Для систем подписок могут ввести 14-дневный срок отказа
Власти обсуждают введение 14-дневного «периода охлаждения» для экосистем, в течение которого клиент сможет отказаться от подписки, если еще не начал пользоваться услугами.
В настоящее время потребитель должен оплатить подписку, даже если он не воспользовался цифровым сервисом.
Предложения разработали на площадке АНО «Цифровая экономика» с участием Минэка, Минцифры, ЦБ, Роспотребнадзора, а также «Сбера», «Яндекса», Ozon, Wildberries и МТС. Их направили в Центр компетенций федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды».
Экосистемы и цифровые платформы хотят обязать сообщать клиенту об очередном списании денег, делить рассылки на рекламу и необходимые уведомления, а также включить самозанятых в перечень возможных заявителей на получение сертификата соответствия продукции. Отдельные предложения касаются защиты персональных данных пользователей, ограничения таргетированной рекламы, уточнения антимонопольного и налогового законодательства, защиты российских экосистем на зарубежных рынках.
В Роспотребнадзоре отметили, что сегодня потребитель уже может отказаться от любой приобретенной услуги и вернуть деньги за вычетом понесенных компанией расходов на любом этапе сделки. Однако расходы должны быть обоснованными, как правило, они пропорциональны срокам пользования услугами.
В «ВСК Страховании» отметили, что уже сейчас большинство сервисов отменяют «нежелательную» подписку по обращению клиента, чтобы не потерять его лояльность. В «СКБ Контур» считают, что регулирование со стороны государства нужно, когда подписки оформляются без ведома абонента.
В финансовой сфере уже действует «период охлаждения», и этим активно пользуются клиенты, знает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Он считает данную меру для экосистем избыточной: по словам Войлукова, клиентам обычно предоставляется пробный период подписки, чтобы ознакомиться с продуктом, а уже потом он начинает платить ее полную стоимость.
Юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон» Павел Уткин уверен, что клиент должен иметь право на отмену подписки с возвратом средств. Такая возможность должна быть юридически закреплена, например, в пользовательском соглашении.
Ранее российские компании предложили снизить налоги для отечественных бизнес-экосистем, чтобы сделать условия конкуренции с зарубежными сервисами более выгодными.