Двадцать один год XXI века в мемах. Часть 4: 2016-2018
Первая, вторая и третья части обзора повествовали об интернет-культуре и мемах с начала нулевых по середину десятых. Теперь мы добрались до недавней, но уже слегка подёрнутой дымкой ностальгии эпохе второй половины 2010-х. До времени, когда интернеты приобрели уже почти современный вид, но ещё никто и помыслить не мог о том, насколько «ревущими» станут 2020-е.
Изначально я думал описать в этой части 2016–2019 годы, выделив начало 20-х в последнюю часть. Но четвёртая часть получилась бы перегруженной, а пятая включала бы всего два года и немного третьего. Посему деление на три и ещё три выглядит более логичным, тем более, что текста и про эти три года получилось довольно-таки много.
Итак, приступим!
▍ 2016: Страдающий ретровейв, this is fine!
2016-й оказался годом неожиданно возросшего интереса к прошлому. Прошлому в широком диапазоне: от древнейших эпох до недавних событий. Стала расти популярность книг, подкастов и youtube-каналов на исторические темы. Что интересно, стал выраженным запрос на разбор прошлого во всех его сложности и противоречивости, а не на упрощённые лубки «под ключ» тех или иных взглядов.
Не осталась в стороне от моды на историю и интернет-культура: в 2016-м возникло и оформилось сразу несколько меметичных явлений и трендов про прошлое.
В музыкальной и графической сфере произошёл взлёт популярности синтвейва / ретровейва: ностальгического жанра, обыгрывающего ритмы и образы эпохи классического киберпанка. 80-х и ранних 90-х годов. Собственно, как жанр синтвейв возник ещё в нулевые, но долгое время оставался достоянием ценителей. С середины десятых годов, с ростом ностальгии миллениалов по эпохе их детства и юности, ретровейв приобрёл массовую популярность.
Попутно он оброс очень характерными графическими чертами, своего рода иконографией. Типичный арт в стиле ретровейва выполнен на тёмном фоне яркими, в значительной степени «неоновыми» цветами. Он включает в себя плоскость в виде уходящей в горизонт координатной сетки — привет в том числе «Kung Fury» 2015-го года, заметно повлиявшего на популяризацию стиля и ностальгии по 80-м. Часто помимо плоскости наличествует уходящий в ту же бесконечность хайвей, отсылающий к популярному в 80-е годы жанру автогонок на игровых автоматах. Вдоль хайвея — футуристического вида фонари и пальмы, а на горизонте сияют всё тем же неоном небоскрёбы. Картину завершает огромное заходящее солнце, часто с характерными горизонтальными полосами-облаками.
В сочетании с ритмами синтвейва всё это создаёт сильный эффект узнавания эпохи ранних компьютерных игр, классического киберпанка, голливудских боевиков и образов идеальных, сферических в вакууме южных мегаполисов США: прежде всего Лос-Анжелеса и Майами. Океан обычно не попадает в кадр, но незримо присутствует.
Что интересно, в рунете вскоре возникла своя форма ретровейва: sovietwave. Она тоже ностальгически использует синтезаторные ритмы и графические образы 80-х, но уже в позднесоветском варианте.
Одновременно, всё в том же 2016-м, в рунете завирусились ещё два ярких и меметичных явления околоисторического свойства.
Поначалу, на рубеже нулевых и десятых, Дореволюцiонный Совѣтчикъ и был «советчиком», то есть классическим эдвайсом, квадратным шаблоном для мемов с персонажем между двумя полями для подписей. Мемы с очень усатым господином, чьё изображение было позаимствовано из дореволюционного газетного объявления про красивые усы, придумал креативщик Вячеслав Малахов. Они обыгрывали современные мемы, фразы и текущие события с переделкой под дореволюционную орфографию с ятями и ерами, а также под реалии поздней Российской имперiи эпохи развитого паропанка.
Шаблон мемов в 2011-м обрёл собственный паблик, оброс вариациями с гимназистами, царями, дамами, пародированием других мемов и обыгрыванием современной культуры в стиле Belle Époque. И, возможно, была бы забыта, как большинство других эдвайсов — однако в 2016-м образовалась одноимённая музыкальная группа с «дореволюционными» переделками известных песен образовалась, со всё тем же Малаховым и Константином «Князем» Новиковым. Она завирусилась и придала новый импульс популярности «дореволюционным» мемам и пародиям.
Страдающее Средневековье возникло ещё в 2015-м, но массовую популярность обрело в 2016-м. Его история началась с двух студентов, Юрия Сапрыкина и Константина Мефтахудинова. На паре по медиевистике в ВШЭ они решили, что странные рисунки из средневековых книг просто обязаны стать мемами.
Поначалу далеко не все верили, что публикуемые ими в одноимённом паблике изображения боевых зайцев на улитках, трубачей афедронами и прочих безумств — часто на грани и за гранью «приличий» — представляют собой настоящее средневековое искусство, а не современные пародии. Однако всё творившееся на картинках из старинных книг безумство оказалось вполне настоящим. А почему средневековые авторы рисовали такие причудливые вещи? Про это даже отдельная книга вышла, всё под тем же названием «Страдающее Средневековье».
Ещё одним явлением рунета, возникшим чуть ранее, но обретшим массовую популярность во второй половине 2010-х, стала «эстетика городских окраин». Или более кратко и ёмко, но менее печатно: эстетика е***ней. Одноимённый паблик возник и получил первые десятки тысяч подписчиков ещё в 2014-м, к 2016-му «ЭЕ» стала массовым явлением и получила множество пабликов-подражателей.
Поначалу смысл ЭЕ был скорее критическим и сатирическим, мрачно иронизировавшим над разрухой, унынием и безблагодатностью пейзажей постсоветских спальных районов, промзон, депрессивных городков, панельных домов и гаражей. Однако со временем фокус стал смещаться в сторону умения находить в подобных образах именно что эстетику, парадоксальную красоту и атмосферность. А также всё ту же ностальгию по уходящей натуре конца ХХ века, в том числе по не самым приглядным её сторонам. Примерно в этом же коренится пришедшийся на 2016–17 годы взлёт популярности мемов про гопников.
На 2016-й пришлась и «мемизация» андерграундного певца Геннадия Чернецова из города Ярцево Смоленской области, известного как Пророк Санбой. Санбой ещё в начале 90-х попал в книгу рекордов Гиннеса, проехав 80 километров на велосипеде, одновременно играя на гитаре, и получил в подарок микроавтобус от Вацлава Гавела. В 2016-м записи песен, философские алкопрогоны и танцы с бомжами в гаражах из видеоблога Пророка попали на Двач. Там они изрядно доставили двачерам, после чего распространились по соцсетям. Особенно аудиторию впечатлили хиты «Остров в океане» и «Выпила водку». Санбой стал персонажем мемов, героем тематического паблика, а его видеозаписи стали основой для множества роликов, в том числе уже в TikTok.
Помимо целого ряда культурных явлений, 2016-й подарил нам и несколько по сей день актуальных мемов в классическом смысле. К примеру, кто из нас не ассоциировал себя и окружающих с собачкой, флегматично сидящей на стуле посреди пылающего дома? Собственно картинка This is Fine как фрагмент веб-комикса Gunshow Comics художника Кейси Грина (KC Green) появился ещё в 2013 году. Полный стрип назывался The Pills Are Working, обыгрывал злоупотребление антидепрессантами и заканчивался весьма брутальной гибелью главного героя в пламени. В 2016-м мем из двух кадров стали массово постить и обыгрывать практически везде, включая политические шоу, мультфильмы и игры.
Не менее флегматичен, хотя и менее мрачен, мем Hahaha, classic про кота с косяком. Он тоже вышел из веб-комикса, на сей раз Megg, Mogg and Owl от Саймона Хансельманна. По сюжету кот Могг вечно накурен, как и его хозяйка, ведьма Мегг. Кадр с фразой Hahaha, classic ушёл в самостоятельное плавание, и с 2016-го используется по всем интернетам в значении «да-да, мы давно привыкли к подобному г…»
Ещё один завирусившийся тогда кот оснащён волшебной палочкой и произносит «Вжух». В отличие от первых двух мемов, он уже почти не используется, но в 2016-м он некоторое время был повсюду. Основой стало фото недовольного кота в праздничном колпачке из 2013 года. Осенью 16-го к нему прифотошопили волшебную палочку, убрав из кадра хозяина кота, и снабдив длинной надписью про «вас посетил кот-волшебник». Надпись вскоре была сокращена пабликом MIG до «вжух», после чего к концу года шаблон стали использовать в самых разных целях и вариантах: от двачерского троллинга до рекламы крупных компаний.
Зато обезьянка Monkey Puppet сохраняет актуальность и спустя восемь лет. Путь к славе у этого мема причудлив: кукольное видео из японской детской передачи 80-х годов завирусилось в латиноамериканских интернетах. К лету 2016-го основным мемом оттуда стала гифка с изумлённой обезьянкой. Но самым живучим из всех стали два кадра, где она изображает глазами что-то вроде «упс, я тут как бы не при чём», или «вот же ж блин».
Ещё нельзя не вспомнить школьника в болоте: фотосессию Игоря Назарова для конкурса паблика «Как я встретил столбняк». Образы меланхоличного школьника в костюме с галстуком посреди зелёного челябинского болота растащили на мемы буквально сразу — и порой они встречаются по сей день. Самым известным, пожалуй, стало фото, где он всё в том же болоте по пояс сидит за столом в позе Ждуна. Что интересно, мем про Ждуна возникнет только в 2017-м. Совпадение?…
▍ 2017, Ждун and Chad, мощны твои лапищи
Нидерландская скульпторша Маргрит ван Бреворт сделала для моральной поддержки пациентов медицинского центра Лейденского университета грустное существо, которое «тоже сидит в ожидании диагноза и надеется на лучшее». Облик существа был навеян образом самца морского слона, одного из видов тюленей.
В январе 2017-го фотография существа попала на Пикабу. Первый мем обыгрывал не ожидание, а ситуацию «я что-то нажала, и всё исчезло». Однако вскоре существо окрестили Ждуном и сделали символом бесконечного терпения и ожидания в очередях и других ситуациях, а также грусти и пассивности тогда, когда вообще хорошо бы и шевелиться. Ну, а по количеству и разнообразию фотожаб Ждун вполне может соревноваться со Свидетелем из Фрязино. Кстати, Instagram-аккаунт Ждуна вёл уже известный нам Вячеслав Малахов из «Дореволюцiонного Совѣтчика». Интернеты даже второй половины 2010-х, с десятками миллионов пользователей — всё ещё своего рода маленькая деревня.
«Я Шерстяной Волчара! Боже, как я хорош, как мощны мои лапищи!» Так в классической форме мема из начала 2017-го говорил вожак, жизнерадостно прокладывающий очень кривой путь остальной стае волков по глубокому снегу. Остальные волки обсуждали зигзаги маршрута значительно менее позитивно, на что вожаку было решительно и явно чихать. По распространённому мнению, картинка обыгрывала типичный рабочий коллектив: самоуверенного, но не очень адекватного начальника, и лениво ноющих либо пофигистичных сотрудников. Мем получил множество вариаций, цитирования и совмещения с другими мемами, в том числе в довольно причудливых пост- и метаироничных формах.
Вышедший из пучин Форчана The Virgin X and The Chad X летом 2017-го стал одним из главных шаблонов мемов и в англоязычной сети, и в рунете. Он самоиронично для аудитории имиджборд обыгрывал противопоставление сферического в вакууме «неудачника, битарда и девственника» и «крутого успешного качка». При этом объектом глума выступали оба, несмотря на заявленное превосходство «Чеда», то есть chad: англоязычного сленгового слова для обозначения озабоченного зримой демонстрацией успешного успеха и мачизма «альфача».
В 2020-м очень похожим шаблоном станут Качок Доге и Чимс, но о них расскажем в соответствующем разделе.
Тогда же и из того же источника вышли и зашли мемы со светящимся мозгом. Или, как вариант, с преисполненной духовности и чакр светящейся фигурой. В исходном варианте глумились над «граммар наци», требовавшими от окружающих соблюдать все тонкости английской грамматики: идея писать в значении «кого» правильное whom вместо обиходного who доводилась на уровне самого сияющего мозга до рафинированно-абсурдной формы whoms«t. Поскольку доведение любой здравой мысли до абсурда и маразма — популярная забава человеческих существ с древних времён, шаблон активно используется и по сей день.
Обоснование невозможности сделать что-то наличием лапок тоже восходит к 2017-му году. Исходной была картинка с врачом-доктором, который просил пациента открыть аптечку «потому, что у меня лапки». К лету котики с лапками покорили интернет и даже вышли в заголовки публикаций СМИ, а соответствующая фраза стала почти легальным обоснованием нежелания делать что-либо скучное, сложное или неприятное.
Ещё одним популярным по сей день мемом 2017-го стал Distracted Boyfriend: изначально картинка со стоков для иллюстрации неверности. В начале года турецкие рокеры соорудили на её основе мем про то, как Фил Коллинз изменяет року с попсой. К лету шаблон попал в Твиттер — и понеслось. Автор снимка Антонио Гиллем и его персонажи из фотоагентства узнали о своей популярности уже из мемов, и изрядно удивились. После чего сделали фотосессию с продолжением: любовный треугольник завершается тем, что девушки становятся парой, а парень остаётся не у дел.
Ну, а исходная картинка породила и продолжает порождать множество мемов, пародий и фотожаб. Чаще всего она обыгрывает ситуацию, когда кого-то тянет отвлечься на что-то приятное, но сомнительной полезности, от полезных и важных, но надоевших и скучных дел.
Из турецкой сети пришёл ещё один мем года: Повар с солью. Собственно, завирусился инстаграмный ролик самого настоящего повара, турецкого кулинара Нусрета Гёкче в процессе приготовления «стейка по-османски». Характерная манера посыпания блюда солью через локоть с «крутым» выражением лица в чёрных очках покорила интернеты и стала мемом, символизирующим крутизну и профессионализм, как иронично, так и всерьёз. Или просто обильное насыпание кому-то чего-то. Ну, а сам Нусрет успешно монетизировал популярность, и открыл благодаря ей немало заведений в разных странах мира.
Ещё одним символом, мм, подчёркнутой маскулиности в рунете 2017-го стали «гачимучи» и их персонажи. Собственно, в японской сети с малобюджетных роликов 90-х о том, как ссора и борьба брутальных мужиков переходит в бурную мужскую любовь, стали угорать ещё в конце нулевых. В рунет они проникли в 2016-м, а годом спустя стали завоёвывать неожиданно массовую популярность. Дошло до того, что теперь один из самых популярных героев означенных роликов, Ван Даркхолм, теперь ведёт видеоблог с ориентацией на русскоязычную аудиторию, пьёт водку в милицейской фуражке и снимается в новогоднем обзоре Бэдкомедиана.
В январе всё того же 2017-го на паблике «Деградач» возникла мода на превращение в мемы кадров из сказочных мультфильмов и иллюстраций из книжек со сказками для детей. Подписи делались на английском языке в смеси с русскими словами, включая обсценную лексику. Это всё довольно-таки напоминло «надсат» из «Заводного апельсина», и несколько меняло исходную ситуацию в сторону современности и духа старого Двача. Да, это было довольно упорото, но контраст между детскими картинками и текстами доставлял.
Своего рода субкультурным типажом года стали «винишко-тян». Так стали называть женский вариант «позднего хипстерства»: непременные очки, короткая цветная стрижка, татуировки, винтажная одежда или подчёркнуто небрежный оверсайз, демонстративное увлечение андерграундным искусством, психотерапией, феминизмом и вынесенным в название типажа «винишком». Поначалу термин появился летом 2017-го на Дваче в уничижительном смысле, однако довольно быстро оказался воспринят и присвоен теми самыми барышнями в качестве самоназвания. Ведь самоироничность тоже была актуальным трендом.
Ну и как же в мемах без котов? Котом 2017-го стал Стендап-кот: персонаж веб-комикса за авторством The Oatmeal. Главный герой произносит серию каламбуров, всё более выпучивая глаза, а затем, для пущей убедительности, лупит по барабанной установке. Шаблон обычно обыгрывает либо несмешную шутку, либо разнообразные каламбуры о текущих событиях, либо — в варианте отдельно кадра с барабанами и Ba-Dum-Tss — степень упоротости и кринжовости чего-то.
Впрочем, кринж — это уже сленг 2018-го.
▍ 2018: кродущийся кринж, затаившийся думер
В 2018-м Илон Маск, его проекты и окружающие их скандалы были решительно везде. Маск запускал спорткар в сторону Марса, накуривался в прямом эфире, собирался приватизировать Tesla и ругался с инвесторами. Ну, а в рунете под впечатлением от всего этого возникла меметичная фраза «как тебе такое, Илон Маск?»: обычно такая подпись сопровождала самопальные технические решения из серии «очумелые ручки», или прочие странности с просторов постсоветского пространства.
Как уже сказано выше, 2018-й год стал временем распространения в рунете понятия «кринж». От английского to cringe: «стесняться; смущаться; испытывать неловкость», но с выраженным смыслом «когда творит х-ню кто-то, а стыдно при этом тебе». Поначалу кринж был одним из слов-маркеров молодёжного сленга «зумеров», школьников и студентов рубежа десятых и двадцатых, заметно отличавшегося от привычного миллениалам.
Но если «краш», «рофлить» и большинство других слов из арсенала зумеров остались особенностями их речи, то кринж со временем вошёл в общеупотребимый словарный запас современной сети. Ведь само понятие уже существовало и вовсю использовалось под названием «испанский / финский стыд», а писать и говорить «кринж» и более кратко и удобно.
Картина Ларисы Куликовой
Надпись Directed by Robert B. Weide на чёрном фоне с характерной «старинной» мелодией из ситкома Curb Your Enthusiasm начали вставлять в финал роликов со смешным и/или внезапным финалом ещё в 2015-м. Но полноценно меметичной и широко известной эта практика стала в конце 2018 года. С тех пор нет числа соответствующим нарезкам на YouTube, в том числе довольно брутального содержания. Ну, а отдельные эстеты наклеивают надпись про режиссёра Роберта Вейде себе на окно. Ибо окружающая реальность соответствует. Впрочем, чаще так делают всё же про Дэвида Линча.
Фалломорфирование от текущей реальности и новостей также отлично передаёт мем «о***ть, что происходит»: кадр с актёром Джеймсом Макэвоем из фильма «Грязь» экранизации романа «Дерьмо» Ирвина Уэлша. Собственно, мем — прямая цитата из перевода соответствующей сцены, когда главного (анти)героя накрывает истерика в сортире. Фильм вышел ещё в 2013-м, но мем завирусился на Лепре в начале 2018-го. Что интересно, в этом случае аутентичный русскоязычный мем по британскому фильму был переведён обратно на английский, и завирусился в англоязычной сети в связи с внезапной победой российской сборной над египтянами на ЧМ по футболу.
Из чемпионата мира по футболу в России, ставшего одним из главных спортивных событий 2018-го, вышел и мем с крайне позитивным бразильским болельщиком Томером Савойя, кричавшим в камеру «Россия акуэнна, братан!» перед матчем «Бразилия-Швейцария» в Ростове-на-Дону. Видео завирусилось и стало основой для множества мемов. Сам Савойя позже рассказал в интервью, что специально выучил несколько сленговых русских слов сразу по приезде, потому что делает так в каждой стране.
Не менее эмоционально заряженным стал шаблон для мемов, получившийся из ссоры байкеров на шоу American Chopper. Это отец и сын, Пол Теутул-старший и Пол Теутул-младший, главные герои шоу, находившиеся в сложных и конфликтных отношениях. На ставших мемом кадрах отец выгоняет сына с работы в своей мастерской за опоздание. Сцену 2012 года эпизодически делали шаблоном для мемов и до 2018-го, но по-настоящему завирусилась она после публикации в Твиттере в марте на тему… кота Гарфилда. Используется мем и поныне для иллюстрации острых и бурных дискуссий на самые разнообразные темы.
Иллюстрация «Саванный шимпанзе яростно бьет чучело леопарда» из книги Джейн Гудолл «Шимпанзе в природе: Поведение» описывала реальный эксперимент. Самке шимпанзе показали чучела леопарда и детёныша шимпанзе. Обезьяна схватила палку и стала избивать «хищника», решив, что реальный леопард напал на реального детёныша. В оригинальной истории и фотографиях самка была с собственным детёнышем на спине, но в рисованной иллюстрации русскоязычного издания детёныш исчез, а самка в подписи сменила пол.
Фотошопили эту иллюстрацию на Лепре ещё в нулевых, подрисовывая вместо палки сумку, транспарант, баян и многое другое, а потом подзабыли. В конце 2017-го в чате КПКС возникло слово «бунд», после чего кто-то догадался совместить его со слегка растянутым изображением той самой обезьяны. Революционная тема после векового юбилея октября 1917-го ещё была в тренде, и форсинг «бунда» участниками чата дал заменые плоды: мем распространился и оброс множеством вариантов про всевозможные формы революций, восстаний и протестов. Чаще иронично и в контексте жизни сети.
Своего рода антиподом бундующей шимпанзе стала кродущаяся мыш (именно так: почему-то в 2018-м ненадолго возникла мода на некое подобие «медведовского» сленга десятилетней давности). В паблике «мемы про котов (по ржать)» в апреле кто-то дополнил стоковое изображение мыши подписями «мыш / (кродеться)» «постироничным» шрифтом Lobster. Сложно сказать, почему, но новорожденный мем покорил интернеты, породил много вариций, артов и мерча, а «кродёться» уже безо всяких мышей вошло в сетевой сленг.
«Сын маминой подруги» как понятие возникло ещё в начале 2010-х, поначалу в основном в цитатах о матерях, в воспитательных целях ставящих в пример собственным отпрыскам неких детей своих подруг. Дети подруг всегда и во всём гораздо успешнее, и потому ребёнок должен устыдиться, удесятерить усилия сразу во всём, стать хорошим, правильным, серьёзным, послушным, успешным, удобным — и всё равно никогда не достигнет искомого уровня. Как в меме про отца-кобру: «твой яд убивает 99% укушенных? И это мой сын?! Должно быть 100%!».
В начале 2018-го понятие оформилось окончательно и стало мемом. Виноват оказался опять всё тот же Илон Маск: громкие новости об успехах его компании как того самого «сына маминой подруги» сравнивали с НАСА и Роскосмосом не в пользу последних. После чего возникло множество мемов, где сыном маминой подруги оказывалось что угодно: от Супермена и Железного человека до мегабургера с тонной сыра. Ну, а тема по сути одна: неидеальная реальность и идеальный, но недостижимый и где-то даже абсурдный образец. Которым взрослый человек часто долбит кукушку себе же самому, и получает в результате букеты неврозов с депрессиями.
Пока сын маминой подруги игнорирует эти ваши комутерные игры, и вместо них 24/7 занят уроками и спортом, менее совершенные дети играют в ужасающую «Дока 2». Именно так объявил во всеуслышание на радио «Вести FM», мм, эксперт Филипп «Гросс» Днепров. По его словам, «это игра, где ты убиваешь зомби, или ты сам есть зомби, где ты убиваешь самыми изощрёнными способами людей». Судя по всему, Гросс имел в виду банальную фэнтезийную «Доту 2» —, но имел о ней самые странные представления.
Хуже того, когда над заключениями «эксперта» стало угорать пол-рунета, Гросс вместо признания некомпетентности усугубил ситуацию и стал выдвигать ещё более фантастические тезисы. Например, о том, что существует некая игра «Кишки наружу нинджа» для полных маньяков, а также загадочные эльфы-педофилы. А в качестве вишенки на торте дошёл до угроз критикам в стиле «Зелёного слоника».
Прооравшись, обитатели рунета стали клепать тонны мемов и пародий. Дошло до того, что на Steam реально выпустили свирепо-кровавую игру «Doka 2 kishki edition». Ну, а «Дока 2» стала символом предрассудков не разбирающихся в предмете людей о «страшном вреде компьютерных игр, от которых становятся маньяками».
В том же году в англоязычной сети возникло понятие «думера». Нет, речь идёт не об олдовом игроке в Doom 2 — который тоже долго и упорно подозревали в опасности для хрупкой детской психики. На волне роста популярности «теории поколений» появились мемные лица-шаблоны этих самых поколений, в основном на основе рисунка лица под названием wojak.
Параллельно в англоязычной сети рос интерес к восточноевропейской экзотике, миру «эстетики е***й» и гопников. На стыке одного и другого, и под обсуждения применимости американских понятий «бумеров, иксеров и зумеров» на Форчане и появилось понятие «думера»: от корня doom, то есть погибель, смерть, рок, участь и всё такое. После чего родилось и его каноничное изображение.
Стереотипный думер депрессивен и меланхоличен, живёт в спальном районе со старыми панельными домами, он бледен и одинок, часто курит и редко бреется, слушает печальный русский рок или пост-рок, и вокруг него всегда зимние сумерки. При этом, в отличие от мемов про бумеров и зумеров, к думеру чаще наблюдается сочувственное отношение — в том числе в силу близости образа и его проблем многим пользователям сети, особенно из числа миллениалов.
Значительно более позитивным и даже «хюггешным» стал образ Lofi Girl: так прозвали анимированную героиню одного из самых популярных стриминговых YouTube-каналов фоновой музыки в жанре lo-fi hip hop для включения фоном во время работы или учёбы. В конце десятых годов каналы с трансляцией «фоновой» музыки самых разных стилей для работы и отдыха стали очень популярным явлением. Lofi Girl стала одним из первых, и однозначно самым узнаваемым их символом. Возможно, в том числе потому, что за основу её образа создатель канала Димитри и художник Хуан Пабло Мачадо взяли стиль студии Гибли Хаяо Миядзаки.
В 2020-м году Lofi Girl назовут символом и едва ли не пророчеством самоизоляции. Но это уже другая история — о которой в числе многого другого мы расскажем в пятой и финальной части нашей ретроспективы мемов.
Оставайтесь с нами!