Дизайн кассового чека
Вот наш старый чек, который печатается практически по всей сети. Если присмотреться, на нём много полезной информации, но совершенно нет духа дружелюбия и хоть какой-то минимальной эстетики.
При этом чек уносит с собой каждый наш покупатель, и это попросту глупо не использовать. Равно как стоит добавить бумажке немного полезности.
MetaВверху чека до слова «Продажа» есть метаданные, которые обязательны. Юрлицо, данные об аппарате, дата и время, кто пробил и так далее. Лишнее там, конечно, «Добро пожаловать!» — это пример текста, который однажды забит в ККМ, и всегда там печатается. Выпиливаем.У метаданных есть проблема. Если вы когда-нибудь искали чек в куче, потому что он вам нужен, то знали, что найти компанию по юрлицу — задача нетривиальная. То есть поиск чека дома — это сложная задача распознавания не самого чека, а конкретной покупки в нём. И сопоставления с магазином.
Просто посмотрите как эта часть безумно круто реализована у Тиффани в США:
Чисто технически, у нас тоже можно сделать так. Другое дело, что мы упираемся в особенности прошивки ряда аппаратов, используемых в сети: нам хочется и сделать чек красивее, и не затевать при этом тотальный рефакторинг, связанный с затратами. Поэтому выясняется, что всё железо поддерживает сверху печать картинки. То есть шапка останется странно скомпонованной, но главную проблему — узнаваемость — мы решим.
Да, при сохранении данных в шапке, там можно до них писать что угодно — не надо думать, что область фиксирована.
Продажа Дальше в чеке идёт область конкретной сделки. Это список позиций с наименованиями, количество их в чеке, сумма и скидка. Она что у нас, что в Африке выглядит примерно одинаково уродливо:
Главная проблема — это переносы и лишние десятичные знаки после запятой. Здесь мы задали вопрос юристу, обязательно ли писать 2.000 штук и 150.00 рублей. Выяснилось, что совсем даже не обязательно. Но тут оказалось, что прошивка наших самых старых устройств на сети такова, что поменять мы это не сможем, даже если очень захотим. Увы, но в эту часть лезть нельзя.
Дальше фискальная отметка, в ней всё визуально нормально.
Ещё meta Снизу чека тоже можно писать разные вещи. После фискальной отметки содержимое чека также не регламентируется, и туда можно вносить что угодно. Только текст получится выключенный по центру. Вот, например:
Или вот куда более утилитарное применение — карта пополнения баланса в Норвегии на чеке:
Ещё возможности Вот взрослые пацаны выделяют итоговую сумму скидки для покупателя: Приятно знать сколько именно ты сэкономил, согласитесь
Вот здесь парни печатают условия возврата и штрих-код, чтобы сразу провести по нему и сделать возврат за считанные секунды (не разыскивая заказ руками):
Вот целый лотерейный билет на чеке:
В итоге мы подумали, что на чеке хочется:
Обеспечить узнаваемость и упростить поиск в куче — логотип сверху. Улучшить что можно в технической части (но мы ограничены прошивкой) Оставить на чеке телефон магазина, телефон главного по региону. Добавить немного рекламы, всё равно почти как листовка. Чек чаще всего нужен при возврате. Логично написать условия возврата прямо на нём для упрощения. Меньше непонимания. Кроме того, наши покупатели часто спрашивают нас про то, когда будет следующий порог скидки на их накопительной карте. Поскольку мы не отправляем SMS своим клиентам, логично печатать данные на чеке. Здесь же вскрылся ещё момент — чек может быть анонимной дисконтной картой для тех, кто не хочет оставлять свои данные. Прямо на нём можно давать скидку на следующую покупку в таком раскладе. Вот прототип на ранней стадии (цвета, естественно, быть не должно):
А вот результат, адапатированный для самой старой прошивки. Он немного вырвиглазен, но уже заметно лучше, чем вариант №1. «Добро пожаловать» только никуда не делось, но я верю, мы его победим.
Теоретически, можно печатать всё то, что между логотипом и сделкой, ниже под итогом. Но после тестов выясняется, что это грозит танцами с бубном, поэтому в этой версии поднимаем всё вверх. Запускаем на одном магазине, тестируем неделю, выявляем баги. Главный момент — во все прошивки надо отдавать текст буквами, а не картинкой: это сильно ускоряет печать чека. Сейчс обновлённая версия обкатывается ещё в 5 разных магазинах на разных устройствах.
Итог — на чеке появилась полезная информация, которая реально помогает покупателю. Плюс он сам стал хоть чуть, но лучше.
Ещё один ключевой момент — чек стал динамическим. Он показывает текущий статус скидки и отвечает на основные вопросы покупателя на момент продажи.
Что ещё можно сделать, если прошивка не позволяет? По дороге к вырвиглазной адапатации под самые простые устройства мы рассматривали ещё два варианта информации с чеком. Возможно, вам они будут полезны: Можно печатать на кассовой ленте с обратной стороны. Так делают некоторые супермаркеты. Туда наносится просто картинка, которая регулярно повторяется. Можно занести условия возврата, регионального старшего и другую статическую информацию. С динамикой, увы, облом. Зато это дешево и сердито. Дорогие магазины вкладывают чек в книжку, в которой может быть довольно много рекламы. Операция делается руками, книжки обновлять легче и проще, чем ленту. Если куплен детский товар — можно прикрепить чек степлером к «корочке» с рекомендациями детских товаров, если взрослый — со взрослыми и так далее. Резюме Чек может содержать полезную информацию. На чеке можно рисовать картинки. Чек может быть интерактивным: меняться от любого статуса в базе данных от уровня скидки до персональных рекомендаций. На чеке можно делать мини-FAQ того, что важно вашим покупателям. И чек — рекламный материал, который люди выбрасывают куда реже, чем остальные. Всё это можно использовать.