Дневник стажёра: Я (не) боялся работы, поэтому мне пришлось написать эту статью

Конечно, не планирую передавать этот дневник будущему поколению, ведь я не Уинстон Смит и не живу в антиутопичном мире 1984 года. Но буду очень рад, если мои мысли пригодятся ребятам, которые, как и я, находятся на старте своего карьерного пути и испытывают разные страхи.

Не переживайте, юные падаваны: здесь я поведаю вам, как не бояться того, что вы делаете, и поделюсь собственным опытом.

Дорогой дневник, мне не подобрать слов, чтобы описать боль и стыд, которые я испытал сегодня, пока криво и косо обрабатывал обращения. Как мне казалось…

Ладно-ладно, что пишут в дневнике?
Привет, Хабр (да, так и пишут)! Я Андрей, пока что стажёр (UPD: уже нет) по информационной безопасности в SOC в Ozon. Так что, если это читает кто-то, кроме меня, приготовьтесь! Скоро мы войдём в зону турбулентности, где погрузимся в шторм моих мыслей и переживаний.

Возвращаясь к теме, стоит задокументировать здесь, что я работаю на первой линии и каждый день активно взаимодействую с огромным количеством внутренних пользователей: обрабатываю обращения, помогаю экспертизой в сфере ИБ в корпоративных чатах, а в ситуациях, когда не знаю, как помочь, зову тех, кто знает и может это сделать. Ха-ха, помощь вызывает себе помощь!

5ab2286eca73b73979b38dfd750d441b.jpg

Дорогой дневник, сегодня я опять столкнулся с тем, что перечитываю задачу в третий раз и откровенно боюсь сделать что-то неправильно. Это напомнило мне самое начало моей стажировки и погрузило меня в рефлексию о днях минувших…

Да, всё так! И это один из страхов, который мучает не только меня, других стажёров и джунов, но и, как оказалось, немалое количество опытных и уверенных в себе специалистов. Как говорится, чем выше забираешься, тем больнее падать.

Страхи у всех разные, для себя я выделил несколько:

  1. Боязнь ошибок.

  2. Боязнь ответственности.

  3. Боязнь не прижиться в коллективе.

  4. Боязнь неудачи.

Готовьтесь, дорогие страницы дневника, текста будет много, поэтому обо всем по порядку.

Мысль, с которой я существовал первые дни моей стажировки: «Во имя тикета, непросроченного дедлайна и отсутствия багов, дай моим коллегам сил и терпения, пока я лажаю набираюсь бесценного опыта!»

Первая неделя моей работы

Картина маслом: я только-только пришёл в команду, работаю плюс-минус пару дней и получил первое задание — отвечать на обращения в корпоративном чате на 10 000 человек. В моем распоряжении — четыре основные команды, специалистов которых нужно звать в случае профильных вопросов.

Также меня снарядили разными плейбуками, в которых стажёр ногу сломит. Плейбуки — это гайды для «чайников», которые позволяют ребятам без опыта грамотно выполнять рабочие задачи.

Сколько раз я ошибся? Сколько раз я звал на помощь не ту команду? Доф Ошибок было много, и мне (не)страшно признавать это, потому что они часть жизни. Я и в самом начале пути очень переживал из-за этого в стиле лёгкой драмы: «О нет, я столько ошибок совершаю — наверное, я плохой работник».

Но я ведь на то и стажёр, что у меня есть время поучиться на своих ошибках, а также на ошибках своих старших коллег (да-да, раскрою секретик: они тоже просчитываются, просто реже, чем я). Тем более мои товарищи по цеху относились к моим ошибкам с пониманием и старались помочь везде, где это было возможно.

В общем, важно не плакать понять, что ошибка была, но она ликвидирована и проработана. Как это сделать? Всё очень просто: нужно не допустить эту ошибку во второй раз и дополнить плейбук новым полезным советом для будущих поколений.

А вот интересно, что делать, если ты уже, допустим, мидл и опыта, мудрости и знаний у тебя в избытке, а страх ошибок всё равно душит? Ведь с большой силой приходит большая ответственность

Ладно, признаем, что даже Спайдермен был человеком и тоже боялся оступиться на своем супергеройском пути. Подчеркну, что он неоднократно ошибался. И всё равно его все обожают. Потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Надо всегда помнить, что на данном этапе твоего опыта достаточно, чтобы классно выполнять задачи, а в случае возникновения ошибки — оперативно её найти, осознать, принять, исправить и зарубить себе на носу, как и почему так произошло.

Поэтому мой стажёрский совет о том, как перестать бояться ошибок, может пригодиться и опытным супергероям.

Прошёл месяц с тех пор, как я появился в дружном нетоксичном коллективе

Об ответственности: за любое своё действие ответственность несёшь по полной программе…

Бу! Испугался? Не бойся, я друг! Иди сюда, иди ко мне, сядь напротив и расскажи, как ты не боялся получить по шапке за свои косяки!

Вот ещё рабочий момент: мне поручили проверить по плейбуку, как качественно ребята из другой подгруппы выполняют свои обязанности.

А в список их задач входит: мониторинг сроков выполнения задач, оперативное решение проблемных тикетов, организация рабочих встреч, сопровождение процессов и много чего ещё интересного. Благо отдел у нас дружный, общительный, но всё равно проконтролировать работу четырёх человек (уже далеко не стажёров!) — задачка довольно ответственная, ведь за все их косяки отвечаю я!

Здесь пришлось поработать и руками, и головой:

  • сдержать себя от желания подышать человеку в спину,

  • не дергаться каждую минуту, чтобы проверить ребят,

  • уместно и в ограниченном количестве напоминать о вещах, которые в рабочем процессе нередко забываются.

А ещё нужно было не забывать эти вещи самому. Пришлось даже делать заметки в ежедневнике.

Знаю-знаю, страх ответственности жутко мешает продуктивной работе. Типичные размышления: «Я не хочу брать на себя ответственность (я же не Питер Паркер, в конце концов!), потому что страшно отвечать за свои слова и действия». Но ведь деньги работодатель выделяет на твою зарплату не просто так? Вот-вот. Заявки на почте сами себя не обработают. Да и что может пойти не так? Да много чего, на самом деле.

4f4beb4b23cdeef8323669e23379361f.png

Забавно, что подобный страх способен породить порочный круг: ты боишься ответственности, а хорошая зарплата и карьерный рост в ответ избегают тебя. Тут важно помнить: кто не рискует, тот не пьёт шампанского кто преодолевает себя, упорно развивается и набивает руку, тот и получает пальму первенства.

Поэтому вот мой магический рецепт избавления от страха ответственности:

  1. Щепотка самовнушения.

  2. Две крупицы уверенности в себе.

  3. Лёгкое ощущение от предвкушения плюшек за успех.

  4. Атмосфера в команде, когда ищут проблему, а не виноватых.

Миновало 60 дней с тех пор, как я здесь

Знаете типичные фильмы про будущих гениев, миллиардеров, плейбоев и филантропов? Все они начинали с малого: с амбиций, первой работы и… первых знакомств.

Мудрость дня: нельзя стать частью коллектива, постоянно избегая его. Так вот, несмотря на то, что я проработал в команде довольно внушительное для меня самого время, и был знаком со своим окружением, некоторые коллеги всё равно казались мне строгими, серьёзными и неподступными. Для меня было важно мнение этих людей, и я хотел добиться их расположения, чтобы приходить в офис на чиле, на расслабоне, зная, что меня ожидают не только рабочие обязанности, но и приятная компания. Поэтому я стал искать общие интересы. Например, один из тех самых строгих и серьёзных сотрудников оказался милым обладателем плюшевой коллекции котиков. А кто не любит котиков? Так и подружились!

Как говорил Джейсон Стейтем, «делай как надо — как не надо не делай». Даже если речь идёт о желании прижиться в коллективе, совет очень даже рабочий.

Это актуалочка в основном для стажёров и джунов, которые только осваивают новые рабочие горизонты, хотя… Хотя страх не стать своим в коллективе может появиться у любого человека на любой должности.

Скажу сразу: такие софт-скиллы, как коммуникабельность, открытость, чувство юмора, доброжелательность, вежливость и, пожалуй, эмпатия — ваши козыри в этой игровой колоде. Даже если правила ограничиваются шестью картами, припрячь в рукаве самую выгодную.

Если серьёзно, то все ваши коллеги проходили эти девять кругов ада становления, наверняка тоже были стажёрами и понимают, как трудно влиться в новый коллектив. Ну, а если это ещё и первая работа, то… слов нет — одни эмоции.

При любых обстоятельствах нужно помнить: главное — быть. Быть уверенным в себе и своих силах и не забывать, что вы все — одна команда, которая работает на благо общего дела.

Также вашим возможным союзником может быть неформальная обстановка.  Наверняка среди коллег есть те, кто будет смеяться над вашими шутками и высокоинтеллектуальными мемами. Как говорится, друг познаётся в беде, а коллега — на обеде.

Спустя четыре месяца моего трудолюбия

Свет. Камера. Мотор! Боязнь неудачи.

Эта плутовка может настигнуть каждого в любой момент — и я тоже не стал исключением.

Вот в моём полном распоряжении высокоприоритетная задача, времени на которую катастрофически не хватает. Уравнение выходит несложным: большой объём рабочей операционки + плохой тайм-менеджмент + пробелы в скиллах = сокрушительная неудача. Как уже становится кристально ясно из контекста, эту задачу пришлось отдать делегировать другому коллеге, у которого было больше времени и навыков для её успешного выполнения.

К сожалению или к счастью, неудач избежать невозможно. Они верный спутник как на работе, так и в личных делах. Несмотря на горечь разочарования, придётся потрудиться найти положительные моменты. Представляю, как чувствовал себя Колумб, желающий открыть торговый путь в Индию и внезапно причаливший к диким берегам неизвестного континента. Был ли он расстроен? Подавлен? О да, ведь эта фатальная ошибка стоила всему человечеству открытия Америки. Так что из любой, даже самой неприятной, ситуации, можно извлечь выгоду. Нужно лишь держать нос по ветру и проводить глубокий анализ произошедшего.

Чернила в ручке заканчиваются, да и жизненные цитаты Стейтема — тоже

Поэтому напоследок скажу словами Сократа, что тот, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет — ищет причины. Мой завет самому себе: в любой непонятной ситуации включать не панику, а голову — не существует ничего непоправимого, а из каждого, казалось бы, самого страшного, обстоятельства можно извлечь выгоду.

Преодолевать страхи бывает трудно, но человеку, который упорно идёт к своей цели, и горы по плечо, и море по колено. Помнить — нельзя забыть, что страх — лишь временная преграда на пути к новым возможностям.

Итак, что бы я точно хотел знать перед выходом на свою первую работу:

  1. Не стоит прокрастинировать и избегать последствий своих ошибок. Лучше проанализировать их причины и сделать для себя выводы, чтобы в будущем не наступать на те же грабли.

  2. Чем больше ответственности, тем выше уровнем становятся твои компетенции. Нельзя прокачивать навыки, постоянно находясь в зоне комфорта своих текущих умений.

  3. Не нужно замыкаться в себе. Гораздо эффективнее быть честным и открытым, не забывать о командной работе и движении к общей цели. Важно оставаться собой — тогда точно получится создать классное, а главное, правильное впечатление о себе.

  4. Неудачи — в какой-то степени союзники. Они позволяют найти пробелы не только в своих знаниях, но и в механизмах функционирования системы. А ещё это хороший стимул к работе над собой и возможность оптимизировать внутренние процессы.

P.S. Кстати, о возможностях: вот вам ссылка на все актуальные стажёрские (и не только) вакансии Ozon.

И да пребудут с вами сила и удача!

© Habrahabr.ru