«Джеймс Уэбб» нашёл ещё четыре галактики, существовавшие спустя всего 330-350 млн лет после Большого Взрыва

Международная группа астрономов проанализировала данные космического телескопа «Джеймс Уэбб» и обнаружила в них свидетельства существования четырёх самых ранних галактик из всех, что удалось обнаружить на сегодняшний день. Они существовали уже через 330–350 млн лет после Большого Взрыва. Открытие объектов и подтверждение их возраста проходило с использованием методов спектроскопии в рамках проекта JADES (JWST Advanced Deep Extragalactic Survey) по изучению отдалённых объектов Вселенной. Это не первый раз, когда «Уэбб» находит столь древние объекты, но первый, когда их возраст был достоверно подтверждён дополнительными измерениями.

Результаты наблюдений и анализа изложены в двух научных статьях, ещё не прошедших рецензирование, но находящихся в открытом доступе:

Программа JADES использовала инструмент NIRCam на протяжении более чем 10 дней времени для наблюдения областью Ultra Deep Field. Учёных интересовало красное смещение — «явление, при котором длина волны электромагнитного излучения для наблюдателя увеличивается относительно длины волны излучения, испущенного источником». На изображении ниже красное смещение обозначено буквой z. Чем выше значение, тем дальше находится объект.

39b94bff66e4f69d2304511751422da6.jpeg

Значение z на представленном изображении варьируется в пределах 10,38–13,20. Как указали исследователи, это соответствует времени, когда Вселенной было примерно 330 млн лет, что указывает на новый рубеж в поиске самых далёких и древних галактик. Свет от этих галактик чрезвычайно слабый из-за расстояния, на которое они удалены от наблюдателя, в данном случае — от «Уэбба».

Ниже представлен ещё один снимок, взятый из препринта научной работы. Свет собирался с использованием фильтров F444W, F200W и F115W (длины волн от 0,8 до 5 мкм).

47728d206a666159c2df547985796fa0.png

«Уэбб» уже находил кандидаты в столь древние галактики, например, в скоплении Пандора или Abell 2744, а также галактику CEERSJ141946.35+525632.8 (она же галактика «Мейзи» или Maisies). Эти и не только эти кандидаты обладают z > 10, но их возраст пока не подтвеждён, в отличие от четырёх объектов JADES, что делает их самыми ранними известными и подтверждёнными галактиками. Впрочем, у JADES не самые древние кандидаты. Та же «Мейзи» обладает z = 14, то есть она существовала уже через 286 млн лет после большого взрыва. А 20 июля этого года в своём блоге в Twitter планетолог Пол Бирн сообщил, что «Уэбб» обнаружил галактику, уже существовавшую всего через 300 млн лет после Большого Взрыва.

В 2023 году команда JADES займётся наблюдениями в Hubble Deep Field, после чего вернётся в Ultra Deep Field, чтобы проверить остальных кандидатов.