«Джеймс Уэбб» дополнил данные о древней галактике, найденной 10 лет назад «Хабблом» и «Спитцером»

Десять лет назад космические телескопы «Хаббл» и «Спитцер» обнаружили кандидата на самую древнюю из известных галактик — MACS 0647-JD. Предположительно, она находится на расстоянии около 13,3 млрд световых лет от Земли. Обнаружить её удалось благодаря гравитационному линзированию скопления MACS J0647. После старта работы «Джеймса Уэбба» исследователи вновь обратились к этому объекту и обнаружили, что небольшая красная точка на снимке на самом деле содержит в себе не один, а два древних объекта.

Система MACS 0647 также трижды линзировала MACS 0647-JD, в результате чего её изображение появилось в трёх разных местах. На изображении ниже эти места выделены белыми прямоугольниками и помечены как JD1, JD2 и JD3, увеличенные изображения показаны справа. Данные были получены с помощью камеры ближнего ИК-диапазоне (NIRCam). Синий цвет присвоен длинам волн 1,15 и 1,5 мкм (фильтры F115W, F150W), зелёный — 2,0 и 2,77 мкм (F200W, F277W), а красный — 3,65 и 4,44 мкм (F365W, F444W).

0dec1819736c8abca1309c1bd280fa19.jpegСправка: Откуда у звёзд на снимке «шипы»

На изображениях можно заметить яркие дифракционные лучи, появившиеся благодаря особенностям строения телескопов. Эти лучи не существуют в реальности. Эффект появляется благодаря дифракции света, слегка нарушающей его структуру на итоговом изображении. Она происходит из-за поддерживающих вторичное зеркало растяжек. На изображении ниже представлен пример, как их количество и расположение влияет на конечный вид лучей на изображении. Кроме того, свет взаимодействует с 18 позолоченными сегментами, составляющими основное зеркало «Уэбба».

b497357c25971715f153782c338bc7d3.png

Новые данные подтвердили, что объекты появились спустя 400 млн лет после Большого Взрыва. На текущий момент исследователи не уверены, что это — две галактики или два скопления внутри одной галактики. Учёные даже допускают, что это две сливающиеся галактики. Если версия подтвердится, это будет самое раннее слияние из всех, когда-либо обнаруженных.

На видео ниже представлено уже два разных изображения. Если присмотреться в другому снимку, можно заметить, что у двух объектов преобладают разные цвета — один более синий, другой более красный. Преобладание синего указывает на относительно молодые процессы звёздообразования и почти полное отсутствие пыли. Красные участки наоборот старше и богаче пылью.

Подробности обзора опубликованы в свободном доступе на arXiV в статье »JWST reveals a possible z ∼ 11 galaxy merger in triply-lensed MACS0647–JD».