Для тех, кто посматривает на относительные оценки, но не решается их внедрить
Привет! Меня зовут Елена, я недавно перешла работать в SM Lab руководителем продукта Портал поставщика. Портал — это рабочее место поставщиков товарной продукции в Спортмастер и Остин. Решение представляет собой трехслойную систему со множеством интеграций и витиеватым функционалом. Локализация интерфейсов, инструкций и обучающих курсов на трех языках, в миссии — простота и удобство пользования.
В SM Lab продуктовый подход, поэтому я зашла в готовую команду. Её особенность в том, что она достаточно большая — 17 человек. В этой статье я хочу рассказать о том, как мы внедрили относительные оценки работ и что получили в результате.
Оценка в лоб
Наш продукт востребованный, важный и ценный для бизнеса, поэтому передо мной прямо с порога возникла задача оценки сроков реализации очередной доработки.
Что делать? Собрала команду, мы вместе спроектировали решение, декомпозировали его на задачи, оценили каждую, просуммировали трудозатраты, округлили в большую сторону, еще раз посмотрели на итоговую цифру, подтвердили, я передала прогноз бизнесу и выдохнула. А потом подсчитала, сколько стоила подготовка прогноза, и ужаснулась.
Во-первых, 17 человек — это немало, и 1.5 часа командной встречи — это почти чел/неделя.
Во-вторых, команда работает по Kanban, и у нас нет выделенного времени на подобные мероприятия.
В-третьих, product lead до меня 3 года работал в продукте, поэтому мог дать верхнеуровневую оценку без привлечения команды, т.е. без лишних трудозатрат.
Взвесив все это, я поняла, что, если резко не научусь ускорять и удешевлять подготовку оценки, у меня просто разовьется комплекс вины перед заказчиком.
Так как продукт живой, времени до следующего запроса от бизнеса было немного, а тут еще и конец финансового года замаячил с дорожной картой на следующий год…
Как быть? Я вспомнила про относительные оценки. На самом деле, я никогда ранее сама с ними не работала, но, как и многие, читала, слышала, могла поддержать разговор.
Относительные vs Абсолютные
Что я знала об относительных оценках? Относительные оценки противопоставляют абсолютным оценкам.
Абсолютная оценка — это оценка в человеко-часах.
Абсолютная оценка — родная дочка «водопадного» подхода. Получили проект, разбили на задачки, подсчитали затраты в часах для каждого участника, согласовали с заказчиком, пошли копать. При этом абсолютная оценка не такая точная, как хотелось бы. Причин много: и специалисты — большие оптимисты при оценке своих работ, и работы по проекту не всегда предсказуемы, и по 8 часов непрерывно никто не сидит над задачами, и прочее.
Вместе с гибким подходом к разработке появляются относительные оценки.
Относительные оценки — это оценки через сравнение. Например, эта задача такая же простая, как та задача, или эта задача такая же непонятная и геморройная сложная, как вот та.
Единицы измерения относительных оценок самые разные:
• Сторипойнты (1SP, 2SP, 3SP, 5SP, 8SP)
• Размеры маек (S, M, L, XL)
• Животные (хомяк, котик, барбос)
и многие другие.
Как применять?
Если требуется оценить выполнение задач одним специалистом, проще применить алгоритм абсолютной оценки: спросить, сколько времени он потратит на решение каждой задачи, и подсчитать сумму.
Если необходимо оценить выполнение множества задач кросс-функциональной командой, лучше использовать относительные оценки. Например, если над каждой задачей работает аналитик, разработчики front, rest, бд, тестировщик, собирать оценки с каждого — тот еще квест.
Было бы здорово придумать свои оригинальные единицы измерения, но времени для творчества не было, а размеры маек в общем-то тоже
относились к нашей тематике.
Как мы внедрили относительные оценки?
Буквально по щелчку пальцев