Дурят ли нас Черной пятницей?

Приближается то время, когда ритейлеры получают до 40% своей годовой выручки. Черная пятница, Киберпонедельник, Новый год. На это время запланированы самые крупные распродажи, и о них трубят по всему интернету. Но, если присмотреться к ценам, многие скидки окажутся ненастоящими. Пример — недавняя распродажа «Дня холостяка» на AliExpress. По данным пользователя VitaliPA, из 9,8 миллиона предложенных скидок минимум 4,1 млн оказались полностью сфабрикованными.


6man9tfm9u_sbc-uva6iddk9mvy.jpeg

В этом году Черная пятница будет 24 ноября, и часть распродаж в России и Штатах уже стартовала. Мы с Pochtoy.com разбираемся, какие уловки ждать от магазинов, и как можно получить настоящие большие скидки.


Трюки, которые используют против нас

Черная пятница успела заработать себе дурную славу, особенно в России. Многие люди ей просто не доверяют. И у них на это есть хорошие основания. Организаторы акций и ритейлеры-участники используют немало грязных ходов, чтобы по максимуму заработать на хайпе. Эти трюки, если разобраться, дают либо совсем скромную выгоду для клиента, либо не дают её вообще (средняя реальная скидка российских и китайских площадок в дни распродаж не превышает 9%).

Самый частый приём — стоимость товаров резко повышают перед распродажей, а потом от этих завышенных цен дают «скидки». Такое поведение продавцов на AliExpress отследил редактор Business FM Сергей Бобрик:


Я выяснил, что за неделю до распродажи, продавцы сильно завысили цену на товары. В день скидок цена будет соответствовать обычной цене. Таким образом, из 22 позиций, которые я отобрал, реальной оказалась всего лишь одна — это мобильный телефон, скидка на него порядка двух долларов.


На самом деле, заметить такой подвох очень просто (если, конечно, голову не кружит мысль «блин, прямо сейчас 10 тысяч могу сэкономить!»). Конкретно для AliExpress есть расширение для браузера AliExpress Tools, в котором можно наблюдать динамику цены по времени — см. фото. Также ничего не мешает заглянуть на соседние сайты, посмотреть других продавцов, увидеть, встречается ли где-нибудь цена «До», по которой вещь реально продают.


w9km_pvcibmzz1qb6b0o1u-nilk.jpeg

Наконец, есть еще один, самый надежный способ сохранить свои деньги. Стоит заранее определить, какую вещь вам хотелось бы взять. Дрон, смартфон, павербанк, ноутбук. И периодически мониторить ее стоимость на вашей любимой площадке. Иногда самые хорошие скидки устраивают не в день «Ч», а за неделю до этого. Или через пару дней после всей суеты, когда магазину становится ясно, что продажи не оправдались, и товара у них в избытке. Такая стратегия хороша тем, что когда у вас на уме есть конкретная вещь, соседний товар со скидкой «овер 9000» не кажется таким заманчивым. Становится гораздо проще обойти уловки маркетологов.

На завышении цен перед «праздником» трюки онлайн-продавцов не заканчиваются. Бывает такое, что скидки вполне реальные, и с ними можно хорошо сэкономить. Вот только вас никто не предупреждает, что они распространяются только на пару десятков товаров. О таком своем опыте общения с китайскими интернет-магазинами писал Алекс Экслер:


Там все работает просто: надо нажать кнопку «Поделиться на Facebook» — и поделиться в своей хронике на Facebook.  Срабатывает четко, код выдается. Вбил код — выдало вот это. То есть реально скидку получат только первые 20 покупателей, которые введут соответствующий купон. Сами понимаете, какие шансы попасть в это число.


В российских магазинах идут еще дальше. Цену на горячие товары под шумок повышают в несколько раз. Надежда на то, что некоторые пользователи, с нетерпением дождавшиеся ЧП, не будут сравнивать цены, и возьмут то, что хотят. Таких клиентов немного, но накрутка 200% гарантирует, что свой профит площадка получит. Некоторые наушники, мониторы, магнитолы и нетбуки, как исследовал коллега Pashkevich, к ЧП у российских магазинов вырастают в цене на 250–350%. Вот тебе и правда черная пятница, когда потом выясняешь, что на покупке девайса переплатил 50 тысяч рублей.


sbyomzlyjsr8qceroddqn_l-giu.jpeg

В распродажах часто принимают участие стоковые или ненужные товары. Ритейлеры выставляют те позиции, которые и выбросить жалко, и продать не получается. Или же со скидками отдают хлам, который покупают, но позже осознают, что вещь абсолютно не нужна. При этом у покупателя создаётся ощущение, что его обманули.

Так что негативное отношение к раскрученным распродажам из известных нам российских и китайских магазинов является вполне оправданным. По данным пользователя Pozhiratel, на «Дне холостяка» 11 ноября, самой большой в году распродаже на AliExpress, 28% скидок оказались фальшивыми, а 48,7% не предлагали ничего существенного. Pozhiratel собрал базу из 510 700 товаров, и сравнил их цены «до» и «после». Только покупка 23,3% вещей в день распродаж действительно оказывалась выгодной. Исследователь пришел к выводу, что распродажа на самой крупной китайской площадке — «это всего лишь маркетинговый ход, вероятность того, что вы приобретете что-то со скидкой 10% и более равна 1 к 4». При этом «липовыми» скидками не гнушаются даже продавцы с хорошим рейтингом и большим числом продаж.


Что в Америке

В США ситуация кардинально другая. Идея с распродажами безупречно работает уже много лет, они там появились задолго до интернета и до «Алибабы», у людей это в ДНК. Последняя пятница ноября в Америке — самый прибыльный день года. За один день товаров там скупают больше, чем за некоторые недели. Рост продаж — по 15–20% в год. В 2016-м американцы только онлайн потратили $12,8 млрд. Причина простая — реальные скидки. Люди видят, что это не обман, а настоящая возможность получить желаемый товар на 20–40% дешевле, и голосуют своим кошельком.


ohzdfr79tdjttcv1nvvuewdise8.jpeg

Магазинам это тоже выгодно — благодаря объемам продаж. За один день Черной пятницы они делают в среднем 3 дня продаж, что, особенно для крупных сетей, представляет собой достаточно крупную сумму денег, которая покрывает и рекламу, и скидки, и на сладкое остаётся.

Конечно, все старые трюки тоже используются, пусть и чуть аккуратнее. Мы в Pochtoy.com по долгу службы сталкиваемся с такими постоянно. Бывает, хочешь порекомендовать скидку, о которой трубят по всему интернету, смотришь –, а она ненастоящая. Люди просто пытаются привлечь внимание к своему сайту. О плохой репутации они не переживают: если ты не на слуху, у интернета память короткая. К счастью, таким в основном балуются сайты с небольшой посещаемостью.

Есть и другая категория сайтов, распродажам на которых не стоит доверять. Это, скажем так, магазины с перманентными скидками. К таким, например, относятся популярные Carter’s и OshKosh, продающие одежду для детей. Когда бы вы ни зашли, у них всегда «распродажа». Причем с сумасшедшими цифрами — 50%, 60%, 80%. Разумеется, никакой распродажи на самом деле по таким процентам здесь нет, это просто стратегия магазина. Постоянные покупатели относятся к этому с пониманием, потому что цены тут на самом деле низкие. Пуховики за $30 (1800 рублей), детские пижамы за $10 (600 рублей), детские штаны $10-$15… А на выскакивающие предложения гигантских скидок со временем привыкаешь не обращать внимания.


jkptl_tlnwlrgjsvvp3szog7g34.jpeg

Но таких трюков мало. Все крупные ритейлеры играют по-честному, дорожа своим именем. То, что из года в год прощают российским продавцам, в Штатах недопустимо: засудят. И даже Carter’s в Черную пятницу и на другие праздники делает настоящие предложения. Например, вам дадут бонусные трусы, если вы взяли две пары, или скинут 20–25%, если введете код.

Достойные распродажи от магазинов, следящих за своей репутацией, уже стартовали. Секции с хорошими скидками к Черной пятнице открыты у Amazon, Walmart, Kohl’s. ToysRUs предлагает скидку 15–30% на детские игрушки. Amazon продает консоль Nintendo Switch за $300 и звуковую систему Boze за $299. Экономия далеко не 40%, но несколько тысяч рублей сохранить получается. Amazon грамотно чередует скидки, каждый день предлагая несколько сотен новых в специальной секции, посвященной Black Friday.

Самые горячие товары распродаются за несколько часов, и потому заранее вывешивать их смысла нет. Например, приставку Xbox One S в день «Ч» BestBuy обещает выставить за $189, а ноутбук Microsoft Surface Pro временно упадет в цене с $999 до $629. На паре-тройке покупок можно сэкономить ползарплаты, но ради этого их надо специально просматривать, и не зевать, стартуя с 23-го.


lnwz1zrsopcp8pafrcymzyzxvp4.jpeg

В этом году очень сильно активизировались Walmart и eBay, которых Amazon постепенно вытесняет из интернет-пространства. Чтобы напомнить о себе, Walmart уже сейчас предлагает несколько тысяч скидок на товары, от планшетов до подгузников. У eBay ситуация гораздо сложнее. Модель аукциона дала сбой, и сайт пытается перестроиться под модель магазина. Это дается ему очень сложно, учитывая его название и репутацию (о больших проблемах бизнеса eBay мы писали в статье для GT).

Но для покупателей в этом сплошной плюс: пока eBay тратит последние миллиарды на свое продвижение, мы снимаем все сливки. С 13 ноября и до конца всех распродаж (включая Киберпонедельник) eBay дает на вещи ту же цену, что и самые выгодные конкуренты — Amazon, Kohl’s, Macy’s, Walmart, JCPenney. А продавцам потом возмещает из своего кармана. У него уже есть довольно серьезные скидки — игрушки, одежда, электроника. А до 20 ноября вот здесь у eBay действует купон PSHOPEARLY, дающий -20% на несколько тысяч вещей. Да, это не снижение цены в два раза, как могут обещать рекламщики, но экономия вполне реальная и гарантированная.

Еще несколько скидок на электронику, стартовавших заранее; можно сравнить:

В России не так много людей увлечены Черной пятницей, поэтому и скидки магазины вынуждены делать ненастоящие. В США такой проблемы нет. В 2016-м в шоппинге поучаствовали 205 миллионов американцев. В этом году ритейлеры рассчитывают на 250 миллионов. Вся страна четко знает, когда заказывать будет выгоднее всего.


Что покупают?

Традиционно наиболее выгодными покупками в дни предпраздничных распродаж являются электроника, бытовая техника, предметы обихода и игрушки. Именно на эти категории товаров продавцы предлагают наибольшие скидки. Из электроники чаще всего скидки дают на телевизоры и фотоаппараты. Причина проста — у товаров с высокой стартовой ценой скидки получаются самыми заметными и привлекательными. Например, сеть B&H для фотоаппаратов и линз уже открыла три секции: для Sony, для Canon и для Nikon. Скидки начинаются от $150 и доходят до $1429 (на самом деле до $800-$1000, стартовую цену слегка завышают). Возможность сэкономить полторы тысячи долларов выглядит куда заманчивее, чем, скажем, шанс сохранить $50 на наушниках. Даже если на фотоаппарат скидка 30 процентов, а на наушники — 75.


ub3gvjzxkiropqa0qa68rorjl8u.jpeg

А покупают чаще всего, что удивительно, женскую одежду. Её продажи в день Черной пятницы в 2016-м увеличились в целых 5 раз. Детские товары стали разбирать в 2,5 раза активней, а вот смартфоны — всего в 2 раза.

Есть мнение, что Черная пятница — это про технику. На самом деле не совсем так. Самые большие скидки в прошлом году были на предметы обихода и детские игрушки. В отдельно взятых случаях они доходили до 50%. Смартфоны, планшеты и т. д. — это больше Киберпонедельник, первый понедельник после Черной пятницы. В этом году он приходится на 27 ноября. Самые крутые скидки на электронику ритейлеры предпочитают оставлять под него.


Есть ли будущее

Несмотря на то, что витрины магазинов пестрят рекламой и обещанием скидок именно в Черную пятницу', эксперты отмечают, что Black Friday постепенно уходит в историю. Распродажи в последнее время фактически начинаются за несколько дней до нее и продолжаются после праздничных выходных. А дальше, конечно, следует Киберпонедельник, день рекордных онлайн-распродаж.

Еще пять-десять лет назад в день ЧП можно было увидеть толпы американцев, ждущих открытия супермаркетов, устраивающих драки за самый уцененный товар. Самой сумасшедшей была Черная пятница 2008-го. Одного сотрудника Walmart тогда даже затоптали до смерти.


fydo3r-o5t7i7mqv-e92xre7dqs.jpeg
Такие сцены скоро останутся в прошлом

Сейчас около трети покупок совершаются через интернет, 55% из них — со смартфона. Главный день шоппинга перестает быть таким важным культурным событием в жизни Америки, как было раньше. Кто-то начинает называть День благодарения «Черным четвергом». А газета USA Today, глядя на скидки, стартовавшие уже с 13-го, провозгласила весь ноябрь «Черным месяцем». Кто знает, может быть, дело дойдет и до «Черного года»?

Пока что факт такой: скидки действительно есть, хоть и не настолько серьезные, как рекламируется. Если знать достойных ритейлеров и следить за ценой, покупка вещей в дни ЧП — реальный способ сэкономить много тысяч рублей. Особенно если брать в американских магазинах, где товары изначально стоят дешевле. Экономия по 10 000 рублей на одном смартфоне — почему бы и нет?

Напрямую в Россию американские магазины товары не отправляют, но это на самом деле решается очень просто. Получаете свой адрес в США бесплатно у Pochtoy.com, отправляете вещи нам. Мы их объединяем, упаковываем и пересылаем, позволяя вам экономить на весе посылки. За все про все — от $8,99. А при регистрации по этой ссылке и введении кода GEEKTIMES на ваш счет приходит $7. Только при покупках за рубежом помните, что товары дороже €1000 при ввозе облагаются пошлиной, и если не хочется лишней мороки, за этот рубеж лучше не переходить.

© Geektimes