Древности: домашний минидиск и баллада о гробиках
«Гробиками» моя жена называет ценные экспонаты моей коллекции, стационарные Hi-Fi компоненты преимущественно черного цвета. Про старую домашную технику я уже писал, например про двухкассетник Sony или DCC-деку Philips. Пришло время рассказать про домашний минидисковый рекордер, тем более есть хороший повод. После экспериментов с этим ретроформатом в прошлом году он настолько мне понравился, что захотелось построить себе целую устаревшую инфраструктуру. Чтобы и минидисков было много, и стационарное устройство было в наличии, и портативное, и даже в автомобиле.
Осталось выбрать предпочитаемую эпоху, но здесь особых проблем не было: хотелось самое функциональное, максимум фич и возможностей. Сегодняшний пост — про функциональную минидисковую деку Sony MDS-JB980. Это единственный аппарат в моей стойке с хайфаем, подключающийся к компьютеру по USB. А заодно мне стало интересно: когда началось компонентное аудио, почему (для большинства людей) закончилось, и отчего возникла мода строить пирамиды из аппаратов, обязательно с большими колонками?
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Предыдущие статьи по теме:
— Минидиск в естественной среде обитания
— Минидиск в эпоху айпода
— Sony MZ-1 или история о прототипе, попавшем в производство
Минидиск — магнитооптический цифровой носитель звука (а позднее и данных) на диске диаметром 64 мм. Для записи звука используется фирменный стандарт сжатия с потерями. Прежде чем рассказывать про деку, хочется объяснить, почему я выбрал именно ее. А для этого нужно напомнить, какие у минидиска были варианты. Довольно грубо можно определить три поколения минидиска:
— Первое. Используется оригинальный кодек ATRAC с битрейтом 292 килобита в секунду, на один диск помещается до 80 минут стереозвука. Портативные, стационарные, профессиональные и автомобильные устройства этого поколения выпускались с 1992 по 2001 год. Многие обоснованно считают «золотой эпохой» минидиска конец девяностых, это было время, когда данный формат был действительно актуален, но находился за пределами финансовых возможностей большинства людей.
— Второе. Появляется новый кодек ATRAC3 с пониженным битрейтом (132 или 64 килобита в секунду, соответствует режимам LP2 и LP4). На один диск можно записать до 160 минут музыки приличного качества. А главное, появляется возможность записи музыки с компьютера, быстрее, чем переписывание в режиме реального времени. Почти как на флеш-плеер или iPod с жестким диском, или CD-R. Для этого формата был доступен полный ассортимент устройств, по большей части от Sony, а вот другие производители уже не так активно его поддерживали. Просущеcтвовал с 2000 года (подключение к ПК, функция NetMD — с 2001 года) до конца десятилетия.
— Третье. Придуман новый тип носителя Hi-MD. Габариты те же, но емкость — 1 гигабайт, вместо 230 мегабайт в оригинале. Новые кодеки ATRAC3Plus поддерживают широкий ассортимент битрейтов от 48 до 352 килобит в секунду, поддерживается аудио в CD-качестве без сжатия, позже появляется нативная поддержка MP3. Технически это лучшая реализация формата, но выпущен Hi-MD был в 2004 году, когда необходимости в физическом носителе для звука уже особо и не было. Третья инкарнация минидиска просуществовала вплоть до 2014 года. Устройств было выпущено немного, и, что самое важное для меня, существовал портатив, всего одна стационарная дека с урезанной функциональностью, и никаких автомобильных магнитол. Максимальный ассортимент устройств и технологий был представлен во втором поколении минидиска.
Стационарная минидисковая дека — по нынешним временам очень странное устройство. Представьте себе большой сундук с кучей кнопочек, способный проигрывать только MP3. Вот и тут примерно то же самое. Минидиск был рожден как устройство портативное, молодежное, но в эту аудиторию не совсем удалось попасть по причине высокой цены, как проигрывателей, так и носителей. В 1994 году позиционирование формата пришлось поменять, выпуская устройства для более платежеспособной аудитории. Была выпущена первая стационарная дека — Sony MDS-101 и автомагнитола. Из-за ошибок в реализации сжатия с потерями в первых устройствах репутация минидиска среди меломанов и аудиофилов (то есть людей с деньгами) была подпорчена. В 1996 году японский производитель пытается убедить их в том, что формат хорош, ошибки исправлены. Выпускается стационарная дека MDS-JA3ES, здоровенный гробик с высочайшими характеристиками, круче, чем у CD-проигрывателей.
Один из минидисковых рекордеров серии ES вполне мог стать моим «ретротопчиком», но есть одна проблема: все они относятся к первому поколению, не поддерживают связь с ПК и, за исключением двух последних моделей (с трудом добываемых), новые форматы сжатия с потерями ATRAC3. Зачем вообще покупали такие недешевые устройства? В 1996 году основной аргумент был — запись. Качественная минидисковая дека могла использоваться для оцифровки винила и магнитных лент, с делением на треки и расстановкой тегов. С последующим прослушиванием в цифровом виде дома, или на ходу. В начале нового века это преимущество сошло на нет: для оцифровки старых носителей логичнее было пользоваться компьютером, для которого уже выпускались вполне качественные аудиоинтерфейсы. Отдельное устройство, минидиск или CD-рекордер, имело смысл только в том случае, если вы не хотели разбираться с новыми на тот момент компьютерными технологиями.
Итак, моя новая-старая дека Sony MDS-JB980 была выпущена в августе 2002 года. Она относится к серии QS, что в терминах Sony на уровень ниже ES, но все равно неплохо. Это очень интересный экспонат эпохи заката физических носителей, один из лучших. Можно сказать, что это два устройства в одном: автономная система для цифровой записи звука и внешний носитель аудиоданных для компьютера. Первое, впрочем, удавалось Sony гораздо лучше, чем второе.
MDS-JB980 умеет записывать на минидиск аналоговый и цифровой аудиосигналы. Поддерживает три битрейта: оригинальный 292 кб/c, и более современные 132 и 64 килобита (последний, впрочем, подходит только для речи и если уж очень хочется уместить на один диск пять с лишним часов музыки). Предлагает неплохие возможности редактирования аудио после записи: разбиение на фрагменты, удаление и перемещение треков, постепенное увеличение или уменьшение громкости в начале и конце трека. Можно даже изменить уровень записанного сигнала, например, сделать «погромче» слишком тихо записанную композицию.
Есть целых три варианта ввода названий треков: с кнопок на передней панели, с пульта ДУ или с помощью клавиатуры PS/2. Поддерживается только латиница. Я перепробовал несколько сценариев записи по технологиям конца девяностых. Например, оцифровка винила: пишем, в процессе разбиваем на треки, после записи удаляем лишние паузы в начале и конце пластинки. Для пластинок с «бесконечной петлей» (например, издание «Сержанта Пеппера» The Beatles) можно применить в конце Fade Out. Так как в режиме LP2 (132 килобита) на диск помещается довольно много музыки, есть возможность разделить ее по группам, аналогу папок на флешке.
Проще всего копировать музыку с CD, особенно если проигрыватель компакт-дисков того же производителя. Одной кнопкой на пульте запускается воспроизведение диска и запись на MD-деке. При подключении с помощью оптического кабеля треки расставляются автоматически, после достаточно подключить клавиатуру и прописать названия песен, если очень хочется. В конце любого сеанса записи желательно выбросить диск из устройства — таким образом финализируется таблица содержимого. Почти никаких страданий, в отличие от моего опыта с форматом-конкурентом Digital Compact Cassette. Хотя все равно странно: оцифровка и редактирование звука без компьютера, олд-скул, с помощью кнопок и вращающихся ручек.
Минидиск и Windows 10
Как устройство своей эпохи, эта минидисковая дека хороша, но хочется воспользоваться уникальной фичей, а именно встроенным портом USB. И вот здесь начинаются странности, свой уникальный подход. В предыдущих исследованиях я использовал для связи с минидисковыми устройствами старый ноутбук с Windows XP. В этот раз хотелось прикрутить ретродевайс к современному компьютеру. Тут начинаются знакомые и по другим ретродевайсам сложности. Фирменная программа SonicStage запускается в Windows 10 без проблем (нужно только выставить режим совместимости с Windows XP). Устройства не видно — драйверы для минидисков с фичей NetMD и возможностью работы с ПК выпускались только для 32-битных ОС. На форуме SonyInsider есть инструкция, к которой приложен драйвер для 64-битной Windows. Для установки потребуется временно выключить обязательную подпись драйверов, но в целом все работает.
Работает довольно странно. Все фанаты минидиска вынуждены оперировать софтом 2007 года выпуска. Он и сам по себе не очень удобный, так еще и возраст сказывается. При каждом запуске SonicStage пытается сходить на серверы Sony и обновить там какую-то информацию: скорее всего это рудимент ныне не существующего музыкального магазина. При записи минидиска вместо названий треков временно демонстрируются знаки вопроса. SonicStage оставляет кучу сконвертированных файлов во временной папке и никогда их не удаляет. И конечно не поддерживается ничего кроме 26 букв латинского алфавита и цифр — импортировать треки с тегами или названиями файлов на русском не получится. Очень кривым способом можно записать диск с японскими иероглифами в тегах.
Работа с минидиском на компьютере в 2020 году выглядит так. В плеере Foobar я конвертирую музыку из формата FLAC в WAV. Это единственный способ загрузить в SonicStage музыку без сжатия, не считая более не поддерживаемого штатными средствами Windows кодека WMA Lossless. Импортирую WAV в SonicStage, прописываю теги. Загруженный альбом или сборник записываю на минидиск. На MDS-JB980 для связи с компьютером выделена отдельная кнопка. В режиме NetMD всё управление передается компьютеру, кнопки на передней панели и на пульте не работают. Из SonicStage можно запустить воспроизведение, удалять отдельные треки, переименовывать композиции, делить треки на группы. 80 минут музыки записываются на минидиск примерно 20 минут, что кстати медленнее, чем на портативе тех же лет выпуска.
Всё работает, но есть особенность, про которую я уже писал в предыдущих статьях. SonicStage нормально работает только с форматом LP2 и битрейтом 132 килобита в секунду. Есть режим совместимости — можно записать диск в оригинальном формате ATRAC с битрейтом 292 килобита. Но в таком режиме происходит принудительное перекодирование в LP2, то есть двойное сжатие с потерями, а 80-минутный альбом пишется примерно час. В общем, не самый лучший вариант: для записи в оригинальном ATRAC с компьютера можно использовать только софт, разрабатываемый энтузиастами, плод реверс-инжиниринга закрытого протокола связи. О нем я напишу в следующей статье.
Запись минидисков с компьютера — достаточно удобный процесс, если сравнивать его с аудиокассетами или DCC. И не самый удобный по сравнению с Apple iPod и тем более любым плеером на флеш-памяти. Минидисковая дека в режиме NetMD превращается, по сути, в рекордер CD-RW. Неплохо работает, пишет быстро, SonicStage позволяет организовывать библиотеку почти так же удобно, как в iTunes или Foobar (но не поддерживает много современных форматов, таких как FLAC или AAC). Но запись только в одну сторону. Нет возможности записать данные (она появится только в 2004 году, когда стационарные устройства уже никто не делал). Присутствуют бессмысленные ограничения битрейта. В ранних версиях софта 2001–2002 годов были еще и суровые лимиты на копирование музыки на диск, один трек не более трех раз. В 2002 году минидиск проигрывал iPod в удобстве, функциональности и отчасти цене. Зато, если у вас было много денег (около 400 долларов), можно было иметь и портативное устройство, и настоящий домашний хайфай с отличным качеством звука и цифровым выходом!
Баллада о гробиках
Эта минидисковая дека — один из последних представителей компонентного Hi-Fi. Точнее не так, похожие музыкальные коробочки вы можете купить новыми и сегодня: CD-проигрыватель, усилитель или даже цифровой медиаплеер. Но время стоек с техникой ушло. А как долго продолжалась эта эпоха? Можно вести отсчет с первых радиоприемников начала прошлого века: крупных аппаратов, солидных аппаратов. К ним довольно быстро были добавлены проигрыватели грампластинок. Первое устройство подобного типа в моей семье — радиола Урал 1949 года:
Как видите, это интегрированное устройство: все включено, и приемник, и проигрыватель, и усилитель, и динамик. Индустрия Hi-Fi активно развивается на Западе с конца сороковых годов, когда собственно начинают появляться источники качественного звука: FM-радиовещание, долгоиграющий винил. К ним постепенно добавляются катушечные магнитофоны (50-е) и компакт-кассеты (60-е). Как эти устройства упаковывались — вопрос скорее не технологий, а дизайна, ожидания потребителей от дорогой покупки. Можно посмотреть, например, в историю компании Pioneer, и наблюдать, как с конца шестидесятых единые устройства, упакованные в дорогие сорта дерева, становятся более компактными, разделяются на компоненты. Если в шестидесятых даже отдельные колонки были редкостью, то в восьмидесятых любитель хайфая мог собрать собственную систему из огромного количества доступных магнитофонов, тюнеров, усилителей и так далее.
На самом деле комбинированные аппараты и компонентный Hi-Fi существовали в своих параллельных вселенных. Большинство из нас мечтало хотя бы о музыкальном центре, чтобы «все в одном», в восьмидесятых популярными стали минисистемы, способные разместиться даже в небольшом помещении. Собирать аудиосистему по своему желанию, из отдельных устройств — удел людей небедных и/или желающих получить максимум функциональности, качества, удобства. В конце семидесятых к звуку добавляется видео — VHS, Betacam и лазерные диски. Первый «гробик», который покупают мои родители — это не минидиск, и не кассетная дека, а видеомагнитофон. В любом случае такие устройства занимают центральное место в помещении. Ими гордятся, они должны выглядеть богато, удивлять гостей. Играет роль и разнообразие форматов: у каждого уважающего себя меломана должен быть проигрыватель винила, и кассетник, позже — CD, хороший радиоприемник. Все это надо как-то соединять друг с другом. В девяностых начинаются попытки приспособить к той же концепции компьютер: в корпусе с дисплеем и пультом ДУ, с подключением к обычному ТВ.
К 2020 году все это практически полностью исчезает. Набор разнообразной техники редуцируется до одной колонки, под телевизором или отдельно. Управлять ей можно с ТВ, или со смартфона. Всё, что раньше требовало набора из пяти устройств или отдельного музыкального центра, доступно с телефона. Ушел в прошлое, вместе с другими физическими носителями, не только минидиск, но и вообще идея крупноблочного Hi-Fi. Если очень хочется, то можно это организовать. Но совсем не обязательно.
Прежде всего это довольно бессмысленно. Даже высококачественные, сложные компоненты теперь помещаются в коробку размером с видеокассету. Это уже было заметно в 2002 году: минидисковый рекордер внутри пустой, есть масса свободного места. Современный Hi-Fi не требует больших ящиков, и производители либо идут на поводу у консервативных пользователей, либо значительно, часто за гранью разумного, усложняют схему, чтобы чувствовалась мощь. Домашняя аудиотехника прошла эволюцию от устройств размером со стиральную машину до карманных аппаратов, ничем не уступающих по характеристикам динозаврам из прошлого. Не считая акустических систем, конечно: здесь размер имеет значение, но большинству даже требовательных слушателей не обязательно покупать двухметровые ящики. Я не большой фанат портативных bluetooth-колонок, но в своей аудиосистеме использую компактные мониторы с сабвуфером. Так удобнее, чем искать место для полноразмерной системы.
Получается, что я не только собираю систему для устаревших носителей. Я фиксирую уходящие в прошлое идеи, которые формировали вид нашего жилища, которые широко обсуждались в специализированных СМИ и в узких кругах ценителей. Я строю свою пирамидку устаревших девайсов, которые были сметены повальной компьютеризацией. Как человек старой закалки, я нахожу в этих устройствах определенный шарм, испытываю удовольствие от управления с помощью настоящих кнопок, а не только с сенсорного экрана. Иду наперекор прогрессу. Пользуясь относительной дешевизной ретроустройств я довожу их до ума, и сейчас могу оперировать пятью разными старыми носителями: компакт-диск, аудиокассета, винил, цифровая кассета и минидиск. Строить минидисковую инфраструктуру я планирую и дальше, на очереди — автомобильная часть.