Дождемся ли мы серийного производства гуманоидных роботов?

qlnkz0o6ujgpsxtjucuwfg2vyr4.jpeg

Среди всех разновидностей роботов гуманоидные привлекают наибольшее внимание. Все интересующиеся робототехникой наблюдают за новыми падениями Atlas и смотрят дебаты гуманоидных роботов о том, какое будущее ждет человечество, а в сети можно найти множество интервью с самым известным производителем гуманоидов — профессором Хироси Исигуро.

Большинство этих андроидов сделано еще несколько лет назад, тем не менее, дальше сцены и участия в ток-шоу их распространение не заходит. Видео с гуманоидными роботами — это, конечно, хорошо. Но дождемся ли мы когда-нибудь их серийного производства и реального присутствия в нашей жизни?

Посчитаем


Помните робота Asimo от Honda? Он прославился умением играть в футбол, делать «козу» пальцами и мило, но немного неуклюже танцевать.

hmia7ilepmhzjuuzm-5xt5zgqx4.jpeg

Первая версия робота была представлена в далеком 2000 году. По состоянию на 2009-й, однако, в мире существовало всего 100 экземпляров Asimo. В 2017-м — вряд ли существенно больше. При стоимости в $2,5 млн для такого, в общем-то, бесполезного робота — это неудивительно.

Кроме того, Honda заявляла, что стоимость производства каждого экземпляра достигает почти $1 млн, а значит, кардинального снижения цены ждать не приходится.

Более доступен — робот iCub от The RobotCub Project. Средняя цена на него достигает $270 тыс., но при этом он не позиционируется как готовое к внедрению решение. Основная цель этого проекта — разработка общедоступной платформы для создания гуманоидных роботов, так что пока iCub поселились в нескольких десятках европейских лабораторий.

ky06ltxi6cffhen-u2k-azztobk.jpeg

Цена на уникальные штучные экземпляры должна быть намного выше. Поэтому роботов Atlas создано всего 10, а реалистичной Эрике и роботу-двойнику Хироси Исигуро, по всей видимости, суждено остаться в единственном экземпляре.

t8yydif2_uc-irszk18u8b2euec.jpeg

Робот София от Hanson Robotics может еще долго рассуждать о том, как будет устроено наше совместное будущее с машинами, и мечтать о более совершенном интеллекте, но аналогичные ей гуманоиды еще долго не будут ходить по улицам и вытеснять нас с рабочих мест (в этом контексте «трудоустройство» гуманоида Aiko Chihira в качестве администратора в одном из торговых центров Токио выглядит скорее исключением).

roa5e76ubnpyn9oviqrsyzdpwgy.jpeg

Но почему мы так увлечены идеей создания гуманоидных роботов? По словам Петра Левича, директора департамента взаимодействия науки, технологий и общества Московского технологического института, это некий комплекс бога — независимо от наших религиозных убеждений. Желание создать устройство по своему образу и подобию — это комплекс творца, который нам хочется реализовать.

Эксперт продолжает: «Для нас — любителей, сторонних наблюдателей, взращенных на научной фантастике, — робот должен быть антропоморфным, гуманоидным. Но это не обосновано никакими техническими соображениями. Часто создание гуманоидных роботов — это аспект пиара, а реальные задачи покрываются более функциональными устройствами».

Значит, все потеряно?


Значит ли это, что идея серийного производства гуманоидных роботов не имеет под собой никакого основания?

Пожалуй, нет, ведь не все гуманоидные роботы призваны просто ходить по сцене и поражать нас своей реалистичной мимикой — некоторые из них предназначены решать совершенно конкретные задачи. Речь об антропоморфных роботах-спасателях — вроде того же Atlas.

silkhbmnzfh76r1esx9ko_z0jz8.jpeg

По мнению Петра Левича, это единственный случай, когда роботы действительно должны быть антропоморфными. «По этой причине DARPA проводила свой Robotics Challenge как раз среди антропоморфных роботов, — рассказал он, — это правило не было прописано, но большинство роботов-участников были антропоморфными. DARPA решала в этих соревнованиях совершенно конкретный кейс: создание роботов для устранения последствий чрезвычайных ситуаций. Антропоморфные роботы для этого предпочтительны, потому что им придется работать с теми же инструментами, что и людям: открывать ручку двери, брать дрель и откручивать винты, ездить на обычных машинах, если они находятся в той зоне».

Помимо DARPA, разрабатывает гуманоидных роботов-спасателей уже упомянутая компания Honda. Недавно она представила своего E2-DR.

В России разработкой подобного проекта занимается НПО «Андроидная техника». Конечно, гуманоидные роботы-спасатели пока не готовы к отправке в реальные места катастроф (в отличие от миниатюрных роботов-пауков или четырехногого робота Cheetah 3). У них еще есть проблемы с равновесием, поскольку им нужно тратить очень много вычислительной мощности на простую координацию движений — и ролики с падениями роботов Boston Dynamics это доказывают.

Тем не менее, такие проекты могут получить развитие и пойти в серийное производство, ведь, в отличие от просто «сценических» гуманоидов, у них есть конкретная цель.

P.S.


Конечно, для реалистичных гуманоидных роботов тоже можно указать довольно конкретное назначение — в этом направлении движутся производители секс-роботов RealDoll и Samantha. Но, как показывает практика, полностью функциональное тело таким роботам не нужно: производители ограничиваются установкой на силиконовое тело куклы (пусть и оснащенное датчиками) робоголовы с реалистичной мимикой. Все снова упирается в цену: если даже такие полуроботы стоят несколько тысяч долларов, то во сколько же обойдутся полностью роботизированные образцы?

© Geektimes