Для мощных электросамокатов хотят скорректировать ПДД, но единого мнения нет
Фото Романа Колупанова
Общественная палата Москвы ведёт разработку изменений в Правила дорожного движения, чтобы решить проблему с индивидуальным транспортом: электросамокатами, сегвеями, гироскутерами и моноколёсами. Уже этой осенью изменения в ПДД будут направлены в Госдуму и министерство транспорта.
Электросамокаты всё чаще становятся проблемой и для пешеходов, и для автомобилистов. Нередки случаи, когда самокатчики без шлема выезжают на проезжую часть и разгоняются до 40−50 км/ч, а то и до 75 км/ч. Это не какой-то экстремальный случай. Говорят, такие скорости доступны во многих популярных моделях, иногда нужно снять только программное ограничение.
Самое интересное, что самокатчики даже теоретически не могут нарушить скоростной режим. ГИБДД приравнивает к пешеходам всех участников дорожного движения, использующих индивидуальные средства передвижения: роликовые коньки, электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и так далее. А у пешеходов максимальная скорость движения не ограничена.
По нынешним правилам транспортным средством считается устройство с двигателем более 4 киловатт. При этом транспортное средство должно развивать скорость более 50 км/ч. Сегвей разгоняется максимум до 36 км/ч. Электросамокаты не соответствуют этим требованиям, потому что у нет двигателя внутреннего сгорания, а самый мощный электромотор не развивает мощность 4 киловатта (хотя и такие модели, наверное, можно найти).
Вероятно, ПДД нуждаются в изменениях. Вариантов много. Некоторые предложения самих владельцев самокатов, ГИБДД, автоолюбителей и пешеходов перечислены ниже. Возможно, Общественная палата реализует что-то из перечисленного:
- Разрешить владельцам индивидуального транспорта выезд на проезжую часть
- Приравнять мощные электросамокаты к транспортным средствам: возможно, к мопедам. По определению из ПДД, мопед — двух- или трёхколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
- Ограничить максимальную скорость, поскольку с такими маленькими колёсами очень опасно двигаться на высокой скорости: маленйший бугорок, выбоина, камень, резкий поворот руля — и самокат теряет устойчивость. Любое неверное движение грозит падением, а водители гаджета часто пренебрегают защитой
- Сделать выделенные полосы для электросамокатов и велосипедов
- Установить требование по минимальной защите (шлем, фликеры, др.)
- Ввести сертификацию электросамокатов: закрыть доступ на рынок ненадёжных китайских моделей, которые могут развалиться на дороге
- Ограничить возраст для катания на мощных электросамокатах
Если приравнять электросамокаты к транспортным средствам, то это повлечёт не очень приятные последствия для их владельцев. Возможно, для них введут обязательную регистрацию с получением номерных знаков, заставят сдавать экзамен и получать водительские удостоверения. Плюс транспортный сбор и т. д. Примерно по такому сценарию был «убит» рынок электроскутеров, говорят энтузиасты. Они указывают, что водитель обычного самоката или роллер, который передвигается на роликовых коньках, или скейт-серфер могут развить скорость и более 40 км/ч, но при этом никто не предлагает направить их на получение прав. Также никто не требует повесить на них регистрационные знаки. Практически во всём все эти электрогаджеты передвигаются именно по тротуарам и пешеходным дорожкам, не имея права выезжать даже на велосипедные дорожки, хотя в некоторых городах действуют другие правила, а кое-где электросамокаты даже полностью запретили.
«Нужно чётко и ясно разработать стандартные правила для участников движения на различных видах микромобильности — электросамокатах, сегвеях, гироскустерах, электрических моноколесах и так далее, — сказал заместитель председателя комиссии столичной ОП по транспорту Норайр Блудян. — Туда могут войти скоростные ограничения, ограничения по разрешённым зонам использования того или иного вида микромобильности. Нужно срочно принимать меры, но поскольку эти полномочия федеральные, а не региональные, я думаю, что мы где-то в конце сентября − в октябре подобное обращение c просьбой урегулировать данную сферу или конкретными предложениями по правилам направим в профильный комитет по транспорту Госдумы и Минтранс РФ».
Он отметил, что вопрос о проработке соответствующих рекомендаций уже включён в план работы комиссии, для обсуждения темы будут приглашены представители правительства Москвы, депутаты Мосгордумы и эксперты. «О необходимости регулирования данной сферы мы говорим уже три года, но, к сожалению, воз и ныне там. Федеральные органы должны заниматься этим и без обращений, но этого не происходит», — сказал Н. Блудян.
Голландское контртеррористическое подразделение
Впрочем, инициатива Общественной палаты может быть проигнорирована. вопрос о правовом статусе пользователей таких устройств поднимался в правительстве еще в 2017 году. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минтрансу проработать вопрос о том, нужны ли изменения в ПДД и другие нормативные акты. Связано это было с ростом численности моноколес и гироскутеров на дорогах, а также с увеличением скорости их передвижения. Кроме того, тогда были зафиксированы первые ДТП с участием таких аппаратов. Тогда ведомства к единой точке зрения не пришли, а вице-мэр Москвы Максим Ликсутов заявил: «Я не сторонник вводить ограничения. Считаю, все, кто пользуются, сами могут это контролировать».
Некоторые специалисты тоже считают, что излишние ограничения могут навредить: Эксперт объединения «Транспорт и город» Владимир Валдин считает, что подобные изменения в ПДД бессмысленны, и ГИБДД будет технически сложно их соблюдать: «Сделать с этим транспортом ровным счетом ничего невозможно. Что вы будете делать с гироскутером? За ним будут гаишники гоняться? У нас инспекторы ГИБДД такие нарушения не отлавливают. Кто будет заниматься, например, фото и видеофиксацией таких поездок? Это практически нерешаемая ситуация, — сказал Владимир Валдин. — Для того чтобы любая болезнь не разрасталась, надо сначала принять меры по ухудшению условий для ее развития. Во-первых, можно запретить продажу гироскутеров и прочей техники, которая ездит условно быстрее, чем 20 км/ч. Но ее все равно будут ввозить с помощью AliExpress или просто через границу. Сколько у нас существует законов против «зацепа»? Однако электрички, как гроздьями, обвешаны этими пацанами и девчонками, которые едут сзади, особенно на московском узле. Ничего с этим сделать невозможно — только развивать общественный транспорт, чтобы было меньше соблазна у людей делать такие опасные вещи».
По статистике ГИБДД, в 2018 году в России произошло 39 ДТП с участием личного электротранспорта, в которых пострадали 40 человек. В 12 случаях произошел наезд на пешехода, в 21 случае — столкновения. Каждый пятый инцидент произошел в Москве.
В июне ГИБДД представила статистику за пять месяцев 2019 года: зарегистрировано 12 ДТП с электросамокатами.