Дорога в будущее

Проект WayRay — финалист GenerationS 2013 г. Это один из наиболее амбициозных и необычных стартапов Москвы, который получил высокие оценки жюри конкурса и денежный приз в размере 500 000 руб.Сегодня мы беседуем с Михаилом Сваричевским (BarsMonster), техническим директором проекта, призванного воплотить в жизнь сцены многих фантастически фильмов и сделать доступные прежде только военным технологии массовыми.

С.К.: Расскажите в целом о проекте, какой продукт вы делаете? М.С.: Основная идея — это WayRay Navion, система проекции навигационной информации «через» лобовое стекло, как на истребителях. Тогда водитель видит указания по езде в 4+ метрах от автомобиля — ему не приходится переводить взгляд и перефокусироваться. Это позволяет водителю меньше времени двигаться отводя взгляд от дороги — что более удобно, и более безопасно. Второй продукт — это WayRay Element, о нем, я думаю, поговорим ниже.

С.К.: Как вы попали в проект? М.С.: Как это ни странно — тут помог Хабр. Виталий Пономарев, основатель компании, читал мои статьи и пригласил пообщаться. В проекте оказалось очень много для меня интересного — не только электроника и программирование, но и оптика, лазеры и голография. С этим было интересно разбираться, очень все удачно легко на мои интересы.

С.К.: В чем принципиальное отличие WayRay Navion от существующих навигаторов, и, в особенности, HUD? М.С.: В самой идее HUD дисплеев ничего сверхъестественного нет — просто пока мы их редко видим в гражданских применениях. В некоторых моделях машин еще с 80-х годов встроены примитивные HUD-дисплеи. Мы хотим сделать универсальную систему, которую можно установить в любой автомобиль. Помимо этого, мы работаем над уменьшением габаритов системы за счет применения голографических элементов — это позволит нам получить с теми же габаритами системы больший угловой размер проецируемого изображения.

С.К.: Что будет представлять из себя конечное устройство? М.С.: WayRay Navion — будет представлять из себя коробочку, устанавливающуюся на торпедо так, чтобы не перекрывать обзор водителю. Внутри — бортовой компьютер, проекционная система с оптикой, которая светит на прозрачную голограмму на лобовом стекле. Водитель смотрит через эту прозрачную голограмму — и видит как дорогу, так и навигационную информацию, которую мы хотим отобразить.

С.К.: А как насчет производства: Китай, или что-то делается в России? М.С.: Конечно, на этапе разработки предпочтительнее работать с отечественными заводами — чтобы тратить меньше времени на доставку и таможню. Например, зеркала для первой опытной установки делали в России, оптику пытались –, но не получилось: местному производству — нужны объемы, и с прототипами им не интересно возиться. Пришлось отдавать на завод в Китае — там конечно тоже нужны объемы, но они понимают, что без прототипа в серию никто не выйдет.

С электроникой — нам нужны печатные платы по 6-му классу точности, в России это делают –, но это своего рода эксклюзив. Далее, если собирать прототипы тут — то все детали нужно по отдельности везти через таможню (у местных дистрибьюторов есть далеко не все). Потому естественно было быстрее и безопаснее производство и сборку прототипов электроники пока также оставить в Китае.

С.К.: Как будет управляться система в целом (будет ли использоваться смартфон, touchscreen в автомобиле, голосовые команды или какой-то специальный гаджет)? М.С.: На данный момент это смартфон (Android/iPhone) и голосовое управление. В обозримом будущем хотим добавить оптическое распознавание жестов. Естественно, с отдельным физическим сенсорным/ЖК экраном смысл во всей затее теряется.

С.К.: Какое сейчас состояние проекта и над чем вы сейчас работаете? М.С.: На данный момент разработана и ушла в производство первая ревизия электроники для Navion и Element, со дня на день ожидаем получение.

image

Первая ревизия оптики (пока еще с большими габаритами, без голографических элементов) разработана, пришла с завода в Китае, собрана и показала результаты полностью соответствующие расчетным.

image

На этой системе уже можно управлять расстоянием до мнимого изображения (от бесконечности до 3–4 метров перед водителем), смотреть, как реагируют люди на изображение и отлаживать UI.

image

Первые голограммы на материале на основе серебра мы записали еще в прошлом году, сейчас записываем образцы голограмм на полимерном материале, который должен обеспечить лучший контроль над дифракционной эффективностью получающейся голограммы.

С.К.: А как насчет второго проекта — Element? И что такое Autoyoga? М.С.: Элемент — это продукт-компаньон, вставляется в разъем OBD в автомобиле, и позволяет собирать параметры и статистику по автомобилю в реальном времени. Может работать как с сотовым телефоном, так и Navion. Естественно, такие продукты с более простой реализацией уже делаются (в том числе и Китайцами) — нам нужно обеспечить более широкие возможности использования. Autoyoga — это, в первом приближении, что-то среднее между «ачивками» и оценкой качества езды — чтобы дать водителю обратную связь о том, насколько он хорошо ездит, что можно улучшить.

С.К.: Какие планы развития на будущее? М.С.: В этом году — мы должны получить финальные образцы Element и Navion, как законченных решений, обкатать их в машинах с реальными пользователями и начать серийное производство. Естественно, на этом пути еще много работы, особенно по оптике и голографии. По электронике и программированию особых сюрпризов ждать не приходится. В более далекой перспективе — мы вынашиваем идею WayRay Cloud: через WayRay Cloud все машины и инфраструктура смогут быть объединены в единое целое, которое сможет функционировать более эффективно. Но как именно это будет работать — пока, наверное, преждевременно говорить.

С.К.: Дайте совет молодому парню, который читает эту статью, и очень хочет создать свой собственный высокотехнологичный бизнес. Каким должен быть первый шаг, чтобы превратить мечту в реальность? М.С.: Одно из главных — это баланс между оптимизмом и пессимизмом. В WayRay, например, самый главный пессимист (реалист?) это я. Излишний оптимизм вообще часто может возникать от недостаточного понимания предметной области — молодые инноваторы в зоне риска по определению. Важно не пытаться откусить слишком большой кусок — на Google и Facebook приходится 1000 мелких успешных стартапов, про которые, вы никогда не услышите в новостях. «Кусая много» придется тратить очень много денег инвесторов. Ну и конечно нужно помнить о том, что я писал в статье про инновации в России в целом.

Интервью для конкурса GenerationS взял Сергей Кокарев

© Habrahabr.ru