Две столичные сети кофеен ввели систему распознавания лиц покупателей. Юристы ожидают исков
Фото: Petr Magera/Flickr
Московские сетевые кофейни «Правда кофе» и OneBucksCoffee начали тестировать в своих заведениях сервис распознавания лиц. Они заявили, что хотят таким образом изучить привычки своей аудитории.
До этого подобные заведения использовали систему, в основном, для изучения трафика, оплаты покупок или борьбы с воровством.
Техническое решение предложила компания Ivideon. Ее представитель сообщил, что система позволяет формировать списки посетителей (постоянных или нежелательных), настраивать уведомления при обнаружении лиц из этих списков и искать конкретных людей в архиве. Данный сервис открыт как для персонала дата-центров, где хранится информация, так и для сотрудников самой компании.
Основатель сети «Правда кофе» Филипп Лейтес рассказал, что эксперимент распространили на девять кофеен. В дальнейшем технологию могут внедрить во всех 60 франчайзинговых предприятиях. В OneBucksCoffee тестируют сервис в четырех заведениях, но планирует расширить его на все 120 точек.
Лейтес объяснил необходимость этого нововведения тем, что у покупателей, которые берут кофе с собой, оказались непопулярными карты лояльности. Система распознавания лиц, по его словам, поможет продавцам анализировать предпочтения аудитории и менять меню.
В другой сети, Cofix, подтвердили, что применяют технологию для создания «умных» витрин. В сети «Кофе Хауз» технологию Face ID используют для оплаты заказов без смартфона или банковской карты.
Однако руководитель практики «Особых поручений» коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай считает, что широкое внедрение идентификации лиц вызывает дискуссию о том, является ли изображение человека его персональными данными или нет. До недавнего времени в судебной практике использование изображения без дополнительной информации таковыми не считалось. Однако, по мнению Тягай, «таргетирование предоставляемых услуг требует большей идентификации граждан, нежели чем простая фиксация лиц», что делает возможными иски от клиентов заведений.
Ранее в МВД сообщили, что систему распознавания лиц распространят на все 160 тысяч камер Москвы. Сейчас ею оснащены около трех тысяч камер.
См. также: «Видеонаблюдение в Москве: текущие реалии и перспективы»
Глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что работа интеллектуальных камер позволит эффективнее расследовать и предупреждать преступления, а также выявлять опасные криминогенные места и искать подходящие управленческие решения.
А вот в Австралии местное правительство хочет ввести обязательное сканирование лица для доступа к сайтам со «взрослым» контентом, в том числе порно или азартными онлайн-играми. «Службу проверки лица» разрабатывает министерство внутренних дел Австралии. Сервис будет сопоставлять фотографию человека со снимками, которые были использованы для какого-либо из его документов, удостоверяющих личность, для проверки возраста. Таким образом, подросток для доступа на сайт не сможет воспользоваться водительскими правами своих родителей.