеспечивает последовательное понимание этих требований всеми участниками процесса.
Все запланированные встречи можно посмотреть в личном «Календаре», не выходя из системы.
Главная→ Календарь
Релиз продукта
После того как план продукта реализован и протестирован, он должен быть окончательно принят Владельцем продукта, после чего продукт/новая версия выпускается.
Продукт → Релиз→ Создать Релиз
Управление обратной связью
После релиза владелец продукта может собирать отзывы от клиентов, пользователей, отделов маркетинга или службы поддержки клиентов.
Обратная связь может быть преобразована в стори или баги, а приоритеты установлены и связаны со следующим спринтом разработки.
Обращение → Отзывы
To be continued… В следующей статье мы с коллегами планируем подробнее рассказать о фреймворках и функциональном использовании ZenTao для скрам-мастера и команд разработки. Об этом и многом другом мы также общаемся в нашем Телеграм-сообществе, созданном GlowByte. Обязательно присоединяйтесь и задавайте вопросы. Будем познавать Дзен все вместе!